Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
22 января 2009, 02:10 • Общество

«Неустрашимый» нуждается в помощи

"Неустрашимый" нуждается в помощи

«Неустрашимый» нуждается в помощи
@ snariad.ru

Tекст: Геннадий Нечаев

Большой противолодочный корабль (БПК) «Адмирал Чабаненко», прервав текущий ремонт, в срочном порядке отправлен в среду на выполнение «важного государственного задания». О целях задания поступают противоречивые сообщения. Газета ВЗГЛЯД попыталась предположить, что на самом деле может быть причиной экстренного похода боевого корабля.

Большой противолодочный корабль (БПК) «Адмирал Чабаненко», прервав текущий ремонт в Балтийске (Калининградская область), отправлен в среду на выполнение «важного государственного задания», сообщают информационные агентства. О целях задания поступают противоречивые сообщения. Согласно одним, «Чабаненко» идет на помощь фрегату «Неустрашимый», на котором имеются серьезные технические проблемы, по другим – отправляется сменить «Неустрашимого» на боевой службе у берегов Африканского Рога. Газета ВЗГЛЯД попыталась предположить, что на самом деле может быть причиной экстренного похода боевого корабля.

Корабль имеет серьезные неисправности: из восьми дизель-генераторов, снабжающих судно энергией, в настоящее время работают только два

Напомним, что БПК «Адмирал Чабаненко» является головным фрегатом проекта 1155.1. Переданный флоту в 1999 году, с тех пор он ни разу не проходил капитального ремонта. Вместе с флагманом российских ВМФ, ракетным крейсером «Петр Великий», «Чабаненко» принимал участие в завершившихся недавно совместных с Венесуэлой учениях VENRUS-2008. Фрегат, прошедший 6 декабря прошлого года Панамский канал, стал первым российским военным кораблём, сделавшим это со времен Второй Мировой.

Совершив кругосветку в составе эскадры, корабль был поставлен на текущий ремонт в родной завод «Янтарь». Согласно первоначальным планам, ремонт должен был продлиться 20 дней – нормальный срок для любого корабля любой страны после длительного похода. Однако «в связи с необходимостью присутствия корабля в районе Африканского Рога» сроки были ужаты до четырех дней, после чего корабль отправился на очередное задание.

В настоящее время военное присутствие России в данном регионе демонстрирует другой фрегат, «Адмирал Виноградов», входящий в состав Тихоокеанского флота, принадлежащий более раннему проекту 1155. Корабль, успешно отбивший несколько пиратских нападений на гражданские суда, в первый день нового года сменил на этой службе «Неустрашимого» (проект 11540), который выполнял задачи по защите судоходства в районе с октября 2008 года по январь 2009 года. Как сообщается, за время похода корабль участвовал в проводке 20 конвоев из гражданских судов РФ и иностранных государств.

Однако в ноябре – декабре прошлого года в СМИ появились сообщения о том, что на «Неустрашимом» возникли технические неисправности, характер которых не уточнялся. Вероятно, часть из них была исправлена силами экипажа во время очередных заходов в африканские порты: по сведениям источников, близких к командованию Военно-транспортной авиации, самолеты ВТА совершили несколько рейсов в Африку в интересах флота с грузами ЗИП и иных материалов, предназначенных для обслуживания корабля.

В настоящий момент, по сведениям РИА «Новости», «Неустрашимый» и сопровождавший его в походе танкер «Ельня» проследовали Суэцким каналом и находятся в средней части Средиземного моря, курсом на Гибралтар. Однако другие информационные агентства сообщают, что корабль имеет серьезные неисправности: из восьми дизель-генераторов, снабжающих судно энергией, в настоящее время работают только два. Отказ генераторов, помимо выхода из строя боевых и навигационных систем корабля, ухудшения условий обитаемости экипажа (вся располагаемая мощность направляется на поддержание работоспособности систем, ответственных за живучесть, – прочие отключаются) может вызвать полную потерю хода. Дело в том, что перекачка топлива из емкостей и подача его к силовым установкам осуществляется с помощью электрических насосов. В случае их отказа корабль, даже полный топлива, становится неуправляемым дрейфующим «поплавком» полностью во власти ветра и волн – ситуация, хуже которой представить трудно. Для спасения аварийного корабля требуется дорогостоящая спасательная операция, посылка мощных морских буксиров, а иногда и эвакуация экипажа и затопление неуправляемого «утюга», способного наделать немало бед в районе интенсивного судоходства.

Хотя, по сведениям источника РИА «Новости», «экипаж продолжает выполнять задачи по плану похода, техника и вооружение функционирует нормально», можно предположить, что проблемы на корабле все-таки есть, и серьезные. Действительно, согласно планам, ранее озвученным помощником главкома ВМФ России капитаном 1-го ранга Игорем Дыгало, возвращение корабля в базу первоначально планировалось на конец января. Затем его отложили на середину месяца, а теперь называется дата 9 февраля. Такое смещение дат можно объяснить снижением скорости хода: оставшиеся работоспособными насосы могут перекачивать топливо в ограниченном объеме и функционируют не постоянно, что заставляет экономить горючее в расходных танках, снижая мощность силовой установки и, следовательно, скорость.

Косвенно о версии неисправности свидетельствует и срочный выход из главной базы Балтфлота одного из самых быстрых кораблей океанской зоны российского ВМФ – БПК «Адмирал Чабаненко» по проекту развивает 32 узла на полном ходу. Грузоподъемность корабля позволяет быстро доставить терпящим бедствие значительный объем запчастей и оборудования, а также специалистов-ремонтников. Посылка боевого корабля, да еще и с экипажем, не восстановившимся после дальнего похода, – мера в любом случае экстренная, но вынужденная – быстроходных транспортов снабжения сегодня у российских моряков фактически нет.

В Средиземном море и у берегов Сомали имеются как минимум два универсальных морских буксира-спасателя, которые даже 15–18-узловым ходом могли бы подойти к «Неустрашимому» быстрее, чем фрегат, и оттащить его в дружественный порт, сирийский Тартус, где функционирует пункт материально-технического обеспечения ВМФ РФ, или в один из ливийских. Однако это означало бы спасательную операцию, что не самым лучшим образом отразится на престиже страны. Ремонт на ходу кажется в этом случае более предпочтительным, кроме того, не факт, что в тартуском МТО или в Триполи имеются необходимые запчасти для производства ремонта, которые наверняка есть в главной базе флота. Конечно, необходимые материалы могут быть доставлены в порт захода самолетами ВТА, однако это еще больше отодвинуло бы срок возвращения корабля.

Так или иначе, по сообщениям неназванного источника в ГШ ВМФ, «Адмирал Чабаненко» отправился в Средиземное море для выполнения неназванных учебно-боевых задач. Кстати, возможное оказание помощи «Неустрашимому» – прекрасный способ отработки боевого взаимодействия кораблей.

Тот же источник, однако, не исключил, что по завершении выполнения «секретного плана» судно направится в Аравийское море, где в настоящее время проводится международная операция по борьбе с сомалийскими пиратами и планируется проведение совместных российско-индийских учений «Индра-2009». Но поскольку, если верить источнику, данная задача является вторичной, версия с неисправностью «Неустрашимого» не теряет актуальности до поступления более подробной информации о целях похода.