Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
30 сентября 2007, 13:33 • Общество

Последний путь вне Земли

NASA учится хоронить космонавтов

Последний путь вне Земли
@ GetyyImages

Tекст: Геннадий Нечаев

В связи с наметившейся в не столь отдаленном будущем перспективой длительных космических полетов специалисты NASA столкнулись со сложной морально–этической проблемой: как поступить с телом космонавта, скончавшегося при выполнении космической миссии в дальнем космосе, когда отсутствует физическая возможность доставить покойного на землю, чтобы похоронить согласно обряду той религии, которую он исповедовал?

Собственно, проблема отчетливо распадается на две: чисто техническую и собственно этическую. Каждая из них по-своему сложна. Это только в фантастических фильмах тело погибшего героя в сверкающей капсуле красиво удаляется от межгалактического звездолета на фоне клубящейся туманности…

Если не можете встать прямо – согнитесь, не можете стоять – присядьте, если и это невозможно, молитесь лежа, но молитесь

Действительно, как бы цинично это ни звучало, тело погибшего космонавта станет на борту корабля мертвым грузом без кавычек. Это дополнительный вес, занимаемый объем. Даже если на космических кораблях будут устроены специальные камеры (криогенные или иные) для сохранения тела, что, возможно, представляло бы интерес для науки, работа подобных установок потребует дополнительных энергозатрат, что вовсе не желательно. Так что рациональный выход видится один: избавиться от трупа при первой же возможности! Как – это будет зависеть от конструкции корабля: скорее всего – через шлюзовую камеру.

В последний путь космонавт, вероятнее всего, отправится без скафандра: скорее всего, в рабочей одежде, упакованный в подходящий чехол вместо гроба.

Почему не в скафандре, как это иногда показывают в фантастических фильмах? Потому, что и для живого человека процесс облачения в космические доспехи – дело не одной минуты, требующее известных навыков и сноровки. «Обрядить» же тело покойного (к тому же окоченевшее) в скафандр – именно что из разряда фантастики. Да, конструкторам космической техники придется продумать и эту проблему, непосредственно связанную с эргономикой корабля.

Но человеческое тело, даже мертвое, – не просто лишний груз и тем более не мусор. Как и обычные люди, космонавты, по крайней мере – часть из них, являются приверженцами разных религий. И чтобы космические похороны не выглядели кощунством, хотя бы часть традиционных погребальных обрядов над телом должна быть совершена. Но у религий разный подход к похоронам.

Проще всего в этом смысле буддистам с их индифферентным отношением к плоти. Способы захоронения буддизм четко не регламентирует, точнее – существует множество традиций и связанных с ними обрядов, которые объединяет одно: понятие «чистоты». В различных буддистских традициях она осмысливается по-разному: например, в тибетской разновидности это неосквернение мертвым телом земли. Традиционно тибетцы (и не только они, джайны, например, тоже) скармливают трупы птицам. В других вариациях учения (и таких большинство) ставится задача неосквернения тела: умерших сжигают или бальзамируют, помещая в специально отведенные места. А что может быть чище космического вакуума?

Авраамические религии сходятся на том, что тело желательно предать земле. Но что, если сделать это невозможно?

Христианство (кроме отдельных маргинальных деноминаций) дало однозначный ответ на этот вопрос: в таких случаях хоронить человека надо там, где его застигла смерть. В море, во льдах, в космосе. Существует даже особый обряд погребения «на водах», который по аналогии может быть адаптирован и для «моря внешнего» – космоса.

Покойному достаточно иметь при себе символы его исповедания. При этом необходимо, что бы кто-нибудь из присутствующих единоверцев (пусть даже иной конфессии) прочитал над телом молитву Господню («Отче наш»), а для католиков и протестантов еще и традиционную «Земля к земле, пепел к пеплу, прах к праху».

Заупокойная служба по усопшему в соответствии с церковным канонам может быть устроена и на Земле, заочно.

Довольно сложно дело обстоит в иудаизме, где существует твердое положение: останки должны быть захоронены в земле. В древности тела путешественников, умерших во время морских переходов, специально сохраняли тем или иным способом.

Для иудеев (как и для мусульман) понятие смерти и мертвое тело неразрывно связаны с понятиями сакральной нечистоты. Кроме того, большинство требований иудейского погребального обряда, например, открыть окна, чтобы впустить свежий воздух и вылить воду из всех сосудов в доме, в условиях космического полета невыполнимы.

К тому же похороны должны быть совершены в тот же день. Обязательное требование: над умирающим должен быть произнесен ряд молитв, это может быть выполнено с помощью аудиозаписи. Непременное условие иудаизма состоит в том, что тело должно находиться в контакте с землей. Поэтому в Иерусалиме иудеев хоронят без гробов, а в иных местах гробы имеют особые отверстия.

Вероятно, символическая горсть почвы с родной планеты, взятая космическими путешественниками в полет, позволит решить этот вопрос. Кроме того, погребению в Земле может быть предана часть тела покойного, например, прядь волос, довезти которую до Земли труда не составит.

Мусульмане подошли к вопросам соблюдения требований ислама более обстоятельно. В преддверии 11-дневной миссии на МКС малазийского космонавта, Министерство развитие ислама этой страны выпустило 20-страничный буклет-памятку космическому путешественнику, сообщает AFP. В ней, в частности, сказано: «Хотя условия на МКС затрудняют для мусульманина выполнение его обязанностей, они всё же должны быть исполнены по мере возможности». Действительно, правоверный обязан совершать молитву пять раз в сутки, но за это время станция совершает 16 витков вокруг Земли. Если понимать это установление буквально, малазийцу просто не останется времени на работу: 80 раз в день ему придется возносить хвалу Аллаху. Богословы, составлявшие брошюру, мудро вышли из затруднения, решив, что молитвенный цикл должен быть привязан ко времени точки, в которой корабль покинул Землю, то есть ко времени Байконура.

Молясь, мусульманин должен принять предписанную позу и повернуться лицом в сторону Мекки, но как выполнить эти требования в космосе, где нет ни верха ни низа? «Если вы не можете встать прямо – согнитесь, не можете стоять – присядьте, если и это невозможно – молитесь лежа, но молитесь», – рекомендует буклет.

В случае смерти на орбите тело рекомендуется доставить на Землю для совершения обычных погребальных ритуалов. И самое важное: в случае невозможности эвакуации тело «должно быть преданно земле на месте (то есть в космосе) после краткого ритуала». При этом само описание ритуала в инструкции отсутствует.

Резюмируя изложенное, можно придти к выводу: традиционные религии, признавая, что условия существования человечества изменились, адаптируют незыблемые установления к новым условиям. И второе: если погребение на Земле невозможно, лучше взять часть ее с собой. Пригодится не только как символ родной планеты, но и – не приведи Господь! – в случае космической трагедии.

..............