Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена-Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.
0 комментариевХорошо вооруженная невеста
Россия намерена продавать Индии истребители и ПВО
Один из крупнейших международных авиасалонов, который 11 февраля открылся в Индии, должен наглядно показать, как будет развиваться военная техника разных стран в условиях кризиса. Что удивительно, саму индийскую армию финансовые трудности в этом году практически не затронули. Именно поэтому авиасалон может превратиться в своеобразную «армию женихов»: бороться за благосклонность Дели будут ведущие производители Европы и Ближнего Востока. Россия намерена вступить в состязание за индийские заказы.
На индийской авиабазе Елханака близ Бангалора с 11-го по 15 февраля проходит седьмой авиасалон Aero India – 2009. Международная выставка входит в число крупнейших международных авиасалонов: в 2007 году в ней приняли участие более 500 производителей из 50 стран мира. Традиционно крупнейшие экспозиции будут представлены европейскими компаниями, Россией, США и Израилем.
Индия стала развивать свои ПВО на научных принципах других стран и далеко ушла в этом. Поэтому простая закупка им не очень подходит
Динамично развивающийся индийский рынок всегда привлекал производителей оружия. Тем большее значение он приобретает в свете мирового финансового кризиса, когда многие страны вынуждены пересматривать свои военные бюджеты в сторону уменьшения. Однако Индия в эту категорию не попадает: как заявил в понедельник заместитель министра обороны страны по военному производству Прадип Кумар на пресс-конференции в Нью-Дели, «модернизация вооруженных сил Индии продолжится, этот финансовый кризис не отразится на ее ходе». Правда, он уточнил, что речь идет об уже заключенных контрактах и тех программах, на которые распространяется «докризисное» финансирование. «По крайней мере, что касается доступных средств, то никаких сокращений нет», – подчеркнул Кумар.
Более того, в завершающемся 31 марта 2008/09 финансовом году страна увеличила военный бюджет на 10%, доведя его до 26,4 млрд долларов. Всего до 2012 года Дели планирует потратить на закупки вооружений около 30 млрд. За такой «жирный кусок» стоит побороться… Особенно российским оружейникам. По оценке заместителя генерального директора предприятия Рособоронэкспорт Виктора Комардина, более половины экспортных заказов приходится на эту страну.
«Индия – как невеста на выданье: есть емкий рынок, страна претендует на роль региональной державы», – такими словами Комрадин охарактеризовал привлекательность индийского направления для российского оборонки.
Долгое время – примерно с середины 1970-х годов – главным экспортером вооружений в эту страну был СССР, затем – Россия. Системы вооружений производства третьих стран Дели закупал лишь тогда, когда в линейке советских/российских образцов не находилось подходящего аналога. Так на вооружении индийского флота появились английские палубные истребители вертикального взлета Harrier, англо-французские штурмовики Jaguar (его советский аналог – МиГ-23БН/МиГ-27 – был разработан и поставлялся позже).
Одним из основных конкурентов российских производителей в области авиационных вооружений Индии всегда была Франция. Например, индусы по лицензии производят французские легкие вертолеты Alouette, так как легкие вертолеты в СССР/России до недавнего времени серийно не выпускались. Три машины индийской постройки проходили испытания в советском ВМФ, планировалось приобрести несколько таких вертолетов. Теми же соображениями объясняется и закупка французских Mirage 2000-5: в отличие от «чистых» истребителей МиГ-29, которые закупались параллельно, возможности работы по наземным целям у «француза» не в пример шире, хотя в роли истребителя он несколько уступает МиГу во всем, кроме дальности действия.
Приоритетные позиции в Индии российская оборонка стала терять с начала этого века. Теперь индусы предпочитают те фирмы, которые согласны передавать им технологии и реинвестировать не менее половины полученной прибыли в индийскую экономику. Кроме того, страна развивает собственные проекты, некоторые, впрочем, не очень удачно. Долгое время основным поставщиком военных технологий (оговоримся – работоспособных технологий) в страну была Россия, но сегодня Дели стремится уйти от этой зависимости, расширив количество источников. Пример с национальной программой легкого истребителя наглядно иллюстрирует эти тенденции.
- Индийский импульс
- Медведев идет на восток
- Ненужный авианосец
- Россия не угодила Индии
- Истребители летят в Индию
- Россия вооружает Индию
Тянущийся с начала 1980-х годов проект национального легкого истребителя LCA (Light Combat Aircraft), вылившийся в создание самолета HAL Tejas, будет развиваться в дальнейшем при участии Европейского аэрокосмического и оборонного концерна EADS. Первый прототип самолета взлетел в 2001 году, в 2007 году началось производство ограниченной серии, на сегодня построены 17 самолетов, включая прототипы.
Долгое время программу тормозило отсутствие двигателя (первые летали с американскими моторами General Electric F404-GE-F2J3), однако местным инженерам удалось довести до серии собственную разработку GTRE GTX-35VS Kaveri, на что им потребовалось ни много ни мало 93 месяца при довольно скромном бюджете в 82 млн долларов.
Легкие истребители пользуются большой популярностью у небогатых стран, прежде всего, благодаря более низкой цене. До недавнего времени самолета такого класса в четвертом поколении просто не существовало, ВВС многих стран до сих пор эксплуатируют машины второго–третьего поколений: МиГ-21, Northrop F-5, Mirage III/V/50. Считавшийся раньше «легким» F-16 из этого класса выпал, превратившись в полноценный многофункциональный самолет массой более 18 тонн. Легкие истребители позволяют насытить национальные ВВС сравнительно недорогим и массовым самолетом, боевые возможности которого вполне достаточны для регионального конфликта, даже широкомасштабного.
