Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевПехоте дадут крылья
Нужно ли передавать авиацию в подчинение армии
Генерал армии Владимир Болдырев во вторник провел пресс-конференцию в штабе руководства учениями «Ладога-2009» и сделал ряд важных заявлений, касающихся дальнейшего хода реформы российской армии. В частности, он сообщил, что в военное время силовые структуры будут действовать в интересах военного командования, каждый военный округ РФ оснастят комплексами «Искандер», а Армейская авиация будет передана Сухопутным войскам. ВЗГЛЯД проанализировал последнее решение.
Армейская авиация будет передана из ВВС в состав Сухопутных войск (СВ), заявил во вторник командующий СВ, генерал армии Владимир Болдырев, слова которого приводит ИТАР-ТАСС.
Фактически самолеты и вертолеты АА выполняют роль «летающих танков», «летающих БМП» и «воздушных джипов
Напомним, ранее о возможности передачи Армейской авиации (АА) в состав СВ говорил главнокомандующий Военно-воздушными силами, генерал-полковник Александр Зеленин, однако обрисовывал эту перспективу как отдаленную.
Для ясности: авиация Сухопутных войск, или Армейская авиация, предназначена для действий непосредственно в интересах общевойсковых формирований, их авиационной поддержки, ведения тактической воздушной разведки, высадки тактических воздушных десантов и огневой поддержки их действий, а также радиоэлектронной борьбы, постановки минных заграждений и выполнения других задач. То есть фактически самолеты и вертолеты АА действуют непосредственно над полем боя, выполняя роль «летающих танков», «летающих БМП» и «воздушных джипов». К армейской авиации относятся также беспилотные летательные аппараты тактического и оперативно-тактического звена.
Во многих странах мира АА входит в состав сухопутных войск и имеет свойственную им структуру, то есть подразделяется не на звенья и эскадрильи, а на отделения, роты и батальоны − так, например, заведено в США, Германии и Нидерландах. Соответственно, решения на применение авиации принимает «сухопутный» воинский начальник, которому подчинены в данный момент силы АА. Но такие специфические задачи, как ПВО, завоевание господства в воздухе, удары на оперативную и оперативно-тактическую глубину (а также многие другие) лежат в компетенции Военно-воздушных сил, которые располагают для этого соответствующими средствами.
После Второй мировой войны главную роль в АА играли вертолеты как аппараты, наилучшим образом способные взаимодействовать с сухопутными подразделениями. Вертолетная авиация сначала именовалась вспомогательной: в задачи ее входила перевозка грузов, корректировка огня, разведка, связь. Затем в ходе технической эволюции вертолеты превратились в грозное оружие. А в начале 1970-х годов XX столетия, с принятием на вооружение Ми-24, основной ролью которых была поддержка сухопутных войск на поле боя, вспомогательная авиация стала армейской, каковой оставалась до 2003 года, когда этот род войск был передан ВВС.
- Пришли на базу
- Бой с тенью
- Одна голова лучше
- Разоружение Москвы
- Броня хлипка
- «Военный получит право выбирать»
Откровенно говоря, такое решение было принято не от хорошей жизни : парк вертолетов АА стремительно старел, новых закупок не производилось, более того, «сухопутные» начальники предпочитали тратить выделяемые средства в первую очередь на замену устаревших БИП и БТР, финансируя авиаторов по остаточному принципу − денег не хватало даже на текущий ремонт техники.
По словам генерал-майора Виктора Иванова, который тогда исполнял обязанности начальника управления Армейской авиацией ВВС РФ, «основным больным вопросом Армейской авиации остается исправность авиатехники». Она, по его оценке, в целом составляет 42−45%, а в Северо-Кавказском военном округе − 60−65%.
Между тем положение с техникой в последние годы стало постепенно выправляться ( хотя и остается сложным ). Российский авиапром два года подряд бьет рекорды производства винтокрылых машин, планы закупки техники корректируются в сторону увеличения. В прошлом году российские заводы построили 169 вертолетов, что на 3% превысило заданные по плану показатели. Рост был заметен и в первом полугодии текущего года. В частности, в серию переданы новые вертолеты огневой поддержки Ми-28 и Ка-52, устаревшие машины Ми-8 постепенно заменяются на новые Ми-8В-5, а «летающие танки» Ми-24 проходят модернизацию и капитальный ремонт.
