Олег Хавич Олег Хавич Киев и Варшава вместе обманывают родственников жертв «Волынской резни»

В Польше заявили о «прорыве» в деле эксгумации жертв «Волынской резни», основываясь на обещаниях главы МИД Украины. Но даже декларативную готовность Украины начать эксгумационные работы на Волыни польские власти надеются использовать в своих политических целях.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Как фронт может научить жить

Фронтовой мир дает человеку урок, заражает его желанием жить разумно и просто. Правда, велика цена этого урока. После концерта и ночевки в блиндаже гости-артисты отправляются в Москву, а их аудитория – на боевые задания, из которых могут вернуться не все.

10 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Почему детские книги становятся опасными

Первый звоночек прозвенел несколько лет назад, когда обратили внимание на подростковые книги, буквально нафаршированные ЛГБТ-любовью. Издательский бизнес активно штамповал такого рода литературу. Под нее даже целевую аудиторию обозначили: «молодые взрослые».

34 комментария
5 августа 2009, 17:06 • Общество

Воздушные замки

Истребитель пятого поколения испытают в этом году

Воздушные замки
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Геннадий Нечаев

Генерал-полковник Александр Зелин сделал ряд заявлений, касающихся перспектив развития военной авиации. Командующий ВВС озвучил сроки окончания испытаний и поступления на вооружение сразу нескольких видов техники. По его словам, к 2020 году новые машины составят до 70% парка отечественных ВВС. Среди них будет и истребитель пятого поколения, испытания которого начнутся уже в этом году. Также впервые Зелин озвучил стоимость подготовки летчика для ВВС РФ.

В среду командующий Военно-воздушными силами Российской Федерации генерал-полковник Александр Зелин впервые официально озвучил стоимость подготовки боевого летчика для российских ВВС – 7,8 млн долларов.

Командующий зачастую бывает излишне оптимистичен в оценках: ранее он говорил о начале испытаний самолета пятого поколения в 2008 году

Порядок цифр примерно соответствует мировому уровню. Так, пилот истребителя F-16, по данным издания Aviation Week, обходится ВВС США в сумму около 8 млн, Корпусу морской пехоты и ВМФ США – 10 млн долл. (летчиков палубной авиации готовят дольше и тщательней). Около 9 млн «стоит» летчик-истребитель ВВС Израиля.

Однако наиболее любопытная часть заявления Зелина относится к срокам поступления на вооружение новой авиационной техники. По словам командующего, к 2020 году новые машины составят до 70% парка отечественных ВВС. При этом до 40% парка составят беспилотные разведывательные и разведывательно-ударные комплексы.

Определенные подвижки в этом направлении уже заметны. Так, по некоторым сведениям, к уже заказанным 48 многофункциональным истребителям поколения 4++ Су-35 может быть добавлен заказ еще на 24 самолета: по сведениям источников в отрасли, такая возможность сейчас рассматривается на самом высоком уровне.

Кроме того, в преддверии предстоящего в этом месяце авиасалона МАКС-2009 появилась новая информация относительно возможной судьбы второго новейшего российского истребителя – МиГ-35.

Военное ведомство России изучает возможности заключения контракта на закупку этих многоцелевых истребителей. В таком случае к 2015 году ими будут укомплектованы не менее двух авиационных эскадрилий, сообщил 31 июля «Интерфакс» со ссылкой на источник в Минобороны. Собеседник уточнил, что приобретение истребителей МиГ-35 предусмотрено долгосрочной программой вооружений. При этом контракт на закупку этих боевых самолетов может быть заключен уже в этом году.

Ранее о планах поставить российским военным партию МиГ-35 сообщал президент Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров. «Мы продолжаем переговоры с Минобороны, детализируем условия соглашения. В Минобороны может быть поставлено 20–30 МиГ-35», – отметил он.

Бюджетного» истребителя не получилось, да никто этого и не ждал

Любопытно, но ни в одной известной – по открытым источникам – версии программы развития вооружений до сих пор (по крайней мере до 2009 года) эти истребители не фигурировали: их рассматривали скорее как экспортные машины.

