Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
5 комментариевВ причинах не сошлись
Создатели спорят о причинах неудач с "Булавой"
Во вторник два разных источника в российском ВПК назвали причины последнего неудачного пуска межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава» в декабре прошлого года. Однако их данные сильно отличаются: одни говорят о конструкторской ошибке и жестких мерах, которые в результате будут приняты, другие – об ошибке производственной, которая легко устранима. Между тем в Главном штабе ВМФ уже назвали примерные сроки возобновления испытаний.
Два взаимоисключающих заявления сделали во вторник сотрудники российского ВПК, знакомые с особенностями разработки ракеты «Булава».
Причиной последнего неудачного пуска «Булавы» явилась конструкторская ошибка в одном из агрегатов
Источник агентства РИА «Новости» сообщил о результатах работы комиссии, расследовавшей причину неудачного пуска, проведенного 9 декабря. По его словам, сбой в полете ракеты произошел из-за конструкторской ошибки.
«Завершившая в декабре работу комиссия установила, что причиной последнего неудачного пуска «Булавы» явилась конструкторская ошибка в одном из агрегатов, отвечающих за отделение третьей ступени ракеты, – сказал источник. – По представленным комиссией выводам, в ближайшее время в отношении дальнейших испытаний «Булавы» могут быть приняты жесткие и определяющие решения».
В то же время источник «Интерфакса» в ВПК настаивает на том, что причины провала испытаний кроются в чисто производственной, а не конструкторской недоработке. «Причиной аварии ракеты «Булава» стал сбой в работе твердотопливного двигателя третьей ступени. Не исключено, что произошел прогар в стенке двигателя, что привело к изменению траектории полета ракеты и ее самоликвидации», – отметил он.
- Глубинные причины
- «Дефект рулевого агрегата»
- Главный по «Булаве»
- Адмирал опровергает
- «Серьезное моральное влияние»
«Есть основания полагать, что после устранения недочетов в процессе производства двигателя подобных сбоев больше не будет», – выразил надежду источник.
По его словам, производственные дефекты, в том числе использование некондиционного сырья и материалов, были основной причиной предыдущих аварийных пусков ракеты «Булава».
Разработчиком двигателя третьей ступени «Булавы» является пермское научно-производственное объединение «Искра».
Напомним, 12-й испытательный пуск «Булавы», оказавшийся седьмым по счету неудачным, был произведен 9 декабря 2009 года с борта атомной подводной лодки «Дмитрий Донской».
«По результатам пуска установлено, что первые две ступени ракеты отработали в штатном режиме, однако на последующем третьем этапе траектории произошел технический сбой. После возвращения лодки на базу были изучены данные телеметрического контроля. По данным контроля, зафиксирована неустойчивая работа двигателя третьей ступени. Причины технического сбоя устанавливаются госкомиссией», – заявили в Минобороны.
Не исключено, что произошел прогар в стенке двигателя, что привело к изменению траектории полета
Ранее сбои в работе ракеты были связаны с нештатным срабатыванием первой ступени.
Между тем в Главном штабе ВМФ РФ во вторник назвали сроки возобновления испытаний ракеты в этом году. По словам представителя командования, этим летом с борта РПКСН «Дмитрий Донской» будет выполнено минимум два пуска. Кроме того, может быть изменен порядок летно-конструкторских испытаний ракеты, сообщил источник.
«Если эти пуски «Булавы» пройдут удачно, в этом же году осенью испытания продолжатся с борта ее «штатного носителя» – атомного подводного крейсера «Юрий Долгорукий». Сначала пройдет одиночный пуск ракеты, а затем, в случае успеха, залповый пуск», – приводит ИТАР-ТАСС слова представителя ВМФ.
В Главном штабе флота отметили, что самое плохое в испытаниях «Булавы» – плавающий сбой в работе ракеты, то есть он возникает всякий раз в новом месте.
Напомним, в конце декабря прошлого года главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий, говоря о возобновлении испытаний, не назвал конкретных сроков.
«Испытания продолжатся, когда разберемся с причинами», – сказал в понедельник главком, отметив, что «надо вскрыть именно глубинные причины, почему это происходит систематически».
Межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования Р30 3М30 «Булава-30» (в международных договорах используется название РСМ-56, по классификации НАТО – SS-NX-30) может нести до 10 ядерных блоков индивидуального наведения мощностью до 150 килотонн каждый. Радиус действия «Булавы» – 8 тыс. километров.
Ракету должны принять на вооружение подводные ракетные крейсеры стратегического назначения проекта 955 («Борей»), которые сейчас строятся на «Севмашпредприятии»: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах».