Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

2 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

4 комментария
21 июля 2009, 17:40 • Общество

С божьей помощью

Медведев предложил преподавать религию в школах

С божьей помощью
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Дмитрий Усов

Президент РФ Дмитрий Медведев провел рабочее совещание с лидерами основных конфессий, а также главами Минобороны и Минобразования. На встрече речь шла о внедрении в школьную программу курса основ религиозной культуры или светской этики. Глава государства полагает, что новый предмет сначала можно было бы ввести в 18 регионах. Если эксперимент окажется удачным, список расширится. Но в школах будут преподавать светские люди, священники же пойдут в армию.

Президент России Дмитрий Медведев в подмосковной резиденции Барвиха провел рабочее совещание по вопросам преподавания в школе основ религиозной культуры, светской этики, а также введения в Вооруженных силах института воинских и флотских священнослужителей.

Любое принуждение, давление в этих вопросах будет абсолютно неприемлемым и контрпродуктивным

В совещании приняли участие патриарх Московский и всея Руси Кирилл, министр обороны Анатолий Сердюков, министр образования Андрей Фурсенко, главный раввин РФ Берл Лазар, председатель Совета муфтиев РФ Равиль Гайнутдин, председатель Координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев, верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман РФ Талгат Таджуддин, а также председатель Буддийской традиционной сангхи России Пандито хамбо лама Дамба Аюшеев, передает РИА «Новости».

В ходе встречи Дмитрий Медведев предложил провести в 18 регионах эксперимент по преподаванию в школах основ религиозной культуры, истории религии и основ светской этики (один из курсов на выбор). Если эксперимент пройдет удачно, наработанную практику можно будет распространить на всю страну.

«Желательно, чтобы почти из каждого федерального округа был представлен субъект Федерации. Они должны быть разными по своей структуре, чтобы их опыт потом мог быть использован, тиражирован на другие субъекты. Это не должен быть субъект, значимо отличающийся от остальных, – отметил в интервью газете ВГЛЯД заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина. – При всем уважении к Москве или Санкт-Петербургу их опыт не может быть реализован в Красноярском крае. То есть выбранные 18 субъектов представляют собой наиболее точный срез».

По словам президента России, ученики и их родители должны самостоятельно выбирать предмет обучения – один из трех. «То есть это могут быть основы православной культуры либо основы культуры мусульманской, иудаизма, буддизма. Ученики и их родители должны сами принимать решение о выборе», – пояснил он.

Второй вариант – изучение основ религии без углубления в какую-то одну: «Наверняка многие захотят изучать все многообразие российской религиозной жизни. Для таких учеников может быть разработан общий курс по истории крупнейших традиционных конфессий нашей страны», – отметил президент.

И третий – для тех, кто не имеет определенных религиозных убеждений. По словам президента, у них должно быть право изучать основы светской этики.

При этом Дмитрий Медведев особо отметил, что выбор учеников и их родителей должен быть исключительно добровольным. «Любое принуждение, давление в этих вопросах будет абсолютно неприемлемым и контрпродуктивным», – заявил он.

«Такой выбор будет в каждой школе, – объяснил Исаак Калина. – То есть в каждой должны будут появиться как минимум три специалиста. Этим мы сейчас занимаемся – переподготовкой людей, и это самая ресурсоемкая задача, – подчеркнул Калина. – Если будет возможность привлечь со стороны, будем привлекать. Но главное – это должны быть люди, хорошо знающие предмет, педагогику, которые принимают свободу религиозного и нерелигиозного выбора, а не являются пропагандистами какой-то религии».

Дмитрий Медведев на совещании подчеркнул, что преподавать все эти предметы должны только светские люди. А при подготовке методических и учебных пособий призвал идти к одной цели – воспитанию честных, порядочных, терпимых людей, которые с интересом относятся к внешнему миру, с уважением относятся к взглядам и убеждениям своих сограждан.

«Эксперимент по введению трех предметов, о которых велась речь на совещании, начнется после того, как будет принят соответствующий документ», – пояснил Калина. Отвечая же на вопрос о том, как скоро он может быть распространен на всю Россию, эксперт указал, что все будет зависеть от его сложности: «Эксперимент по ЕГЭ занял восемь лет. На этот может уйти три года», – предположил он, и его мнение сходно с президентским. Дмитрий Медведев полагает, что полномасштабное введение новых курсов в школьную программу возможно, например, с 2012 года. «Как пойдет», – уточнил он.

