Игорь Перминов Игорь Перминов Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

3 комментария
Андрей Колесник Андрей Колесник Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

3 комментария
Глеб Кузнецов Глеб Кузнецов Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

6 комментариев
27 августа 2007, 14:41 • Общество

Братья-физики не разглашали гостайны

Братья-физики не разглашали гостайны
@ Getty Images

Tекст: Дмитрий Бавырин

Очередное громкое дело «изменников родины» так и не дошло до суда. ФСБ подозревало бывших сотрудников Института прикладной физики братьев Игоря и Олега Мининых в разглашении гостайны, однако отказалось от всех обвинений. Адвокаты братьев настаивали, что вся информация, которую следствие считало секретной, публиковалась и ранее, причем в энциклопедии, выпущенной под редакцией нынешнего первого вице-премьера Сергея Иванова. Впрочем, как отмечает следствие, ставить в деле точку пока рано.

ФСБ России прекратила уголовное преследование в отношении докторов физико-математических наук Олега и Игоря Мининых, подозреваемых в разглашении государственной тайны.

Приводить данные о последних разработках института, работающего на оборонную промышленность, братья-физики не имели права

«Доказательств их причастности к совершению преступления не получено», – говорится в сообщении центра общественных связей ведомства.

Постановление о прекращении уголовного преследования братьев было вынесено 24 августа (возбуждено дело было 2 апреля). Обвиняли ученых в совершении преступления, предусмотренного статьей 283 УК РФ – «разглашение государственной тайны».

Следствие считало, что бывшие сотрудники Института прикладной физики (ИПФ), братья Игорь и Олег Минины на страницах своей книги «Институт прикладной физики: научные школы и технологии» раскрыли сведения, составляющие гостайну.

Обвинение строилось на основании предварительного заключения экспертов, которые посчитали, что приводить данные о последних разработках института, работающего на оборонную промышленность, братья-физики не имели права.

Данные эти касались «научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области вооружения». По неподтвержденным данным, ученые сболтнули лишнего в описании баллистической ракеты «Зыбь» и противотанковой авиабомбы ПТАБ-1М.

Защита братьев Мининых, в свою очередь, утверждала, что «все, что написано в монографии, было взято из открытых свободных источников, поэтому ни о каком разглашении государственной тайны речи быть не может».

Среди источников фигурировала даже энциклопедия «Вооружение и технологии. ХХI век», выпущенная в 2000 году под редакцией бывшего главы Минобороны и нынешнего первого вице-премьера Правительства РФ Сергея Иванова.

На том, что раскрыт, собственно, «секрет Полишинеля», и строила свои показания защита обвиняемых. Более того, адвокаты подчеркивали, что за 7 лет даже этот «секрет Полишинеля» успел порядком устареть.

В частности, адвокаты физиков требовали проведения независимой экспертизы и подали в общей сложности два ходатайства на действия следователей. Какие именно были поданы ходатайства, защита не уточняла, ссылаясь на то, что «это может быть истолковано как разглашение материалов следствия». Кроме того, все непосредственные участники дела дали подписку о неразглашении сведений.

Не особо комментировали дело и сами следователи. Известно только, что пресловутая книга была написана учеными к 40-летию ИПФ, 50-летнему юбилею СО РАН и 75-летию академика Владилена Минина – отца авторов, а издана была крохотным тиражом в 50 экземпляров в НГТУ (в настоящее время братья работают на одной из кафедр Новосибирского государственного технического университета).

На предмет разглашения гостайны издание было проверено в первом отделе университета – и отдел дал добро. Однако после «предварительного заключения специалистов» весь тираж изъяли из обращения.

Дело получило довольно широкий резонанс в прессе. В частности, правозащитники настаивали, что контрразведка пытается «взять реванш» за другое «новосибирское дело», завязанное на 283 статью, – за дело Олега Коробейничева, заведующего лабораторией Института химической кинетики и горения Сибирского отделения Российской академии наук, также проходившее под грифом «секретно».

Предполагалось, что ученый передал США секретную информацию о новых видах твердого ракетного топлива. Однако в мае этого года следователи ФСБ прекратили дело по формулировке «за отсутствием состава преступления». Более того, прокуратура области пошла навстречу требованиям Коробейничева и принесла извинения «за причиненный вред» в официальном письме на имя ученого.

Представители УФСБ тогда отказались комментировать причины прекращения дела и вообще давать любую информацию о нем. Однако после поднятой СМИ шумихи вокруг «предполагаемых параллелей» с делом братьев Мининых следствие вынуждено было подчеркнуть, что второе дело «новосибирских ученых» ни с каким «реваншем», разумеется, не связано.

И хотя «дело братьев» до суда так и не дошло, ставить в нем точку пока рано. В сообщении ЦОС ФСБ также говорится, что «следственные действия по установлению лиц, причастных к совершению преступления, в настоящее время продолжаются».

..............