24 июля, четверг  |  Последнее обновление — 16:58  |  vz.ru

Читайте также

Ныряющий фрегат

Французские конструкторы предложили экзотический проект корабля будущего
Новый фрегат сможет пройти 38-узловым ходом не менее 2000 морских миль   27 октября 2010, 22:13
Фото: air-cosmos.com
Текст: Геннадий Нечаев

Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

Военные французские разработчики ошарашили мир новым военным кораблем. Революционное оружие представляет собой «погружаемый фрегат» или, как называют его сами конструкторы, «надводную подлодку». Газета ВЗГЛЯД попыталась разобраться, насколько в будущих военных действиях на море мог бы быть эффективен такой корабль.

На открывшемся 25 октября в парижском пригороде Ле-Бурже европейском военно-морском салоне EURONAVALE-2010 представлено немало проектов перспективных боевых кораблей ближайшего будущего. Специалисты четко выделяют две тенденции: создание кораблей противоракетной обороны и кораблей, специально спроектированных под базирование беспилотных летательных аппаратов. Среди них есть как обычные надводные корабли, так и весьма футуристические проекты наподобие «погружаемого фрегата» SSX-25, предложенного французским концерном  DCNS.

«Не следует думать, что французы изобрели нечто принципиально новое. Ныряющие и полупогружные субмарины известны с позапрошлого века, некоторые такие корабли даже применялись в бою»

Сами французы называют необычный корабль «надводной подлодкой»: именно так можно перевести на русский язык французское название Sous-marin de surface. Корабль длиной 109 метров имеет полупогруженный подводный корпус, оптимизированный для высоких ходов в надводном положении. Для этого в удлиненном ножевидном корпусе корабля установлены особо мощные газовые турбины, приводящие в движение три водометных движителя, при этом «надводная подлодка» сможет пройти 38-узловым ходом не менее 2000 морских миль.

Турбины и дизели подводного хода расположены на едином основании в массивной палубной надстройке. По прибытии в район боевых действий корабль совершает «нырок», частично превращаясь в субмарину.

При этом воздухозаборники турбин и выхлопные устройства закрываются специальными заслонками, из надстройки выдвигаются «шнорхели» (устройства подводного питания дизелей воздухом), из центральной части корабля – азиподы, а в носу – рули глубины. В погруженном состоянии водоизмещение корабля составляет 4800 тонн, он способен передвигаться со скоростью до 10 узлов.

Для наблюдения за поверхностью при этом может использоваться специальная выдвижная мачта наподобие перископа, снабженная радаром и разного рода оптическими датчиками.

Фото

Аппарат будущего объединит в себе свойства подводной лодки и надводного корабля. Одним из главных достоинств корабля, получившего условное обозначение SMX-25, является его способность быстро прибывать в надводном положении на удаленные театры военных действий, после чего он будет способен наносить удары из-под воды. Предполагается, что корабль в надводном положении будет иметь скорость 38 узлов, в подводном – 10 узлов. SMX-25 будет иметь на вооружении 16 многофункциональных ракет, способных поражать надводные, подводные и наземные цели, а также четыре торпедных аппарата. Корабль, внешне напоминающий веретено с массивной рубкой, будет максимально автоматизирован. Им будет управлять экипаж из 27 человек
Аппарат будущего объединит в себе свойства подводной лодки и надводного корабля. Одним из главных достоинств корабля, получившего условное обозначение SMX-25, является его способность быстро прибывать в надводном положении на удаленные театры военных действий, после чего он будет способен наносить удары из-под воды. Предполагается, что корабль в надводном положении будет иметь скорость 38 узлов, в подводном – 10 узлов. SMX-25 будет иметь на вооружении 16 многофункциональных ракет, способных поражать надводные, подводные и наземные цели, а также четыре торпедных аппарата. Корабль, внешне напоминающий веретено с массивной рубкой, будет максимально автоматизирован. Им будет управлять экипаж из 27 человек
Компания не сообщает, способен ли корабль действовать в полностью погруженном состоянии, то есть без выдвижных устройств для забора атмосферного воздуха, только на электрическом ходу. Компания подчеркивает, что их ныряющий корабль для борьбы с подводными целями не оптимизирован, тем не менее он имеет для самообороны восемь торпед в носовых торпедных аппаратах.