Отметим, что образовательная программа «Духовно-нравственная культура» войдет в необязательную часть учебного плана, которая не предусматривает проведение государственной итоговой аттестации (ЕГЭ) и формируется самостоятельно школой, учителями, учениками и их родителями.

Все аспекты, связанные с преподаванием в рамках программы «Духовно-нравственная культура», будут отражены в двух документах – базисном учебном плане и примерных образовательных программах.

Предполагается, что в конце этого – начале следующего года документы будут готовы. Их разработкой занимается Российская академия образования (РАО), в частности межконфессиональная рабочая группа под руководством президента РАО Николая Никандрова. Новый образовательный стандарт начнут вводить в начальной школе с 1 сентября 2009 года, а массовый переход на новый стандарт в 1–4 классах планируется в сентябре 2010 года.

Как писала газета ВЗГЛЯД, рекомендации относительно введения религиозных предметов в план школьного обучения Общественная палата (ОП) выпустила еще в ноябре 2006 года. Главный принцип, который отстаивали тогда общественники, – добровольность. Навязывание любых предметов, в том числе изучения основ религии, по мнению общественников, могло бы привести к отторжению подростками религии и ее принципов.

Любопытно, что РПЦ тогда выступила резко против изучения основ мировых религий. «Восьмилетний ребенок ничего не поймет в предмете, касающемся изучения всех мировых религий, а в старшем возрасте изучать основы религии уже поздно», – рассказал председатель комиссии ОП по вопросам сохранения культурного и духовного наследия митрополит Калужский и Боровский Климент.

Мне очень нравится, что эта инициатива исходит от президента – не от Думы, Совета Федерации или каких-то религиозных фондов

В качестве альтернативы детям, воспитанным в атеизме, в Министерстве образования и науки предлагали изучать этику или историю философии: «Мы провели опросы среди 79 региональных органов управления образованием, и в 68 нам заявили, что преподавание религий должно быть факультативным, носить культурологический характер и преподаваться светскими учителями», – сказал тогда замминистра Дмитрий Ливанов.

Теперь же многие эксперты – и просто родители – довольны тем, во что в итоге вылилась дискуссия: «Мне очень нравится, что эта инициатива исходит от президента – не от Думы, Совета Федерации или каких-то религиозных фондов, – заявил, в частности, газете ВЗГЛЯД кинорежиссер и актер Федор Бондарчук. – Я из православной семьи, у меня дети ортодоксально воспитаны. Валечка учится, а Сережа учился в многонациональных школах. И я однозначно за.

«В последнее время я часто бываю в монастырях и храмах, посещаю школы при церквях, и я должен сказать, что дети там сильно отличаются от остальных – они менее агрессивны, с большим уважением относятся к родителям, старикам, немощным, у них сильнее развито чувство сострадания. Мне кажется, основы религии могли бы притушить вспышки национальной неприязни, которые все чаще возникают в обществе. Основные постулаты всех религиозных конфессий работают на основах добра и блага человечества. Так что в любом случае введение такого курса в школах – это хорошо», – отметил он.

Введение новых курсов в школе не единственная инициатива по повышению духовности подрастающего поколения, озвученная на совещании.

Президент России сообщил, что в его адрес были направлены обращения лидеров ведущих российских конфессий, в которых содержались предложения о введении в Вооруженных силах институтов воинских и флотских священнослужителей, передает «Интерфакс».

«Он будет вводиться в российских Вооруженных силах в три этапа, – приводит агентство слова министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. – На первом этапе, который продлится до конца 2009 года, военные священники должны появиться в воинских соединениях, находящихся за пределами России».

По словам Сердюкова, речь идет о 102-й военной российской базе в Армении, 201-й военной базе в Таджикистане, а также о соединениях и бригадах на территории Южной Осетии, Абхазии, в Севастополе и в Киргизии.

Не самая лучшая часть молодежи попадает в армию, и определенная коррекция просто необходима

Говоря о введении института священнослужителей в армии и на флоте, патриарх Кирилл сказал, что духовное общение со священнослужителями будет только на пользу военнослужащим: «Никакой зарплатой нельзя поднять человека в атаку, на море огня, но ведь встают и идут», – указал он.

