Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

3 комментария
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

6 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
13 июля 2007, 19:02 • Общество

Атомоход дона Педро

Бразилия готовится стать ядерной державой

Атомоход дона Педро
@ Reuters

Tекст: Геннадий Нечаев

После двадцатилетней паузы Бразилия возобновляет ядерную программу. На развитие атомной индустрии в течение ближайших 8 лет из бюджета будет выделяться 65 млн долларов ежегодно, сообщил президент страны Луис Игнасио Лула да Силва. Помимо освоения полного цикла по переработке урана, эти планы включают в себя строительство атомной подводной лодки.

«Мы должны ставить перед собой большие цели и сказать, что мы хотим получить собственную атомную подлодку», – сказал президент Бразилии да Силва после посещения ядерного научно-исследовательского центра Арамар в штате Сан-Паулу.

Как ни странно, ядерные планы Федеративной Республики не встречают никаких протестов на Западе, в отличие, скажем, от аналогичных планов Ирана

«Если в прежние годы у нас наблюдались проблемы с финансированием, то впредь таких проблем не будет, – обещает глава страны. – Этот проект, с одной стороны, поможет нам решить проблему нехватки электроэнергии, а с другой – позволит Бразилии войти в элитный клуб держав, которые освоили полный цикл обогащения урана. Я думаю, что тогда нас будут больше уважать и ценить как нацию, как державу», – добавил глава государства.

С чем навскидку ассоциируется Бразилия? Кофе, футбол, карнавал и набивший оскомину дон Педро. Между тем это одна из крупнейших экономик мира и сильнейший военно-промышленный комплекс в Латинской Америке. На учебно-боевых самолетах Tucano осваивают азы пилотажа летчики Королевских ВВС Великобритании, штурмовики АМХ составляют основу ударных сил итальянской авиации, а танки EE-1 Ozorio покупают даже привередливые ближневосточные шейхи. Страна строит атомные реакторы, однако пока не в состоянии производить топливо для них в товарных количествах.

Сейчас на вооружении бразильских ВМС состоят 6 новейших дизель-электрических субмарин западногерманского производства классов Tupi и Tikuna (усовершенствованный немецкий проект Typ 209). В ближайшее время страна планирует заказать еще пять субмарин.

Между тем 6 наличных кораблей (точнее – пяти: лодка S-21 Tonelero, потерпевшая аварию в 2000 году, до сих пор небоеспособна) едва достаточно для охраны весьма протяженного морского побережья страны (от границы с Гвианой до границы с Уругваем – 6840 км), не говоря уже об экономической зоне. По предварительным подсчетам, для надежной охраны границы требуется не менее дюжины ДПЛ или две АПЛ.

При этом большая стоимость атомной субмарины искупается меньшими эксплуатационными расходами (по сравнению с дюжиной кораблей) и большей гибкостью применения. Плюс такой бонус, как соображения национального престижа. Действительно, среди стран группы BRIC, АПЛ сегодня строят Россия и Китай, в шаге от этого стоит Индия (кстати, эксплуатировавшая до 1986 года на условиях лизинга советский атомоход). Выглядеть белой вороной в такой компании не бразильцы не хотят.

Военная атомная программа началась в республике еще во времена правления военной хунты, предположительно – в 1969 году. Хунтисты планировали обзавестись собственным атомным зарядом (для чего в джунглях штата Амазонас был построен испытательный полигон, ныне заброшенный) и средствами его доставки. Разработка атомной субмарины SNAC-2 началась в 1979 году, однако в конце 80-х годов прошлого века ее финансирование значительно сократилось.

Планируемая серия из пяти новых дизельных ПЛ станет переходной к атомоходам. Эксперты полагают, что бразильские атомоходы будут использовать практически те же корпуса, что и обычные корабли. Согласно сообщениям бразильской военной периодики, в конце 2004 года из бюджета МО было выделено 7,8 млн долларов на завершение работ по созданию реактора RENAP-11 (Reator Naval de Potencia de 11 Megawatts) – наземного прототипа будущего «сердца» подводных атомоходов. Сообщается, что мощность практического образца реактора будет равна 49 мегаваттам.

Местные источники говорят, что подписание контракта на постройку атомохода состоится в 2009 году, а к 2018 году лодка будет спущена на воду. К этому времени для эксплуатации корабля должны быть подготовлены два полных экипажа. Где будут стажироваться бразильские подводники – пока неизвестно, но вероятнее всего – в США.

Как ни странно, ядерные планы Федеративной Республики не встречают никаких протестов на Западе, в отличие, скажем, от аналогичных планов Ирана, хотя между ядерными программами двух стран есть много общего. Что скрывается за столь благожелательным отношением к Бразилии?

Молчаливое одобрение ядерных инициатив президента да Силвы может свидетельствовать лишь об одном: его страну уже сегодня считают неотъемлемой частью западного мира.

..............