Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
3 комментарияАтомоход дона Педро
Бразилия готовится стать ядерной державой
После двадцатилетней паузы Бразилия возобновляет ядерную программу. На развитие атомной индустрии в течение ближайших 8 лет из бюджета будет выделяться 65 млн долларов ежегодно, сообщил президент страны Луис Игнасио Лула да Силва. Помимо освоения полного цикла по переработке урана, эти планы включают в себя строительство атомной подводной лодки.
«Мы должны ставить перед собой большие цели и сказать, что мы хотим получить собственную атомную подлодку», – сказал президент Бразилии да Силва после посещения ядерного научно-исследовательского центра Арамар в штате Сан-Паулу.
Как ни странно, ядерные планы Федеративной Республики не встречают никаких протестов на Западе, в отличие, скажем, от аналогичных планов Ирана
«Если в прежние годы у нас наблюдались проблемы с финансированием, то впредь таких проблем не будет, – обещает глава страны. – Этот проект, с одной стороны, поможет нам решить проблему нехватки электроэнергии, а с другой – позволит Бразилии войти в элитный клуб держав, которые освоили полный цикл обогащения урана. Я думаю, что тогда нас будут больше уважать и ценить как нацию, как державу», – добавил глава государства.
С чем навскидку ассоциируется Бразилия? Кофе, футбол, карнавал и набивший оскомину дон Педро. Между тем это одна из крупнейших экономик мира и сильнейший военно-промышленный комплекс в Латинской Америке. На учебно-боевых самолетах Tucano осваивают азы пилотажа летчики Королевских ВВС Великобритании, штурмовики АМХ составляют основу ударных сил итальянской авиации, а танки EE-1 Ozorio покупают даже привередливые ближневосточные шейхи. Страна строит атомные реакторы, однако пока не в состоянии производить топливо для них в товарных количествах.
Сейчас на вооружении бразильских ВМС состоят 6 новейших дизель-электрических субмарин западногерманского производства классов Tupi и Tikuna (усовершенствованный немецкий проект Typ 209). В ближайшее время страна планирует заказать еще пять субмарин.
Между тем 6 наличных кораблей (точнее – пяти: лодка S-21 Tonelero, потерпевшая аварию в 2000 году, до сих пор небоеспособна) едва достаточно для охраны весьма протяженного морского побережья страны (от границы с Гвианой до границы с Уругваем – 6840 км), не говоря уже об экономической зоне. По предварительным подсчетам, для надежной охраны границы требуется не менее дюжины ДПЛ или две АПЛ.
- Америка теряет энергию
- Россия раскрыла военную тайну
- Китайский крейсер напугал США
- Освобождение Венесуэлы
- «Злая рыба» Barracuda
При этом большая стоимость атомной субмарины искупается меньшими эксплуатационными расходами (по сравнению с дюжиной кораблей) и большей гибкостью применения. Плюс такой бонус, как соображения национального престижа. Действительно, среди стран группы BRIC, АПЛ сегодня строят Россия и Китай, в шаге от этого стоит Индия (кстати, эксплуатировавшая до 1986 года на условиях лизинга советский атомоход). Выглядеть белой вороной в такой компании не бразильцы не хотят.
Военная атомная программа началась в республике еще во времена правления военной хунты, предположительно – в 1969 году. Хунтисты планировали обзавестись собственным атомным зарядом (для чего в джунглях штата Амазонас был построен испытательный полигон, ныне заброшенный) и средствами его доставки. Разработка атомной субмарины SNAC-2 началась в 1979 году, однако в конце 80-х годов прошлого века ее финансирование значительно сократилось.
Планируемая серия из пяти новых дизельных ПЛ станет переходной к атомоходам. Эксперты полагают, что бразильские атомоходы будут использовать практически те же корпуса, что и обычные корабли. Согласно сообщениям бразильской военной периодики, в конце 2004 года из бюджета МО было выделено 7,8 млн долларов на завершение работ по созданию реактора RENAP-11 (Reator Naval de Potencia de 11 Megawatts) – наземного прототипа будущего «сердца» подводных атомоходов. Сообщается, что мощность практического образца реактора будет равна 49 мегаваттам.
Местные источники говорят, что подписание контракта на постройку атомохода состоится в 2009 году, а к 2018 году лодка будет спущена на воду. К этому времени для эксплуатации корабля должны быть подготовлены два полных экипажа. Где будут стажироваться бразильские подводники – пока неизвестно, но вероятнее всего – в США.
Как ни странно, ядерные планы Федеративной Республики не встречают никаких протестов на Западе, в отличие, скажем, от аналогичных планов Ирана, хотя между ядерными программами двух стран есть много общего. Что скрывается за столь благожелательным отношением к Бразилии?
Молчаливое одобрение ядерных инициатив президента да Силвы может свидетельствовать лишь об одном: его страну уже сегодня считают неотъемлемой частью западного мира.