С ним полностью согласен и Федор Бондарчук: «Церковнослужащие смогут заботиться не только о внутреннем мире солдат, но и о государственности, смогут воспитать правильное отношение к Родине, флагу, гимну, присяге, воинскому долгу. Все это будет лить воду на мельницу создания так нужной нам всем четкой национальной идеи», – отметил он.

Вопрос о присутствии священнослужителей в войсках также поднимался неоднократно. Например, в конце октября 2008 года в Петербурге и Ленинградской области на базе управления Северо-Западного регионального командования внутренних войск МВД России прошли совместные сборы представителей силовых структур и военного духовенства.

«На сборы приехали около 40 священнослужителей из разных приходов Санкт-Петербургской епархии. Здесь мы хотели бы отчитаться о том, что мы вообще есть, что священники принимают живое участие в жизни армии, представители митрополии регулярно бывают в военных частях и помогают солдатам словом Божьим», – рассказал тогда корреспонденту газеты ВЗГЛЯД заместитель председателя Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской митрополии иерей Димитрий Василенков.

Священнослужители, работающие с армией, мечтают о возрождении традиций, которые существовали до 1917 года. Как известно, в дореволюционной России был мощный институт военных капелланов, во всех частях перед боем солдаты читали молитвы.

По словам Димитрия Василенкова, на сегодня лишь в трех армиях мира официально нет военных представителей духовенства: это армия Китайской Народной Республики, КНДР и России.

Официальные представители РПЦ также уверены, что введение института военного духовенства хоть и не решит многогранную проблему взаимоотношений в армейской среде полностью, зато поможет «снять напряженность» в частях.

«Священнослужители в войсках – это в целом полезное явление. При том большом числе правонарушений, которые совершаются в Вооруженных силах, они должны благотворно влиять на обстановку в воинских коллективах, – заверил газете ВЗГЛЯД член Общественной палаты РФ, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод. – Но необходимо не допустить перекоса только в одну сторону и учитывать реалии: каков контингент в той или иной части, сколько военнослужащих исповедуют ту или иную веру, – и подходить соответственно, чтобы представителям всех традиционных конфессий был обеспечен равный доступ», – заключил он.

К слову, присутствием веры в войсках озабочены не только православные священники. Так, мусульмане из петербургской исламской религиозной организации «Аль-Фатх» обратились к президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой учредить для их единоверцев отдельную воинскую награду. Нечто вроде Георгиевского креста, но с мусульманской символикой.

Эксперты уверены, что и порядка в армии в результате будет больше: «Я надеюсь, что священники в воинских частях укрепят нравственную составляющую Вооруженных сил, окажут влияние на те негативные процессы, которые имеют место. Не самая лучшая часть молодежи попадает в армию, и определенная коррекция просто необходима», – заявил газете ВЗГЛЯД член Общественной палаты РФ, председатель общенационального правозащитного союза «Человек и закон» Владислав Гриб.

Комментарии экспертов

Владислав Гриб, Заместитель секретаря Общественной палаты России, член Президиума Ассоциации юристов России
Владислав Гриб, Заместитель секретаря Общественной палаты России, член Президиума Ассоциации юристов России
К сожалению, мы отказались от воспитания в школе. Все наше государство до 1917 года было основано на православной культуре, и именно эту функцию смогут выполнять новые предметы. Никто ничего не навязывает, но человеку даются новые возможности. На месте представителей других конфессий я бы поддержал введение «Основ православной культуры», потому что будет создан прецедент, и они смогут в мусульманских и буддистских республиках ссылаться на положительный опыт и, думаю, государство не будет возражать, если будет введено и преподавание основ других религий. Нужно поддерживать опыт коллег, чтобы потом было легче пролоббировать и свои интересы./ВЗГЛЯД

Александр Брод, Член СПЧ
Александр Брод, Член СПЧ
Если говорить об обязательном предмете, то в качестве такового следовало бы вводить «Историю религий России», поскольку их несколько. Есть хорошие учебники, например, академика Александра Чубарьяна, есть наработки, вполне можно было бы взять их на вооружение, чтобы школьники знакомились с многонациональной культурой и религиозными традициями нашей страны./ВЗГЛЯД

