Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение её на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариевВ России появится собственное ФБР
В ближайшее время в работе следственных органов России могут произойти серьезные изменения. Их объединят в отдельную, самостоятельную структуру, которая станет аналогом американского ФБР. И даже название нового ведомства будет почти то же самое, что у американского бюро: Федеральная служба расследований. Заниматься новое ведомство будет расследованиями всех уровней, как федерального, так и регионального.
Несмотря на то что указ о создании Федеральной службы расследований еще не подписан, СМИ уже успели назвать предполагаемую дату ее появления – сентябрь этого года. По некоторым данным, в новое суперведомство войдут следственные управления прокуратуры, МВД, ФСБ и Госнаркоконтроля. Организационные детали пока прорабатываются, но уже известно, что зарплата следователя ФСР будет на порядок выше сумм, которые получают нынешние следователи.
Реформа снизит роль прокурорского надзора за следственными мероприятиями, что может привести к утере контроля за ФСР
В жизнь граждан России создание нового органа существенных изменений не внесет. Со своими жалобами и заявлениями они по-прежнему будут обращаться либо в милицию, либо в прокуратуру. Только теперь их будут направлять не по разным адресам, а в единую Службу федеральных расследований.
Основная интрига в обсуждении средствами массовой информации нового ведомства развернулась вокруг кресла главы новоиспеченной службы. По версии «Известий», должность руководителя суперспецслужбы прочат либо главе Следственного комитета при прокуратуре Александру Бастрыкину, либо руководителю Следственного комитета при МВД Алексею Аничину.
Идея объединить следователей различных ведомств в одной структуре уже получила сторонников и противников. Первые утверждают, что появление службы позволит сделать следствие более независимым и объективным. Вторые опасаются того, что реформа значительно снизит роль прокурорского надзора за проведением следственных мероприятий, что может привести к утере контроля за новой федеральной службой.
Вместе с тем стоит отметить, что пока официальных данных, подтверждающих многочисленные предположения СМИ, нет.
- ФБР кается перед американцами
- ФБР отключили за долги
- Интернет отдадут на экспертизу
- В РФ введут учет на уровне клеток
«Проекты подобного плана проходят через нас, но я пока ничего не слышал о законе, который был бы посвящен образованию единого следственного комитета. Поэтому говорить о чем-то конкретном пока рано. Конечно, депутаты об этом говорят, но никаких документов на этот счет в наш комитет пока не поступало. Что же касается последствий создания такого органа, то здесь всё зависит от концепции законопроекта и того, каким путем предполагают создание этого органа. Пока же мы говорим о том, чего на самом деле нет», – подчеркнул в интервью газете ВЗГЛЯД заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков.
То же самое сообщили корреспонденту газеты ВЗГЛЯД в МВД России. «Разговоры об этом мы слышим уже очень давно. Но говорить о них, пока они не начались, еще рано. А каких-то конкретных фактов, которые бы указывали на готовящиеся изменения, у нас пока нет», – подчеркнули в пресс-службе МВД.
Впервые о создании в стране Федеральной службы расследований заговорили еще в 2002 году, когда думский Комитет по безопасности подготовил проект «Об органах предварительного следствия в РФ».
С целью разграничения функций и ответственности органов предварительного следствия и оперативно-розыскных служб в нем предлагалось возложить на органы внутренних дел регистрацию заявлений о криминальных происшествиях, а на органы ФСР – учет преступлений и лиц, их совершивших. По замыслу авторов проекта, подобное разграничение позволило бы создать механизм, в значительной мере предотвращающий сокрытие преступлений от учета.
При этом законопроектом было предусмотрено, что ФСР и ее органы должны осуществлять свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти. Директор ФСР, следователи, начальники управлений и их заместители при расследовании уголовных дел должны были бы подчиняться только указаниям прокурора и постановлениям суда.
В 2003 году, комментируя эту идею, начальник Следственного комитета при МВД России генерал-майор юстиции Виталий Мозяков отметил, что проводить аналогии между ФСР и американским ФБР ошибочно. «Федеральное бюро расследований наделено не только правом расследования уголовных дел, но и правом проведения оперативно-розыскной работы, чем у нас сейчас занимается уголовный розыск, УБЭП и другие. В ФСР же планируется деятельность только следователей, и строго в рамках своих полномочий», – пояснил начальник Следственного комитета.
В 2007 году депутаты Госдумы вновь заговорили о выделении самостоятельной структуры, которая будет заниматься расследованиями в системе Генеральной прокуратуры, как о первом шаге к объединению следствия всех правоохранительных органов. Спустя несколько месяцев был создан Следственный комитет при прокуратуре РФ. Образование новой самостоятельной структуры привело к разделению следственных и надзорных функций.