Основное вооружение корабля – 16 универсальных вертикальных пусковых установок для размещения как крылатых (включая противокорабельные), так и зенитных ракет.

Таким образом, в качестве перспективного корабля французские конструкторы предлагают некий гибрид фрегата УРО (высокая скорость, мореходность, мощный ракетный комплекс) и ударной подводной лодки (скрытность, способность атаковать цели из подводного положения). Погруженный корпус обеспечит гибридному кораблю меньшую уязвимость от качки, сделав его стабильной пусковой платформой, а развитая надстройка позволит частично избавиться от такого недостатка ПЛ, как теснота. Более того, погруженный корпус – это еще и меньшая заметность во всех диапазонах и высокая экономичность за счет меньшего сопротивления ходу на границе сред.

Кроме того, как отмечают специалисты, развитая надстройка позволяет размещать в ней различные достаточно комфортные помещения для спецназа и его специфического оборудования – преимущество, которого лишены ПЛ спецназначения. В надстройке, безусловно, может быть устроен и специальный ангар для БПЛА (беспилотный летательный аппарат), особенно привлекательны в этом плане винтокрылые машины с вертикальным взлетом. Такие вертолеты-роботы можно хранить в автоматизированных стеллажах по сторонам ангара с раздвижной крышей, которая будет открываться для выпуска и приема БПЛА.

Очевидно, что в такой конфигурации корабль следует рассматривать, прежде всего, как разведчик, предназначенный для скрытного и длительного сбора информации в любом прибрежном районе, по тем или иным причинам не доступном для космической или авиационной разведки. Другое возможное назначение подобного корабля – расчистка плацдарма для коммандос, скрытные удары по береговым объектам, расчистка пляжей перед прибытием основных десантных сил. Понятно, что наиболее ценен он будет против противника, не располагающего современными средствами противолодочной борьбы.

Не следует думать, что французы изобрели нечто принципиально новое. Ныряющие и полупогружные субмарины известны с позапрошлого века, некоторые такие корабли даже применялись в бою. Так, английские эскадренные лодки класса К времен Первой мировой, оснащенные (из-за отсутствия мощных дизелей) паротурбинными установками, фактически были ныряющими кораблями и в боестолкновениях действовали из полупогруженного положения, надеясь на защиту корпуса толщей воды. Полупогружным судном вполне можно считать и знаменитый «Монитор»: первый самоходный железный винтовой артиллеристский корабль, примененный северянами во время Гражданской войны в США для обстрела Хемплтонского рейда.

Можно припомнить так же германские мини-субмарины типа «Зеехунде» и «Зеетойфель»: первые являли собой попытку создания некоего морского аналога одноместного самолета-истребителя, а вторые – диверсионного судна с возможностью выхода на берег с помощью гусениц.

Различные проекты ныряющих кораблей создавались и в СССР. Таковыми фактически были ранние советские ПЛ типа «Правда». Для достижения большой надводной скорости конструктор Андрей Асафов постарался придать ПЛ обводы эскадренного миноносца – наиболее быстроходного в то время из надводных кораблей. Но для миноносцев характерно отношение длины к ширине и ширины к осадке абсолютно не свойственное ПЛ. В результате в погруженном состоянии корабль плохо управлялся, а высокий запас плавучести крайне замедлял погружение.

«По прибытии в район боевых действий корабль совершает «нырок», частично превращаясь в субмарину»

Крайне оригинальным выглядел и проект ныряющего торпедного катера 1231 «Дельфин». Идею подал лично Никита Сергеевич Хрущев. Осматривая как-то на военно-морской базе в Балаклаве быстроходные катера проектов ЦКБ-19 и ЦКБ-5 и наблюдая базировавшиеся там же подводные лодки, он высказал мысль, что с целью обеспечения скрытности действий флота, что особенно важно в условиях атомной войны, надо стремиться «погрузить» флот под воду, и предложил для начала «погрузить» ракетный катер.