В сложившихся условиях можно подумать о возвращении авиации сухопутчикам. Между тем существует ряд возражений. Некоторые специалисты полагают, что очередная передача окончательно добьет «задерганный» реорганизациями род войск. Они предлагают оставить АА в составе ВВС, одновременно приложив усилия к совершенствованию взаимодействия между наземными и воздушными подразделениями. Для этого предлагается организовать подготовку авианаводчиков из сухопутных офицеров на базе авиационных учебных заведений, поскольку такой наводчик должен досконально представлять себе как организацию общевойскового боя, так и особенности применения авиации, включая характеристики летательных аппаратов и их средств поражения. Другие утверждают, что лишь сухопутчики полностью понимают особенности применения авиации на поле боя, когда вертолет рассматривается в общем контексте и наравне с танками, артиллерией и прочей боевой техникой СВ как аэромобильное средство огневой поддержки и поражения. Считается, что такой командир сможет наиболее выгодно вписать вертолет-штурмовик в общий замысел боя.
#{weapon}
Обе точки зрения имеют как положительные, так и отрицательные стороны, однако советский опыт (в частности – войны в Афганистане) и опыт иностранных армий показывает, что АА предпочтительнее иметь в составе СВ, чем ВВС.
Однако прежде этот род войск следует насытить соответствующей выполняемым задачам современной техникой (до чего пока далеко, но работа в этом направлении ведется), включая беспилотные аппараты. Причем техника тактического звена поступит непосредственно в разведывательные батальоны бригад, а аппараты оперативного назначения (с дальностью от 100 км и более) или останутся в ВВС, или будут переданы АА.
На вторничной пресс-конференции Болдырев уточнил, что радиус действия беспилотных летательных аппаратов тактического звена составляет 25−100 километров. Такие характеристики предполагают их использование в бригадах, имеющих в своем составе разведывательные батальоны. Также генерал армии уточнил, что расстояние, на котором должны действовать БЛА Сухопутных войск, составляет до 500 километров, а дальние аппараты должны находиться в ведении ВВС. По его словам, в российских Сухопутных войсках есть стратегия развития беспилотных летательных аппаратов. В этом военным помогает база в Егорьевске, где идет создание отечественных дронов для разведки и других функций. Вместе с тем главнокомандующий признал, что у нас есть определенный технический разрыв с образцами БЛА других стран.
Главком также озвучил планы по развертыванию оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) «Искандер». «В этом году мы вооружаем уже сформированную одну ракетную бригаду «Искандерами», – сообщил Владимир Болдырев. – Все бригады, которые должны быть оснащены «Искандерами», получат этот ракетный комплекс. Такие бригады будут в каждом военном округе. Структурно ракетная бригада будет состоять из нескольких дивизионов, в каждом дивизионе будут четыре пусковые установки. Этого достаточно для решения поставленных задач», − уточнил он.
Согласно предварительной информации, под словом «несколько» Болдырев имел в виду четыре дивизиона − три стрельбовых, плюс дивизион обеспечения, итого – 12 пусковых установок в бригаде. Действительно, внушительная сила, особенно при стрельбе залпом. Одна ракета с кассетной боевой частью теоретически способна накрыть батальон пехоты, а 12 штук – «вынести» целую дивизию. При этом комплекс «Искандер» весьма универсален. Он создавался как дальнейшее развитие советских ракетных комплексов средней дальности «Луна» и «Пионер», которые были сокращены по договору о РСМД.
Тогда «Искандер» удалось вывести за рамки договора, оснастив его спешно спроектированными одноступенчатыми ракетами 9М723К1 с дальностью стрельбы (официально) до 500 км. При этом все характеристики − как самоходного шасси, так и оборудования комплекса − позволяют ему применять и крылатые ракеты, и баллистические ракеты средней дальности. Все это в случае крушения системы договоров позволяет превратить эти комплексы из оперативно-тактических в оперативно-стратегические.
Повысить дальность полета крылатой ракеты несколько проще по сравнению с бескрылой, иногда это возможно путем модернизации уже изготовленных изделий. Кроме того, в открытых источниках периодически появляется информация о разработке ракеты под индексом Р-500, которая, как полагают, будет иметь в одном из вариантов радиус действия более 2000 км. Предполагается также, что стоящие сегодня на вооружении изделия 9М723К по сути являются первой ступенью Р-500, задуманной и спроектированной одновременно с «Искандером». Таким образом, дальность имеющихся ракет, вероятно, можно будет увеличить путем оснащения второй ступенью.