Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение её на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариевМузеи обкрадывали 80 лет
Из российских музеев воровали 80 лет
Прошлогодняя кража в Эрмитаже может оказаться далеко не единственным крупным скандалом в ряду случаев утраты предметов искусства национального значения. Как следует из заявления первого вице-премьера правительства России Дмитрия Медведева, российский музейный фонд уже недосчитался более 160 тыс. экспонатов, причем на данный момент проверена только четверть от общего объема запасников. Впрочем, печальная российская статистика только подтверждает общемировую.
Первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев озвучил статистику музейных краж. По его словам, за последние 80 лет из государственного фонда было похищено около 160 тыс. предметов искусства. Медведев назвал ситуацию «весьма настораживающей».
Большая часть экспонатов, по данным Медведева, была утрачена в 20–30-х годах прошлого века
Таковы результаты расследования, проведенного комиссией по координации вопросов комплексной проверки сохранности культурных ценностей, возглавляемой Медведевым. С начала 2007 года комиссией были проверены 500 музеев федерального, регионального и муниципального статуса.
«Это – четвертая часть общемузейного фонда, – передает слова первого вице-премьера агентство «РИА Новости». – Главное, что удалось зафиксировать утраты за истекшие 80 лет: в общей сложности обнаружено отсутствие 160 тыс. предметов».
Большая часть экспонатов, по данным Медведева, была утрачена в 20–30-х годах прошлого века. Скорее всего, они были распроданы на аукционах.
Однако абсолютно все дела о пропажах будут расследованы, несмотря на то что обнаружить какие-либо «следы» ряда экспонатов крайне сложно из-за сроков давности. «Но это обязанность комиссии», – подчеркнул Медведев.
Чаще всего экспонаты бывают украдены не из экспозиции, а из хранилищ. На всеобщее обозрение музей выставляет около 2% коллекции, все остальное находится в запасниках – это общемировая практика.
Зафиксировать кражу в запаснике значительно сложнее. Как правило, проходит немалый срок с момента самой кражи до начала расследования.
- Приговор за кражу в Эрмитаже
- Музейный беспорядок
- Находка из Эрмитажа
- Борис Кагарлицкий: Воровство
- Виктор Топоров: Презумпция музейной виновности
Ситуация осложняется тем, что в практику преступников нередко входит подделка музейной документации – книг специального учета экспонатов. Так, например, произошло в Рубцовском музее Алтайского края, сообщает агентство «Амител». Играет свою роль и общее неудовлетворительное состояние музеев.
«К сожалению, очень многие из них не выполняют те функции, которые должны исполнять, – подчеркнул Медведев. – Многие здания давно требуют ремонта. Здесь мы также могли бы предложить определенные решения».
Примечательно, что заявление Медведев сделал на заседании комиссии, созданной сразу после нашумевшего дела в питерском Эрмитаже. Напомним, что по результатам проверки 2006 года музей недосчитался 221 экспоната на общую стоимость в 130 млн рублей. По большей части похищены были предметы русского ювелирного искусства. К краже оказалась причастна одна из старейших сотрудниц Эрмитажа.
Впрочем, частые музейные кражи – это не российская особенность, а общемировая практика. Так, по данным Интерпола, в одной только Франции музеи недосчитываются до 5000 экспонатов ежегодно.
Большая часть краж раскрывается по горячим следам, однако очень многие жемчужины мирового искусства не найдены до сих пор. Например, «Мадонна с прялкой» Леонардо да Винчи, похищенная в Шотландии, и «Крик» Эдварда Мунка, дерзко украденный среди бела дня на глазах посетителей в музее Осло.
Как пишет «Российская газета», до сих пор в мировом розыске находятся несколько полотен Рембрандта и Рубенса. Из картин русских художников наибольшей «любовью» у преступников пользуются работы Айвазовского. По-прежнему идет поиск ряда картин Репина, Шишкина, Тропинина.
Кроме того, по данным МВД, крайне популярными объектами краж являются старинные иконы. В среднем в России ежегодно совершается 50–70 крупных краж предметов искусства национального значения, но большая часть дел бывает раскрыта. Как правило, обнаружить экспонаты удается с помощью аукционных домов.
Ну а самой громкой музейной кражей считается похищение из Лувра знаменитой «Джоконды» в начале XX века. В качестве подозреваемого по делу тогда проходил Пабло Пикассо. Картина возвратилась на свое законное место лишь спустя два года после кражи.