Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
12 комментариевАвиакомпании отменяют рейсы
Акционеры авиакомпании S7 Airlines (бывшая «Сибирь») распродают активы, чтобы рассчитаться с долгами. На днях S7 рассталась с компанией «Глобус», созданной для чартерных перевозок. Однако проблемы второго по размеру оператора внутрироссийских перевозок вызваны не только финансовым кризисом. Компания S7, уже прославившаяся нетерпимым отношением к людям с ограниченными возможностями, продолжает пренебрегать пассажирами и, как следствие, стремительно теряет их доверие.
В Интернете идет массированная реклама авиакомпании S7: «С 11 по 26 декабря 2008 года действует распродажа билетов на полеты с 1 января по 28 марта 2009 года по России и за рубеж», – гласит объявление компании. Пассажирам обещают, что перевезут их в Санкт-Петербург или Казань за 100 рублей...
«Самолет не может лететь»
Если бы персонал многих российских авиакомпаний с участием относился к пассажирам, те спокойно переносили бы сидение в аэропорту
«Авиакомпании S7 для меня больше не существует», – говорит москвичка Лариса Орманжи, которая почти сутки ждала в аэропорту Домодедово вылета в деловую командировку в Кишинев.
Лариса, как и еще примерно 80 пассажиров рейса № 157, прибыла в аэропорт к началу регистрации, то есть к 12 часам. Самолет, обслуживающий регулярный рейс между Москвой и Кишиневом, должен был взлететь в 14.25 пятницы. Пассажиров, как водится, зарегистрировали, они прошли пограничный контроль и оказались в зоне вылета.
«После этого начались странности. Сначала нам каждые полчаса говорили, что борт вот-вот будет и мы полетим. Около шести вечера сказали, что информация о полете появится позже. Потом, когда возмущенные пассажиры пообещали выйти на летное поле, сообщили, что из-за метеоусловий рейс отложен», – говорит жительница Кишинева Наталья, летевшая домой из бизнес-поездки.
«Самолет не может лететь из-за погодных условий – сильный ветер на полосе», – объяснили газете ВЗГЛЯД представители компании S7. Где именно имеет место сильный ветер, там не пояснили. Учитывая, что в московском аэропорту все другие самолеты спокойно взлетали и садились, скорее всего, речь шла о погоде в Кишиневе.
Однако метеорологи информацию о нелетной погоде в Кишиневе не подтверждают. Более того, они заверяют, что в пятницу погодные условия в столице Молдавии отлично позволяли самолетам совершать взлеты и посадки. Скорость ветра была на допустимом уровне – 8–13 метров в секунду, а при таких условиях самолеты не могут летать, только если на взлетной полосе есть морось или гололед (12 декабря в Кишиневе на летном поле было все нормально: снега не было, а значит, не могло быть ни мороси, ни льда, говорят метеорологи). Стало быть, погода не могла помешать борту S7 вылететь из Кишинева, приземлиться в Москве, взять новых пассажиров и улететь обратно.
«Обращались с нами по-хамски»
Конечно, пассажир может подать в суд на авиакомпанию, причинившую ему неудобства. Но это не так легко
Тем временем, по словам Натальи, пассажиры рейса почти до девяти вечера не могли покинуть зону вылета. «С женщиной лет тридцати случилась истерика. Она летела на похороны отца и, видимо, не могла даже и подумать, что может на них опоздать», – рассказывает Наталия.
По ее словам, после десяти часов, проведенных в ожидании, еще около 30 пассажиров рейса 157 были готовы устроить протесты в аэропорту. S7 от крупного скандала спасло то, что наиболее разгневанные пассажиры успели купить билеты на рейс «Эйр Молдова», вылетевший в Кишинев по расписанию в 22.55. Отметим, кстати, что на борту «Эйр Молдова» было более 30 свободных мест, но представители S7 никого из ожидающих пассажиров об этом не информировали.
«Обращались с нами по-хамски», – рассказывает Лариса Орманжи. Она летела в Кишинев по делам своей компании, и ей пришлось срочно перекраивать график переговоров на субботу. «Надеюсь, это не приведет к финансовым потерям моего бизнеса, в любом случае, теперь мне придется работать в режиме нон-стоп всю поездку», – говорит Орманжи.
Объявив, что рейс откладывается до утра, пассажиров разбили на две группы и предложили отправиться в подмосковные отели: одна гостиница находилась в Подольске, вторая – рядом с аэропортом. Лариса, Наталия и еще около 10 человек заверениям компании S7 о том, что утром вылет непременно состоится, не поверили: они сдали билеты и улетели в 10 утра субботы на «Эйр Молдова». Как выяснилось, они были правы: рейс S7 на Кишинев в субботу ушел точно по расписанию – в 14.25. Правда, от заявленного в пятницу времени вылета прошли ровно стуки.