Николай Сванидзе, историк, тележурналист
Николай Сванидзе, историк, тележурналист
Я сторонник введения предмета под названием «История основных мировых религий». Это важно для повышения общего культурного уровня, уровня исторических знаний и представлений о морали, потому что именно в религию упираются нормальные человеческие представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Преподавать, на мой взгляд, должны не воцерковленные люди, а светские, но с историческим или культурологическим образованием. Если же говорить о войсковых священниках, то я – «за», другое дело, что их должно быть, как минимум, трое. Подавляющее большинство наших верующих – православные христиане, но у нас есть представители и других мировых религий. Ни в коем случае нельзя их обижать и стеснять тем, что в войсковой части, в которой они служат, не будет представлена их конфессия. Вообще это было бы хорошо, потому что люди, которые оказываются у нас в армии, – молодые, очень часто несформировавшиеся, в том числе и психологически, без твердых моральных принципов. Они часто оказываются в экстремальной психологической ситуации, в ситуации морального давления, и чтобы им не сорваться – а это очень опасно, когда срывается вооруженный человек, – нужен кто-то, кто бы их психологически, морально, духовно «привел в себя». Священник, который окормлял бы их – это правильная идея./ВЗГЛЯД

Сергей Сафронов, генеральный директор Лиги образования
Сергей Сафронов, генеральный директор Лиги образования
В рамках основного или дополнительного образования будет введен этот курс, зависит от того, что будет предложено, кто будет его автором. Потому что любой курс – инструмент для учителя, который будет преподавать. И сложно создать курс, который удовлетворял бы всех. Он должен ориентироваться на потребности общества, ведь религия – это часть культуры, истории. Лучше подходить к этому не с позиции выбора какой-то церкви, а с позиции необходимости приобщения молодого человека к культуре, объяснения принципов, которые формировали какую-то церковь. Все религии имеют одни истоки, они направлены на доброту, взаимопонимание, человечность – те качества, которые всегда востребованы обществом. И если бороться не «против», что всегда проще, а «за» - за лучшее из того, что одно поколение может передать другому, то нужно отметить, что религия накопила огромный опыт и нужно его использовать. Самая большая проблема, которая возникнет, - кто будет преподавать. Мало издать учебник и разработать программу. Все это должно быть пропущено через конкретного человека, который будет работать с детьми. Безусловно, это должен быть педагог. Если священник является учителем, преподает в школе, имеет соответствующие права обязанности, то пусть это будет священник. Но проблема тут в том, что священник всегда «при исполнении», он должен формировать свою паству. Не каждый священник в состоянии разделить педагогические задачи и те, что связаны с привлечением людей к своей церкви. Но, с другой стороны, у нас многоконфессиональная страна. Мне кажется, если в каких-то регионах сложилось нормальное партнерство между гражданскими институтами и церковью, то церковь может помогать школам определять направления образования./ВЗГЛЯД

Татьяна Рощина, президент союза общественных объединений «Международный конгресс по вопросам семьи, материнства и детства»
Татьяна Рощина, президент союза общественных объединений «Международный конгресс по вопросам семьи, материнства и детства»
Я считаю, то, что в школах хотят ввести Веру как предмет - это правильно. К сожалению, сегодняшняя молодежь бездуховна м потеряла свои корни. А вера - это прежде всего история, это тоже наши корни. Но главное ребенок должен пойти на это сам. И то, что у ребенка будет право выбора – это тоже очень хорошо. Однако очень хотелось бы, чтобы это произошло поскорее. Что же касается священников в воинских частях, то я думаю, это тоже актуально. Все-таки в армии случается много кризисных и тяжелых ситуаций. А священник в армии - как психолог. И если в частях будут введены такие должности, то это очень неплохо. Сейчас в армейских частях строятся часовни. И то, что за каждой такой часовней будет закреплен батюшка, который, пусть и не каждый день, будет служить службу и исповедовать солдат - очень хорошо./ВЗГЛЯД

Любовь Духанина, президент образовательного холдинга «Наследник», член Общественной палаты РФ
Любовь Духанина, президент образовательного холдинга «Наследник», член Общественной палаты РФ
Абсолютно точно об этой инициативе можно будет сказать только тогда, когда мы увидим содержание учебников и пособий. Что же касается истории религий, то я считаю, что это действительно нужное дело, поскольку тогда дети будут знать историю хотя бы основных религий их культурные традиции. Это есть необъемлемая часть образованного человека. Самое важное, чтобы образование при этом по-прежнему оставалось светским и этот вопрос не становился политическим./ВЗГЛЯД
..............