Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

24 января 2008, 18:15 • Общество

Жизни на Марсе снова нет

Ученые прокомментировали снимок марсианина

Жизни на Марсе снова нет
@ pereplet.ru

Tекст: Мария Иванова

Большого шума наделали в прессе и Интернете снимки, переданные с марсохода Spirit. На одном из них отчетливо видна фигура человека, присевшего на камень. Это дало основания уфологам и примкнувшим к ним снова заговорить о том, что на Марсе все-таки есть жизнь, а снимок – достаточное тому доказательство. Однако российские специалисты это открытие называют не научным, а «журналистским» и приводят тому веские и весьма образные доводы.

Сенсационный снимок на самом деле не новый. Еще несколько месяцев назад его передал американский марсоход Spirit, который четвертый год исследует планету. Фото было сделано в период с 6 по 9 ноября прошлого года в кратере Гусева на плато Home Plate.

Специалисты NASA, как и полагается, изучили полученные панорамные снимки и ничего необычного при этом не обнаружили. Гораздо больше «повезло» астрономам-любителям, которые, увеличив фото, увидели в очертаниях необычного объекта антропоморфное образование – фигуру человека. Позднее редакторы британской The Daily Mail даже разглядели в нем женщину, которая «присела на камень, словно ожидая автобуса».

Снимок растиражировали пользователи Интернета и тут же подняли шум, утверждая, что это самое настоящее доказательство жизни на Марсе.

Однако ученые не склонны разделять ликования астрономов-любителей, «нашедших жизнь» на Красной планете.

«На Марсе невозможны более высокоорганизованные формы жизни, чем бактерии», – заявил в интервью «Русской службе новостей» заведующий лабораторией Института космических исследований РАН Михаил Герасимов. – То, что на Марсе должна присутствовать жизнь, в этом мало кто сомневается, хотя бы потому, что она была принесена туда с Земли. Во-первых, наши аппараты, которые туда летали, никогда не удается почистить абсолютно. То есть туда были доставлены и микробы с Земли. Во-вторых, были и земные метеориты и на Марсе, бактерии, которые на Земле возникли в ранние времена, конечно, попали на Марс», – уточнил специалист.

Коллегу поддержал и доцент кафедры небесной механики санкт-петербургского Астрономического института им. В.В. Соболева Леонид Соколов: «Не думаю, чтобы на Марсе была жизнь, если бы было что-то серьезное, мы бы знали. Скорее, это журналистское «открытие», а не научное», – заверил он корреспондента газеты ВЗГЛЯД.

А член-корреспондент Российской академии космонавтики, доктор наук американского Университета Гопкинса Юрий Караш в интервью газете ВЗГЛЯД сообщил, что «женщина» – это явление того же порядка, что и «лицо на Марсе», и напомнил слова скептика, который в начале фильма Тарковского «Солярис» отвечал пилоту Бертону, увидевшему странную фигуру на поверхности океана: «Немудрено в ветреную погоду спутать качающийся куст с фигурой человека».

«Чтобы понять интересный феномен фигур на Марсе, вспомните каналы на Марсе, которые в конце позапрошлого века «обнаружил» итальянский астроном Скиапарелли, – посоветовал Юрий Караш. – Тогда возникли предположения, что на Марсе есть разумная жизнь, что высокоразвитые существа построили каналы и ирригационные сооружения. Но потом, когда посмотрели на Марс через оптику с более высоким разрешением, никаких каналов не нашли, только отдельные точки, выступы, тени, которые издалека действительно сливались в некие линии и производили впечатление каналов».

«Вот вам еще один наглядный пример, – проиллюстрировал факт оптического обмана эксперт. – Международная космическая станция обладает достаточно сложной конфигурацией. Если посмотреть на нее вблизи, предстанет довольно абстрактная конструкция: какие-то банки, модули, солнечные батареи, решетчатые фермы. Но если посмотреть на нее с Земли, когда она будет пролетать над вами, увидите всего лишь точку. Из чего запросто можно сделать вывод, что это летит Маленький принц на астероиде Б612. Но если разглядывать ее в мощный телескоп, станет ясно, что это астронавты внутри сложной конструкции. То же самое и здесь: надо посмотреть на «женскую фигуру» с меньшего расстояния или через оптику большего разрешения».

«Я бы подождал кричать о сенсации и о том, что мы не одиноки, во всяком случае, в Солнечной системе. Этот снимок еще ничего не подтверждает», – заключил Юрий Караш.

Напомним, что марсоход Spirit уже доказал, что жизнь на Марсе вполне возможна. Буквально месяц назад ученые опубликовали результаты исследования проб инопланетной почвы, добытых в мае марсоходом.

Выяснилось, что условия в одном из районов Марса характеризовались повышенной влажностью, сильной кислотностью и окисляющими признаками.

В настоящее время исследователи из NASA изучают две гипотезы происхождения необычной породы на планете. Первая – это ключ или гейзер, горячая вода которого выносит на поверхность кварц. Согласно второй версии, марсоход наткнулся на так называемую фумаролу – трещину в кратере вулкана или на застывающем потоке лавы, через которую прорывались кислотные пары и вулканические газы, удалившие из имеющейся породы разные минералы и оставившие почти чистый кварц.

Обе версии означают, что это место могло быть настоящим очагом микробной жизни. На Земле районы гейзеров и вулканов обычно кишат микроорганизмами, что обусловливает определенный состав грунта.

По мнению ученых, это может быть пока непрямым, но все-таки доказательством того, что на Красной планете когда-то была жизнь.

Кстати, и то открытие было сделано случайно: у марсохода, который с 2004 года исследует планету, заклинило одно из колес. Зарываясь в почву при передвижении аппарата, колесо оставляло глубокую колею.

Ученых привлекла необычная яркость взрыхленного грунта в районе Home Plate. Почву отдали на экспертизу.

Всего за время марсианской миссии Spirit передал на Землю огромный объем научной информации. Именно с помощью этих данных удалось доказать, что на поверхности Марса когда-то существовала вода.