Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
2 комментария«Наши суды не защищают наших моряков»
Вадим Мамонтов: Неумех надо держать за волосы
Российские моряки, работающие на судах под иностранными флагами, не обеспечены правовой защитой со стороны государства. Именно поэтому становятся возможными случаи, когда экипажи брошенных хозяевами судов оказываются в порту чужой страны без средств к существованию. Об этом, а также о том, как можно свести на нет подобные инциденты, рассказал газете ВЗГЛЯД член Российского профсоюза моряков Вадим Мамонтов.
По данным Международной федерации транспортных рабочих (ITF), по всему миру насчитывается около пятидесяти брошенных судовладельцами российских судов и экипажей, члены которых оказываются в чужой стране без денег и возможности вернуться домой.
За примерами не надо далеко ходить. Достаточно съездить в Санкт-Петербург, посмотреть, что творится там с моряками
Представители организации также предали огласке еще один подобный случай. 12 граждан России и Украины находятся в испанском порту Ла Коруна, передает «Морской бюллетень – Совфрахт». Сухогруз Virtus под флагом Сент-Винсент зашло 11 июня зашло в порт из-за поломки механизма и до сих пор находится там из-за финансовых затруднений компании. На судне нет продовольствия, вода и топливо на исходе. Долги по зарплате на 15 августа составляют 65515 долларов.
Газета ВЗГЛЯД связалась с членом исполкома Российского профсоюза моряков Вадимом Мамонтовым с просьбой прояснить, что необходимо для того, чтобы такие ситуации не происходили.
Член исполкома Российского профсоюза моряков Вадим Мамонтов (фото: surpr.ru) |
– Вадим, участились ли случаи покидания российских моряков судовладельцами за последнее время?
– Такие ситуации сейчас менее распространены по сравнению с серединой девяностых. Тогда брошенными без защиты, без зарплаты оказывались десятки экипажей. Сейчас единицы. Это удивительно, несмотря на финансовый кризис.
– Предпринимаются ли какие-то усилия, чтобы подобные инциденты вовсе сошли на нет?
– В середине 1990-х был создан Российский профсоюз моряков. Мы вошли в ITF, сделали со своей стороны все возможное. Теперь и государство должно немного добавить.
- Сигнал SOS услышан
- Год на якоре
- Столкновение интересов
- Боцман посадил капитана
- Бегство навстречу смерти
– Какие, по вашему мнению, нужны действия со стороны государства?
– Во-первых, государственные органы не регистрируют трудоустройство моряков. Хотя Россия ратифицировала конвенцию о найме и трудоустройстве моряков, но по сути ее не исполнила. Не назначила в соответствии с условиями этой конвенции исполнительный орган, надзирающий за соблюдением прав моряков при трудоустройстве и не обеспечила просвещение.
– На практике моряки, попавшие в беду, обращаются в профсоюз, членами которого они не являются. Билет на каждого стоит не менее полутора тысяч долларов, и здесь возникает вопрос: а почему? Ведь они знали о профсоюзе, и ранее к нему не обращались.
– Моряки могут что-то сделать со своей стороны, чтобы минимизировать риски?
– Они часто и сами не понимают, куда попали. Есть эффективно работающие схемы оставления моряков и рыбаков со стороны хозяев судов на произвол судьбы. Формально предоставляются контракты, но содержание этих контрактов имеет свои подводные камни. При этом заставить людей внимательно читать контракты, следить за своими правами тяжело. Этим должен заниматься государственный исполнительный орган. Законные полномочия и на международном, и на российском уровнях имеются. Все вопросы к государству.
– Государственные органы участвуют хоть как-нибудь в судьбе российских моряков?
– В Калининграде стоит судно «Ямбург» под флагом Грузии. Оно было арестовано в марте. С марта по июль экипаж кормил, поил, содержал и обеспечивал гостиницей Российский профсоюз моряков. Все государственные органы, подчеркиваю, все государственные органы открещивались от них, хотя моряки из Санкт-Петербурга, они российские граждане.
За примерами не надо далеко ходить. Достаточно съездить в Санкт-Петербург, посмотреть, что творится там с моряками. Местные суды просто не принимают заявления от российских граждан, заходящих в порт на иностранных судах, им отказывают в судебной защите.
Можно многое сделать, не нарушая закон, не превышая свои полномочия, – было бы желание
– Положение, в котором оказываются российские моряки за границей, чем-то отличается от того, что можно наблюдать в российских портах?
– Если я моряк, гражданин России, брошенный где-нибудь в Африке, прихожу в свое консульство или посольство с просьбой о помощи, мне на законных основаниях отказывают, ссылаясь на положение о консульской службе. В нем сказано: если ты не состоишь на консульском учете, никто тебе помогать не будет. Далее, если обратиться к государству через Шойгу, через еще кого-нибудь, государство, опять же, на законных основаниях говорит: а почему ты, иностранный гастарбайтер, претендуешь на большие права, чем, к примеру, пенсионеры или бюджетники? Когда ты трудоустраивался за границу, ты нас не спрашивал.
– Как представители государства мотивируют свои отказы?
– Любой объясняющий свою позицию чиновник достает положение о своей деятельности, показывает на него и говорит: а вот этого в положении нет. Вы с ним соглашаетесь и уходите. Но чиновник одновременно является и гражданином государства. Можно многое сделать, не нарушая закон, не превышая свои полномочия, было бы желание.
Повторюсь, государству нужно принять на себя ответственность в соответствии с той конвенцией, которую оно ратифицировало в 2001 году, и назначить исполнительный орган.
Есть и второй вариант, который работает во всем мире: передать те же самые права профсоюзам, но государство у нас не демонстрирует уважение к общественным организациям, а к профсоюзам тем более. Пока не будет круглого стола с участием морских профсоюзов, морских организаций, не будет выявлена государственная воля, не будет определено финансирование, такие ситуации будут продолжаться.
– Как на этом фоне можно объяснить ситуацию с сухогрузом Arctic Sea и усилия, предпринимаемые государством по спасению его экипажа?
– Ситуация с Arctic Sea является беспрецедентной. Военно-морской флот РФ обеспокоился защитой прав моряков, работающих на судне под иностранным флагом, устроил целую экспедицию и дошел до середины Атлантики. На фоне этого были нужны и другие шаги государства, поэтому, на мой взгляд, мы наблюдали разрешение ситуации, в которую попали российские моряки в Шанхае.
– Что препятствует руководству принять все необходимые решения для того, чтобы была обеспечена правовая защита наших моряков?
– Никаких сложностей для государства нет. На мировом флоте работают 230 тыс. филиппинцев, и на каждого из них капитан иностранного судна показывает твердый гроссбух, где каждая страница заламинирована, и каждый цент того, что он получает, заверен его подписью. О чем тут говорить, мы ведь не Филиппины. Просто наше государство расценивает наших моряков, работающих под иностранным флагом, как гастарбайтеров. Кроме того, их очень мало по сравнению с теми же бюджетниками.
Должна быть высшая исполнительная сила, которая держала бы за волосы всяких неумех, которые не то, что по-английски, но даже по-русски читать не умеют, и при этом лезут под иностранные флаги. С другой стороны, та же самая сила должна держать государственные исполнительные органы на местах: портовые администрации, морской регистр и так далее. И люди будут, как филиппинцы, законно приносить деньги домой, платить с них подоходный налог, социальные, пенсионные и прочие выплаты. Так что государство, если возьмется решать эту проблему, не потеряет, а разбогатеет.