Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
12 апреля 2008, 09:54 • Общество

Конец советской одиссеи

Советская легенда стала развлечением для немцев

Конец советской одиссеи
@ Reuters

Tекст: Константин Куц,
Франкфурт-на-Майне

Завершается одна из самых причудливых одиссей современности. После остановок в Гетеборге, Сиднее и Бахрейне советский многоразовый космический корабль «Буран» приближается к финишу. Сейчас чудо советской инженерной мысли неспешно сплавляют по Рейну на юго-запад Германии. «Буран-2», в разработке и строительстве которого принимало участие более двух миллионов человек, должен стать одним из новых аттракционов технического музея в Шпейере.

Длина - 36 метров, размах крыльев - 24 метра, грузовой отсек вмещает 30 тонн, объем кабины – более 70 кубометров.

О запуске «Бурана» рассказывают страшные истории: пустыня вокруг космодрома была усеяна тушками оглушенных тушканчиков

Вообще-то он был создан для других скоростей. «Буран-2», одно из чудес советской космонавтики, в эти дни преодолевает не более 16 км в час.

Для нового владельца аппарата это даже к лучшему – за неспешным ходом баржи с легендарным грузом могут понаблюдать все рейнские жители. В понедельник на набережной Дюссельдорфа собрались сотни людей. Технический музей Шпейера ежедневно публикует снимки о передвижении корабля.

В 1970-80-е годы в создании «Бурана» принимали участие 86 министерств и ведомств, 1286 предприятий, на которых работало 2,5 млн человек. Построенный в 1984 году, космический корабль нового поколения совершил 25 экспериментальных полетов, но до орбиты добрался лишь его прототип.

В ноябре 1988 года, дважды облетев вокруг Земли, «Буран» вернулся на космодром Байконур. Он совершил полет в автоматическом режиме и без пассажиров.

О его запуске рассказывают страшные истории. После старта пустыня вокруг космодрома была усеяна тушками оглушенных тушканчиков, а кот, которого работники полигона забыли при эвакуации, сошел с ума – бился головой о стену…

С распадом Советского Союза амбициозная программа «Энергия–Буран» была свернута. Позднее аппарат был разобран и отправлен в Гетеборг, а в 2000 году оказался в Сиднее, где должен был стать одним из главных аттракционов. Успеха эта затея не имела.

Следующим пунктом следования оказался Бахрейн: некое агентство из Сингапура сдало аппарат в аренду на Ближний Восток для украшения одного спортивного праздника. Однако снова возникли организационные проблемы. Не удалось устроить и выставку в Малайзии. Так инженерное чудо оказался на складе в Бахрейне, где его обнаружили немецкие документалисты.

Пять лет назад аппарат приобрел технический музей в Шпейере. По некоторым данным, проект обошелся немцам в 10 млн евро. Но и на сей раз не обошлось без трудностей.

Свои претензии на аппарат предъявил некий бизнесмен из Сингапура. Суд в Бахрейне не разделил его точку зрения, и в марте космический корабль в частично разобранном виде был отправлен морем из Бахрейна в Роттердам.

Отмечается, что «Буран» чрезвычайно похож на американский «Space Shuttle». Однако специалисты указывают на несколько его преимуществ. «Буран» был рассчитан на 30 тонн багажа – на 5 тонн больше, чем американский конкурент. В космос на нем могли отправиться десять пассажиров (у американцев – только семь).

Некоторые технические решения, полученные при создании «Бурана», по сей день используются в космической технике (например, особая жаростойкая облицовочная плитка).

Последнее путешествие «Бурана» должно завершиться в субботу в Шпейере, где для него строят специальный павильон 22-метровой высоты. Новый аттракцион откроется в сентябре и уже обещает стать успешным. В год этот выставочный комплекс посещает около 600 тыс. человек.

Руководство немецкого музея уверяет, что «Буран – 2» не постигнет судьба его прототипа. Космический корабль, побывавший на орбите, в мае 2002 года был разрушен – обвалилась крыша ангара на космодроме Байконур.

..............