Владимир Можегов Владимир Можегов Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.

11 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

13 комментариев
Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

34 комментария
11 января 2009, 17:48 • Общество

«Джорджа Буша» спустили на воду

В США спустили на воду «Джорджа Буша»

«Джорджа Буша» спустили на воду
@ Reuters

Tекст: Геннадий Нечаев

В Ньюпорте спущен на воду и официально передан флоту последний, десятый по счету авианосец класса «Нимиц». Корабль получил имя «Джордж Герберт Уокер Буш» в честь отца ныне действующего президента США. Корабль останется на вооружении как минимум до середины этого века. Следующий американский тяжелый атомный авианосец – «Геральд Рю Форд» – станет родоначальником уже нового, одноименного класса кораблей, он строится по проекту «авианосец XXI века» (CVN-21).

Авианосец получил имя отца ныне действующего президента США не случайно: Джордж Уильям Буш-старший – ветеран II мировой войны, в прошлом пилот палубной авиации.

Корабль пока не способен даже перемещаться своим ходом: из акватории бассейна к достроечной стенке его доставили буксиры

В составе эскадрильи VT-51, базировавшейся на легком авианосце «Сан Джасинто», в 1943–1944-х годах он участвовал в грандиозном морском сражении, известном как битва в Филиппинском море, и во вторжении на Филиппины. В сентябре 1944 года его торпедоносец-бомбардировщик Grumman Avenger был сбит над целью японской ПВО, после чего будущий президент – единственный выживший из трех членов экипажа – провел в море четыре часа, прикрываемый с воздуха истребителями, пока его не подобрала ПЛ «Финбэк».

Это второй случай, когда корабль получил имя ныне живущего экс-президента. Первым был девятый «Нимиц» – USS Ronald Reagan (CVN-76), названный в честь 40-го президента США. Рональд Рейган скончался через 11 месяцев после церемонии передачи корабля флоту, в марте 2001 года. Он не смог присутствовать на церемонии лично из-за болезни Альцгеймера, вместо него официальную речь произнес тогда действующий президент Буш-младший.

Как отмечают почти все наблюдатели, на церемонии крещения нового корабля присутствовали сразу два его полных тезки: действующий, 43-й президент Дж. Буш-младший и его отец, 41-й президент, в честь которого авианосец получил имя. Крестной (или как теперь предпочитают выражаться в США – «спонсором»), по традиции разбившей бутылку шампанского о борт, стала Дороти Буш-Кох, которая является дочерью Буша-старшего и сестрой нынешнего президента США.

Спуск на воду грандиозного корабля был обставлен с помпой – на церемонию в Норфолк пригласили более двух миллионов человек. Как и положено, весьма внушительно выглядела и официальная делегация, в которую вошли вице-президент США Ричард Чейни, госсекретарь Кондолиза Райс, шеф Пентагона Роберт Гейтс, председатель комитета начальников штабов американских вооруженных сил адмирал Майкл Маллен и многие иные высокопоставленные официальные лица. Сразу по окончании церемонии на корабле был поднят флаг ВМС, и вахтенные приступили к несению первой на корабле службы.

Следует отметить, что корабль пока не способен даже перемещаться своим ходом: из акватории бассейна компании Northrop Grumman к достроечной стенке его доставили буксиры. Достроечные работы на авианосце будут продолжаться еще как минимум полгода и должны быть завершены лишь к концу 2009-го. Но и после этого потребуется как минимум два-три года для достижения кораблем «оперативной готовности», так что вполне боеспособной единицей авианосец USS George H. W. Bush (CVN-77) станет в лучшем случае к концу 2011 года.

Напомним, тяжелые многоцелевые атомные авианосцы класса «Честер У. Нимиц» (кстати, все, кроме первого и седьмого, получившие имена президентов) строятся в США почти 40 лет: первый из них, USS Nimitz (CVN-68), был заложен еще в июне 1968 года и продолжает нести службу до сих пор, а с 2003 года корабль регулярно выходит на боевые операции к берегам Персидского залива. О выводе корабля из боевого состава пока речи не идет, по крайней мере до тех пор, пока оперативной готовности не достигнет первый из «Фордов».

Такое долгожительство «Нимицев» в немалой степени является следствием размеров: это крупнейшие в мире боевые корабли водоизмещением под 100 тыс. тонн и длинной 317 метров по ватерлинии. Поскольку корабли относятся к одному проекту, в них, естественно, много общего: все имеют по два реактора, по четыре турбины, гребных винта и паровых катапульты. Конечно, на протяжении постройки в проект вносились изменения: начиная с четвертого корабля, USS Theodore Roosevelt (CVN-71), последующие все меньше и меньше похожи на первого «Нимица», однако эксперты не выделяют их в отдельный класс.

«Буш» считается самым совершенным из систершипов: сказался многолетний опыт постройки и эксплуатации однотипных кораблей.

Уточним, то авианосец – это огромное материальное хозяйство, сравнимое с крупным предприятием и одновременно населенным пунктом среднего размера. Например, на авианосце массу времени занимают разного рода погрузочно-разгрузочные и складские работы, манипуляции с оружием, которое нужно доставить из хранилищ к самолетам, топливом, запчастями, предметами снабжения и тысячами подобных вещей, которые надо доставить, учесть, хранить и использовать. Автоматизированные системы складского хранения и учета существуют уже много лет – однако на корабле они применены впервые. На «Джордже Буше» будут установлены современные автоматические склады с роботизированными тележками, автоматически следующими программе. Как считается, это позволит увеличить скорость снаряжения самолетов, а значит, частоту боевых вылетов и их эффективность.

Жилые и рабочие помещения спроектированы как современные офисы и гостиницы – по модульному принципу, с переставляемыми перегородками и мебелью. Это позволит экипажу организовать рабочие и жилые пространства «под себя», придать помещениям отпечаток личных вкусов и предпочтений настолько, насколько это возможно на боевом корабле. Это, по мысли конструкторов, улучшит обитаемость помещений и снизит психологическую нагрузку на личный состав в длительных походах, которые продолжаются по 3–6 месяцев. Очевидно, что чем выше мораль, тем выше боеспособность.

Немаловажное новшество – новая система утилизации отходов. Это действительно большая проблема для корабля с «населением» под шесть тысяч человек. Считается, что новый авианосец будет самым экологичным боевым кораблем США. Для этого он оснащен так называемой плазменной системой переработки твердых отходов, которая позволяет разлагать на безвредные компоненты даже такие виды мусора, как пластик и технические жидкости, которые в природе или не разлагаются веками, или отравляют окружающую среду. Казалось бы – дань моде, но за ней стоит прагматичный расчет. Совершенная система утилизации позволит кораблю при необходимости заходить в любые порты без дополнительного согласования вопроса с местными санитарными службами.

И наконец – все новинки, которые пройдут обкатку на «Буше», будут применены на авианосцах нового поколения – сверхавтоматизированных, приспособленных к длительным действиям в отрыве от баз и приспособленных для применения боевых беспилотных летательных аппаратов.

..............