В соответствии с ТТЗ корабль проекта 1231 предназначался для нанесения внезапных ракетных ударов по боевым кораблям и транспорту в узких местах, на подходах к военно-морским базам и портам противника, участия в обороне побережья, районов базирования флота и приморских флангов сухопутных войск, в отражении высадки десантов и нарушении морских коммуникаций противника, а также для несения  гидроакустического и радиолокационного дозора в местах рассредоточенного базирования флота. Предполагалось, что при решении указанных задач группа подобных кораблей должна была развертываться в заданном районе и длительное время находиться в погруженном положении на позиции ожидания или сближаться с противником также в подводном положении, поддерживая контакт с ним гидроакустическими средствами.

Сблизившись, ракетоносцы всплывали, на большой скорости выходили на рубеж ракетного залпа, выпускали ракеты, затем снова погружались или отрывались от противника с максимальной скоростью в надводном положении. Нахождение ракетоносцев в погруженном положении и большая скорость хода при атаке должны были уменьшить время их нахождения под огневым воздействием противника, в том числе средств воздушного нападения.

Проект довольно успешно развивался с 1959 года до отставки Хрущева в 1964 году, когда был заморожен и позже закрыт.

Единственное применение, в котором ныряющие корабли себя оправдали, – это скоростные полупогружаемые десантные катера, используемые, например, северокорейскими диверсантами, а с некоторых пор и их иранскими коллегами. Такого же типа суда, но уже «самодельные» используют и колумбийские наркоторговцы для доставки своего товара в США. Это низкосидящие лодки длиной до 25 метров, надводная часть лодок выступает над поверхностью на высоту не более 45 сантиметров, они могут брать на борт до 10 тонн кокаина. Американские военные и правоохранительные органы называют их самоходными полупогружными лодками, Self-Propelled Semi-Submersibles (SPSS). Обнаружение таких суденышек крайне затруднено даже для столь хорошо оснащенной службы, как американская Береговая охрана.

Видимо, этим и руководствуются и французские конструкторы: какие-нибудь сомалийские пираты большой полупогружной или ныряющий корабль, скорее всего, действительно не заметят. Но вот стоит ли овчинка выделки? Не получится ли так, что корабль такого класса окажется дороже, чем фрегат и подлодка вместе взятые, а по эффективности – хуже, чем каждый по отдельности? Понятно, что в настоящий момент никто не сможет ответить на этот вопрос, но все-таки кажется, что будущее за менее экзотическими кораблями.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте Russia.ru. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