Гипотетическое решение о закупке этих самолетов имеет два возможных объяснения. Во-первых, лобби со стороны Михаила Погосяна, который теперь возглавляет не только фирму «Сухой», но и РСК «МиГ». Во-вторых, согласно международной практике инозаказчики приобретают только те самолеты, которые приняты на вооружение ВВС страны-производителя. Поставка партии МиГ-ов Министерству обороны способна значительно улучшить позиции самолета в вялотекущем индийском тендере (как полагают, он продлится не один год). В этом случае интересы Погосяна – как главы РСК – и Рособоронэкспорта – как продавца – полностью совпадают. Да и в ВВС эти сверхсовременные самолеты будут не лишними.

Рассказывая о перспективном комплексе фронтовой авиации ПАК ФА, относящемся к пятому поколению боевых самолетов, генерал Зелин сообщил, что он поступит на вооружение в 2015 году, а его испытания начнутся уже в этом. К этим заявлениям следует относиться с долей критики – командующий зачастую бывает излишне оптимистичен в своих оценках: ранее он говорил о начале испытаний самолета пятого поколения в 2008 году и о поступлении на вооружение в 2012-м.

#{weapon}

Тем не менее работы по комплексу идут полным ходом. На заводе в Комсомольске-на-Амуре идет сборка нескольких опытных экземпляров. Достоверно известно как минимум о трех машинах, однако на одной из недавних пресс-конференций Погосян заявил уже о пяти экземплярах. Насколько известно от источников на предприятии, первые полеты ПАК ФА (известен также под индексами И-21 и Т-50, изделие 059) намечены на первое полугодие 2010 года, вероятно, на второй квартал. В текущем году может состояться лишь выкатка прототипа из заводского цеха, сообщает источник газеты ВЗГЛЯД.

Параллельно для нового самолета создается новое оружие. Есть информация о разработке совершенно новой ракеты ближнего боя КМ-Д (изделие 300) и ракеты сверхбольшой (300 км) дальности. Относительно стоимости новых машин на переговорах с индийской стороной, заинтересованной в их приобретении, звучала цифра порядка 90 млн долл. против 145 млн для F-22. Таким образом, один истребитель пятого поколения обойдется бюджету как 1,5 Су-35 или как 0,9 F-22. Что делать: «бюджетного» истребителя не получилось, да никто этого и не ждал. Впрочем, окончательная цена определится с началом серийного производства и продаж на экспорт.

Зелин вновь напомнил, что в России ведутся работы по перспективному комплексу Дальней авиации (ПАК ДА), который должен сменить находящиеся сейчас на вооружении стратегические бомбардировщики Ту-160. Об облике перспективного самолета не известно ровным счетом ничего, кроме того что, скорее всего, он будет сверхзвуковым – в отличие от американского бомбардировщика-невидимки В-2 Spirit.

Поскольку эта машина однозначно не предназначена на экспорт, то и обнародовать до срока сведения о ней смысла нет. Более того, работа эта чрезвычайно длительная, рассчитанная на десятилетия, благо время терпит: большие стратегические бомбардировщики, спроектированные с огромным запасом прочности, живут по полвека и больше. Пример – американские В-52, производство которых прекратилось в 1970-х годах, и Ту-95, которые перестали строить в 1980-х. А Ту-160, как считается, вполне могут остаться на вооружении до 2050 года.

Что касается массовых беспилотников, их еще предстоит спроектировать и построить. На прошлом авиасалоне в Жуковском был продемонстрирован макет разведывательно-ударного БПЛА «Скат». Судя по виду макета, он вполне соответствует текущим мировым тенденциям: тяжелый, малозаметный, с размещением вооружения во внутренних отсеках. Однако для доводки такого аппарата требуется время. Равно как и для определения места подобных машин в структуре ВВС, концепции их применения, для серийного производства и для подготовки пилотов-операторов. Если Зелин не является носителем «сокровенного знания» о том, что делается в этой области, то названные им сроки и количества также следует признать излишне оптимистичными.

..............