Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение её на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариевОграбление века в Швейцарии
Эксперт: зачем украли картины в Швейцарии
Вторая громкая кража за последнюю неделю совершена в Швейцарии. На этот раз из музея города Цюриха вооруженные грабители унесли картины импрессионистов общей стоимостью в 100 млн долларов. Это одно из самых крупных похищений произведений искусства за последние 20 лет. Подробности инцидента пока не сообщаются. Эксперт рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, зачем красть полотна, которые практически невозможно продать.
Картины импрессионистов общей стоимостью почти 160 млн долларов были похищены из музея в швейцарском городе Цюрихе, сообщает ВВС. Подробности происшествия в интересах следствия пока не раскрываются, известно только, что в воскресенье вечером трое вооруженных грабителей, угрожая охраннику, унесли картины из частного собрания музея Sammlung E.G. Bührle, располагающего значительным собранием импрессионистов.
Сразу возникает вопрос: если работали профессионалы высокого класса, зачем им надо было возвращать полотна так быстро?
Похищены полотна Поля Сезанна («Мальчик в красном жилете»), Эдгара Дега («Людовик Лепик и его дочь»), Винсента ван Гога («Цветущие ветки каштана») и Клода Моне («Поле маков»).
Мужчины были ростом около 175 сантиметров, в темной одежде и лыжных масках. Один из грабителей говорил по-немецки со славянским акцентом, передает Associated Press со ссылкой на представителей полиции.
Один из грабителей, угрожая пистолетом, заставил сотрудников музея лечь на пол, после чего двое других вошли в экспозиционный зал и забрали четыре полотна из коллекции Эмиля Георга Бюрля. Выйдя на улицу, преступники погрузили картины в белый автомобиль, припаркованный напротив музея, на котором и скрылись, пишет РИА «Новости». Полиция ведет их поиски.
Напомним, что совсем недавно, пять дней назад, в Швейцарии с выставки, расположенной неподалеку от Цюриха, были похищены две картины Пикассо. Натюрморт «Стакан и кувшин» (Verre et pichet), написанный в 1944 году и картина «Голова лошади» (Tete de cheval), датируемая 1962 годом. Обе были привезены из немецкого музея Шпренгеля в Ганновере на выставку в Seedamm-Kulturzentrum в Пфеффиконе. Всего на экспозиции были представлены 20 полотен Пикассо.
Грабители вынесли произведения искусства практически сразу после закрытия выставки. Согласно результатам предварительного расследования, грабители остались в здании, где находится музей. Похитив картины, воры включили сигнализацию, которую на время операции обесточили. Прибежавшие охранники пропажу шедевров заметили только через несколько минут.
Руководство музея отказалось назвать стоимость похищенных полотен. Однако эксперты оценивают ее в сумму свыше 3 млн евро, а на черном рынке украденные полотна могут «потянуть» и на 5 миллионов.
За информацию о злоумышленниках обещана денежная награда.
Полиция пока не выдвигает версий о связи между двумя «швейцарскими» преступлениями, но, как сообщает испанское издание ABC, две кражи в течение нескольких дней могли совершить специализированные бандитские группировки.
«Подобных случаев я не припомню. Хотя определенная периодика в кражах в различных частях мира, конечно, присутствует», – рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД президент аукционной компании «Гелос» Олег Стецюра и подчеркнул, что в последнее время ограбления происходят «странные»: «Например, картина Пикассо «Портрет Сюзанны Блох» была украдена за три минуты из Музея искусств города Сан-Паулу. Я вас уверяю, это музей высокого уровня, хорошо финансируемый. Но ни сигнализация, ни охрана тогда не сработали. Картину вернули через три недели. Сразу возникает вопрос: если работали профессионалы супервысокого класса, зачем им надо было возвращать полотна так быстро?», – задается вопросом эксперт.
- Преступная страсть к искусству
- Музеи обкрадывали 80 лет
- Виктор Топоров: Презумпция музейной виновности
- Приговор за кражу в Эрмитаже
- Музейный беспорядок
Напомним, кража в Сан-Паулу была одним из трех случаев похищения полотен Пикассо в прошлом году. Произошла она 20 декабря в Бразилии. Из Музея искусств города Сан-Паулу грабители унесли «Портрет Сюзанны Блох» кисти Пикассо (стоимость которой оценивается в 50 млн долларов) и работу Портинари «Крестьянин на кофейной плантации» (5–6 миллионов).
После ограбления музея большинство бразильских экспертов высказали сомнения, что работы покинут страну. Искусствоведы говорили, что ценность похищенных полотен настолько велика и они столь узнаваемы, что картины либо были украдены «на заказ» и осядут в частной коллекции, либо за их возвращение потребуют солидное вознаграждение, писало агентство «Росбалт».
Но уже в январе этого года похитителей удалось задержать. Один из них раскрыл имя заказчика похищения, им оказался коллекционер из Саудовской Аравии, сообщает «Русская служба новостей».
Однако у Олега Стецюры есть определенные сомнения в том, что декабрьское ограбление протекало именно по такому сценарию. По степени вероятности причин краж артефактов, в том числе те, что за последнюю неделю произошли в Швейцарии, он оценил по пятибалльной шкале.
1.«Наименее вероятно, но это может быть заказ какого-то подпольного коллекционера, человека-фанатика, который обладает деньгами и связями в подпольном мире и любит наслаждаться произведениями искусства в бункере», – говорит президент аукционной компании.
2. «Есть легенда, которая, в общем, имеет право на существование, – говорит Стецюра. – Вновь появляющиеся преступные группы, которые хотели бы стать профессионалами, должны подтвердить свой класс на этом рынке, чтобы потом получить заказ соответствующего уровня на картины, которые уже будут уходить безвозвратно. Каким образом преступники могли бы заявить о себе, не совершив такую «тренировочную миссию»?
Скорее всего, ограбление в Швейцарии – тоже тренировочное. В этих двух музеях экспонируются картины, которые репродуцированы, известны искусствоведам, профессионалам рынка, аукционным домам и реализовать их будет крайне сложно.
3. «Возможность украсть такую же сумму в деньгах или золоте практически исключена, это происходило всего два или три раза в течение всего ХХ века. Унести из музея картину гораздо проще. Затем грабители могут пустить ее под залог при совершении нелегальных операций: например, торговле оружием или наркотиками. Это такой вариант страховки для преступников. Это не мое мнение, несколько упоминаний о таких фактах уже встречались», – рассказал эксперт.
4. Кража картины может быть определенным видом «долгих инвестиций». Двух- трехминутная операция не так дорога, картины можно спрятать на 30–50 лет, а потом при определенных обстоятельствах у них появится добросовестный владелец, который и реализует их по возросшей цене.
5. «Артефакты крадут и ради получения страховки собственниками, если речь идет о случаях, когда предметы искусства не принадлежат музеям, – подчеркивает Олег Стецюра, – но эта операция должна быть очень хорошо подготовлена».