← На главную страницуПисьмо в редакциюПодписка на новости
 16:56   Краткосрочный сбой произошел на фиолетовой линии московского метро
Неполадки в «обкаточном» составе вызвали небольшой сбой в графике движения поездов в четверг днем на северо-западном участке Таганско-Краснопресненской линии Московского метрополитена.
 16:55   Ученые: Китайский луноход подтвердил гипотезу о жидком ядре Луны
Китайский луноход «Юйту» («Нефритовый заяц») подтвердил гипотезу о существовании жидкого и горячего ядра Луны, сообщил доцент Казанского (Приволжского) Федерального университета Александр Гусев.
 16:48   Виновника гибели 18 человек под Подольском попросили посадить на семь лет
Гособвинитель требует посадить на семь лет водителя из Армении Грачьи Арутюняна, по вине которого под Подольском погибли 18 человек, гособвинитель заявил сегодня в ходе прений сторон в Троицком суде Москвы.
 16:48   Росстат: Продукты питания в России подорожали почти на 8% с начала года
Рост цен на продукты питания в России в январе-июне 2014 года составил 7,9%, в то время как в ЕС продовольствие подешевело на 0,4%, сообщает Росстат.
 16:37   Задержанный на Украине журналист ANNA News освободжен
Журналист информационного агентства ANNA News Вадим Аксенов, задержанный украинскими силовиками, освобожден.
 16:28   Eustream: Реверс газа из Словакии на Украину достигнет максимума к весне 2015 года
Максимальный объем реверсных поставок газа с территории Словакии на Украину в 10 миллиардов кубометров в год планируется достичь весной 2015 года, сообщил официальный представитель оператора газотранспортной системы Словакии - компании Eustream Ваграм Чугурян.
 16:21   МИД: Негласная договоренность о составе миссии ОБСЕ на погранпунктах должна быть соблюдена
МИД России рассчитывает на соблюдение негласной договоренности о том, что группа наблюдателей ОБСЕ на российских погранпунктах должна состоять в основном из граждан Германии, Франции, Швейцарии, сообщил замглавы МИДа Григорий Карасин.
 16:19   СМИ: На борту пропавшего в четверг алжирского самолета были россияне
Предположительно, на борту пропавшего в четверг алжирского самолета находились россияне, сообщает новостной портал Algerie1, ссылаясь на источники в транспортной отрасли.
 16:16   Испанские антифашисты проведут акцию протеста у посольства США в Мадриде
В пятницу, 25 июля, у посольства США в Мадриде состоится митинг против политики американских властей по поддержке карательной операции украинских войск против мирного населения юго-восточных регионов Украины.
 16:05   У Европарламента проходит митинг против карательной операции на Украине
В четверг в Брюсселе на площади перед зданием Европарламента проходит митинг против военной операции украинских войск в Донбассе. Как пояснил газете ВЗГЛЯД один из устроителей акции Александр Наумов, в митинге примут участие жители Юго-Востока – очевидцы трагических событий.
 16:07   Время ожидания паромной переправы в порту «Кавказ» сократилось до 5-6 часов
Автомобилисты ожидают переправы в Крым в порту «Кавказ» в среднем 5-6 часов, вместо 30-40 часов в начале июля, сообщил представитель Единой транспортной дирекции (ЕТД).
 15:59   На борту разбившегося лайнера Air Algerie находились 80 граждан Франции
На борту самолета алжирской авиакомпании Air Algerie, потерпевшего крушение недалеко от столицы Нигера, находились 80 граждан Франции, передает EFE со ссылкой на свои источники.
 15:58   Молдавия пригрозила обратиться в ВТО из-за приостановки импорта фруктов в Россию
Молдавия решила обратиться во Всемирную торговую организацию (ВТО) из-за решения России приостановить импорт молдавских консервов и фруктов, сообщил гендиректор Национального агентства по безопасности пищевых продуктов Молдавии Ион Сула.
 15:52   С автокомбината управделами президента пропало более 200 покрышек
С автокомбината управделами президента России кто-то похитил 215 автопокрышек на сумму 1 млн 200 тыс. рублей, сообщил в четверг пресс-секретарь управделами Виктор Хреков.
 15:40   Индийскому подростку удалили 232 зуба
Хирурги одной из больниц в индийском городе Мумбаи в результате сложнейшей семичасовой операции удалили 17-летнему Ашику Гаваи 232 зуба.
 15:27   Трех офицеров украинской армии заподозрили в измене
Несколько действующих и бывших военнослужащих Украинской армии якобы подозреваются в сотрудничестве с ополченцами и российской стороной на платной основе, сообщил бывший глава контрразведки генерал Николай Маломуж.
 15:26   Тела двух мертвых девочек найдены в озере под Калининградом
Калининградские следователи выясняют обстоятельства гибели двух малолетних девочек, тела которых найдены в местном озере.
 15:23   Россия назвала условия принятия украинских наблюдателей на погранпунктах
Россия согласится принять украинских наблюдателей на пограничных пунктах «Донецк» и «Гуково» только после устойчивого прекращения огня, сообщил постоянный представитель России при ОБСЕ Андрей Келин.
 15:19   СМИ: Алжирский самолет разбился рядом со столицей Нигера
Пропавший самолет авиакомпании Air Algerie разбился неподалеку от столицы Нигера Ниамей, сообщают СМИ.
 15:14   ОБСЕ решила отправить наблюдателей на границу России и Украины
Постоянный совет Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе объявил о создании и отправке наблюдательной миссии на границу России и Украины, сообщил постоянный представитель России при ОБСЕ Андрей Келин.
 
 
© 2005 - 2013 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............