Прорыв в этой области сделали китайцы, причем оба Китая: сначала на Тайване «по мотивам» F-16 был создан легкий сверхзвуковой F-CK-1 Ching-Kuo, который уложился в массу 6 тонн. Сейчас самолет строился сравнительно небольшой серией. Аналогичный «недокормленный потомок» F-16 был создан в Корее: T/A-50 Golden Eagle, который сами корейцы считают учебно-боевым/легким штурмовиком. По-настоящему массовым легким истребителем четвертого поколения должен стать китайский FC-1/JF-17 «Сяолонь», появившийся в континентальном Китае. Хотя в КНР самолет считается первым истребителем полностью китайской разработки, на самом деле это очень любопытный гибрид на базе не состоявшегося в металле проекта легкого истребителя МиГ-33, позаимствовавший удачные решения от все того же F-16.
Самое неприятное для Индии заключается в том, что эту машину, созданную, как считается, для подстраховки на случай неудачи программы J-10 ВВС НОАК, не собирается принимать на вооружение в заметных количествах этот экспортно-ориентированный самолет: большинство предназначается Пакистану, оплатившему половину стоимости его разработки. С января прошлого года пакистанский вариант JF-17 серийно выпускается на заводе в Камаре.
Индия – как невеста на выданье: есть емкий рынок, страна претендует на роль региональной державы
В 2008 году в Пакистане изготовлено 15 машин, в 2009 году – 20, объем выпуска последовательно доводится до 25–30 единиц в год. В течение ближайших трех лет Исламабад сможет самостоятельно производить до 50% оборудования и авионики для нового истребителя. Всего Пакистан планирует самостоятельно произвести от 200 до 250 истребителей, которыми к 2015 году будут оснащены 10–12 авиаэскадрилий.
Между тем Индия могла бы легко получить готовый проект МиГ-33 еще в конце 1990-х годов: по сведениям компетентных источников, такие предложения индийская сторона получала наравне с китайской. Однако Федерация индийских промышленников, организация влиятельная и богатая, «продавила» национальный проект. Когда в 2005 году в Дели осознали, что проект HAL Tejas безнадежно отстает и потенциальный противник получит самолет аналогичного класса быстрее, да еще и с российским двигателем РД-93 (в экспортной версии SMR-95), разразился страшный скандал. Индусы в категорической форме потребовали от российской стороны запретить КНР реэкспорт этих моторов в Пакистан, так как, по ее мнению, производство самолетов JF-17 с этими двигателями «нарушает стратегический баланс в регионе».
Конфликт был урегулирован в 2007 году после личного вмешательства премьера Путина, чья подпись стоит на разрешающем реэкспорт документе. Возможно, индийцам были предложены какие-то бенефиции, поскольку с тех пор тон индийской прессы заметно изменился: ведущие издания стали писать, что в противном случае Исламабад был бы вынужден прибегнуть к закупкам более совершенных самолетов в США и Европе. С другой стороны, это подтолкнуло Индию к форсированию работ по двигателю Kaveri, который с трудом довели до серии за неимением альтернативы: американские моторы оказались слишком дорогими, а увеличить производство РД-93 (который также рассматривался как альтернативная силовая установка для Tejas) сверх китайского заказа не позволяют ограниченные мощности российских моторостроительных предприятий.
Вследствие этого российские оружейники от участия в проекте были решительно отстранены. Тем не менее без иностранной помощи не обойтись: сверхзвуковой истребитель – очень сложный аппарат, а путь от прототипа к серии – долог (при этом сам самолет претерпевает значительные изменения), адаптировать машину к массовому производству пригласили европейцев. Естественно, местные конструкторы получат при этом бесценный опыт, отличный от того, который могут передать российские специалисты.
Аналогичная тенденция намечается и в области ПВО, где российские системы доминируют. Достаточно сказать, что из нероссийских образцов до последнего времени индийцы имели на вооружении лишь ограниченное количество шведских автоматических зенитных пушек Bofors калибром 20 и 40 мм. Как заявил генеральный директор Рособоронэкспорта Виктор Комардин, возглавляющий российскую делегацию на салоне, «Россия не планирует поставки в Индию систем ПВО». По его словам, «Индия стала развивать свои ПВО на научных принципах других стран и далеко ушла в этом. Поэтому простая закупка им не очень подходит. Конечно, как маркетологи мы постоянно предлагаем наши средства ПВО, как говорится, вода камень точит».
Очевидно, что под «другими странами» имеется в виду прежде всего Израиль. Индийское МО планирует закупить 18 израильских систем ПВО Spider на сумму 239 млн долларов. ЗРК разработан компанией Rafael в сотрудничестве с MBT Missaile Division.
Кроме того, Индия рассчитывает на помощь израильских специалистов в работе над продолжением закончившейся провалом программы корабельной системы Tristul. Также, по информации прессы, индийские разработчики ведут самостоятельную разработку ЗРС большой дальности. В конце 2006 года Индия провела испытания комплекса ПРО, в ходе которых была сбита баллистическая ракета типа земля-земля Prithvi. Наведение ракет осуществлял многофункциональный радар Green Pine, приобретенный у Израиля.
Подобных примеров диверсификации источников военных технологий можно привести немало. Как кажется, страна взяла решительный курс на преодоление зависимости от зарубежных поставщиков там, где это возможно. Причем список доступных технологий теперь расширяется как за счет России, так и за счет Запада. Если продолжить аналогию Камрадина, Индия сегодня это не просто «невеста», а переборчивая «невеста». И чтобы привлечь ее внимание, российским оборонщикам придется приложить гораздо больше усилий, чем до сих пор.