Перевозчикам это выгодно
Российские авиапассажиры бесправны перед авиакомпаниями, рассказала газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. По ее словам, Воздушный кодекс РФ предусматривает, что в случае задержки рейса пострадавшие могут рассчитывать на компенсацию из расчета 25 рублей за каждый час ожидания, но при этом общая сумма компенсации не может превысить 50% от стоимости билета.
С женщиной лет тридцати случилась истерика. Она летела на похороны отца и, видимо, не могла даже и подумать, что может на них опоздать
То есть в случае с задержкой рейса S7 на сутки потрепанные нервы и унижение пассажиров оценили бы в 600 рублей (для сравнения: в Европе закон обязывает авиаперевозчиков выплачивать каждому пассажиру от 250 до 600 евро за задержку рейса).
«За такими небольшими компенсациями, разумеется, никто не идет, даже если до этого в аэропорту пассажиры были готовы камня на камне не оставить от авиакомпании», – говорит Тюрина.
Более того, правила прописывают, что авиакомпания должна через два часа с момента задержки дать пассажирам питьевую воду, еще через два часа обеспечить горячим питанием, но нет ни слова о том, какие санкции будут применены к авиаторам, если они этого не сделают. Поэтому многие, желая сэкономить, не выполняют регламент, говорит Тюрина.
Конечно, пассажир может подать в суд на авиакомпанию, причинившую ему неудобства. Для этого надо найти представителя перевозчика в аэропорту и поставить отметку о задержке рейса. Но на деле это сделать крайне тяжело, потому что, как правило, в трудную минуту этих представителей найти сложно.
Кстати, добавляет Тюрина, если бы персонал многих российских авиакомпаний с участием относился к пассажирам, те спокойно переносили бы сидение в аэропорту. «Часто людей раздражает не факт задержки, а то, что их, как правило, держат в неведении и всячески игнорируют», – говорит Тюрина.
Как рассказал газете ВЗГЛЯД советник руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Сергей Извольский, «часто авиаперевозчики переносят время вылетов и по объективным причинами, но недобросовестность отдельных перевозчиков – одна из распространенных причин таких переносов».
И, судя по всему, в ближайшее время ситуация не изменится – перевозчикам это выгодно. По крайней мере тем, кто, как S7, не особо заботится о том, как отнесутся к происходящему пассажиры (они же потенциальные клиенты).
Между тем на днях Росавиация объявила, что собирается ужесточить правила выдачи авиакомпаниям сертификатов на осуществление перевозок. Ожидается, что это приведет к усилению конкуренции среди авиаперевозчиков, говорит Извольский.
Тем более что, эксперты прогнозируют в 2009 году снижение объема пассажиропотока на 10%. По словам Извольского, в средних и крупных городах России у авиапассажиров всегда есть возможность выбора перевозчика, поэтому клиенты будут голосовать рублем за комфорт и надежность перелета.
Некоторые факты «из жизни» компании S7 (Сибирь):
* В июле 2006 года лайнер А-310, принадлежащий авиакомпании S7, потерпел катастрофу в аэропорту Иркутска. Самолет не сумел остановиться на взлетно-посадочной полосе, выкатился за ее пределы и врезался в расположенный неподалеку гаражный комплекс. В результате столкновения фюзеляж аэробуса разрушился, в салоне возник пожар. Более 120 человек официально признаны погибшими. Всего на борту было 204 человека, включая экипаж и трех пассажиров, попавших в салон без регистрации.
* 29 декабря 2006 года авиакомпания «Сибирь» задержала рейс S7 9907 в Римини более чем на 36 часов. Это стало своего рода антирекордом для российских авиаперевозчиков.
* В январе 2007 года S7 оказалась среди четырех российских авиакомпаний, которые получили предупреждение Росавиации за задержку чартерных рейсов в период новогодних и рождественских праздников. Тогда представитель Росавиации сообщил, что одной из основных причин задержек чартеров является неисправное техническое состояние самолетов.
* В июне 2007 года стюардесса S7 не пустила на борт пассажирку Наталью Присецкую, летевшую из аэропорта Домодедово во Владикавказ. Присецкая была прикована к инвалидной коляске, однако сотрудница S7 отказалась брать ее на борт без сопровождающего. В октябре Присецкая отсудила 50 тыс. рублей компенсации, на авиакомпанию был также наложен штраф в размере 25 тыс. рублей за несоблюдение прав потребителей. S7 объявила о намерении обжаловать решение суда.
*В октябре еще два инвалида заявили о своих претензиях к S7. У жительницы Хабаровска Татьяны Седых в самолете отобрали костыль и трость, без которых она лишена возможности передвигаться, а жительницу Улан-Уде Александру Дугарову, как и Наталью Присецкую, не пустили на борт самолет без сопровождающего.