Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
25 июля 2007, 16:37 • Общество

Турфирмы защищаются от туристов

Турфирмы составляют «черный список» туристов

Турфирмы защищаются от туристов
@ GettyImages

Tекст: Анастасия Никифорова, Дмитрий Бавырин

«Черный список» российских туристов пытаются создать представители туриндустрии. Компании жалуются на то, что их терроризируют «профессиональные потребители». Таких клиентов хотят занести в единый список, доступный только турфирмам. Эксперты отмечают, что проблему недобросовестных клиентов таким образом все равно не решить. А вот юридических сложностей сами фирмы себе могут только добавить. Доказать, что человек – «профессиональный потребитель», а не турист, жалующийся на плохую работу фирмы, очень сложно.

«Прежде чем начать работать с туристами, удостоверьтесь, что их нет в черном списке, – рекомендуют создатели сайта. – Это поможет сберечь не только нервы, но и финансы».

Если вы вдруг узнали о том, что внесены в «черный список», вы можете смело выражать свой протест через суд

Доступ к информации открыт только для туристических компаний и предоставляется после регистрации на сайте и последующей проверки введенных данных.

Цель сайта заявлена как «информирование туристических компаний (туроператорских и турагентских) о препятствиях и недоразумениях, которые потенциально могут возникнуть при обращении к ним отдельных туристов – частных лиц, т. е. защита от недобросовестных клиентов».

Имя неугодного туриста может внести в черный список любая турфирма. «Если туристы сделали все, чтобы внести настоящую головную боль, если после измывательств над вами в течение недели они отказались от ваших услуг, если занимались вымогательством после возвращения из путешествия, то расскажите о них коллегам», – просят создатели ресурса.

«Клиенты имеют все возможности пожаловаться в Общество защиты прав потребителей, в Роспотребнадзор, в Ростуризм, а турфирмам остается только молча наблюдать за ситуацией и ждать визитов непрошеных гостей», – сетует компания-автор сайта.

Ресурс предназначен исключительно для представителей турбизнеса, частные же лица могут только получить информацию в отношении конкретных туристов с ответом о присутствии или же отсутствии их в базе данных без объяснения причин.

Проблема так называемых «профессиональных потребителей», то есть туристов, которые пытаются не только «отбить» у фирмы стоимость своего отдыха, но еще и заработать на этом, действительно существует, сказала пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина в беседе с корреспондентом ВЗГЛЯДа. «Причем проблема эта действительно серьезна. Как правило, такие туристы – это юридически грамотные люди. В поездке они целенаправленно ищут любые недостатки, фотографируют, собирают информацию, – отметила Тюрина. – Нельзя сказать, что это массовое явление, но практически любая фирма сталкивалась с такими клиентами».

Ситуация усугубляется тем, что суды в последнее время демонстрируют тенденцию принятия решений в пользу туристов, подчеркнула пресс-секретарь РСТ. «Иногда даже в случае, когда в визе туристу отказывает консульство, турфирму заставляют возмещать стоимость консульского сбора, хотя, конечно, это не их вина», – говорит Тюрина.

Однако сайт, подобный созданному сейчас, проблему никоим образом не решит. Во-первых, где гарантия того, что существующий список не коснется однофамильцев – Ивановых, Кузнецовых, Петровых?.. «В Интернете есть специализированные форумы, где фирмы обмениваются информацией о «профессиональных туристах», предупреждают друг друга, – говорит Ирина Тюрина, – Но там, помимо Ф.И.О., дается как минимум описание внешности».

Во-вторых, сложно доказать, что жалобщик – это и в самом деле «профессиональный турист». «Возможно, недобросовестная турфирма – а таких на нашем рынке хватает – выслушала справедливые претензии, восприняла это как личное оскорбление и внесла клиента в этот список», – говорит эксперт.

«Если турфирма работает безупречно, то с юридической, равно как и с любой другой точки зрения, придраться к ней невозможно», – прокомментировала ситуацию замгендиректора турфирмы «Дельфин» Ирина Чиркунова. В «Дельфине» подчеркивают, что с неприятными туристами они не сталкивались. «Редко бывает, что клиент требует вещей, не отраженных в договоре. Если же он высказывает претензии, что ему хотелось бы, например, светлого неба в дождливую погоду, мы стараемся с такими людьми просто поговорить и настроить на позитивный лад», – говорит Чиркунова.

Впрочем, юристы отмечают, что, если вы вдруг узнали о том, что внесены в черный список, вы можете смело выражать свой протест. Через суд. «Если вас назвали «профессиональным потребителем» или обвинили в каких-то действиях, из-за которых вам отказываются продавать тур, – можно смело подавать иск о защите репутации», – сказали корреспонденту ВЗГЛЯДа в юридическом агентстве «Персона Грата».

«Если же такой аферист существует, но это точно не вы, а ваш однофамилец, именно турфирма должна доказать, что обвинила в недобросовестности именно его, а не вас», – подчеркнули юристы.

«Механизмов, которые позволяют использовать Интернет-ресурсы в качестве доказательств по делу практически нет, - рассказала ВЗГЛЯДу гендиректор юридической консультации «Визит» Анна Гладун. - Теоретически такая возможность существует, но юридическая практика зачастую отстает от практики жизни».

В любом случае отказать человеку в услуге на основании того, что он внесен в некий «черный список», турфирма не может, заверяет Анна Гладун. «Компания обязана заключить договор на реализацию турпродукта с каждым, кто выразит желание. Компания не имеет права отдавать предпочтения одним туристам перед другими. Это железно. Это записано в гражданском кодексе и обсуждению не подлежит, - говорит эксперт.

Проблему туристов, наживающихся на фирмах, можно попробовать решить другим образом – публиковать списки туристов, у которых турфирмы выиграли суд, то есть доказали, что претензии клиентов были признаны необоснованными, – считает Ирина Тюрина. – Но, повторюсь, «профессиональные туристы» – юридически подкованные люди. И опять – нет гарантии, что такой человек «профессиональный потребитель». Возможно, он просто не прав в данном конкретном случае.

«Существование этого сайта вызывает сомнения с точки зрения его достоверности, – подводит итог Ирина Тюрина из РСТ. – Возможно, это вообще личное мнение конкретной фирмы».