Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Ирану без шаха лучше, чем с шахом Пехлеви

Мухаммед Реза Пехлеви очень хотел встать в один ряд с великими правителями прошлого – Киром, Дарием и Шапуром. Его сын, Реза Пехлеви, претендует на иранский трон сейчас. Увы, люди в самом Иране воспринимают его внуком самозванца и узурпатора и сыном авантюриста.

8 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Нефтяные активы как барометр мира

Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «ЛУКОЙЛа» – 28 февраля.

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему Европа никогда не пойдет против США

Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.

5 комментариев
27 июля 2006, 20:49 • Экономика

Освобождение Венесуэлы

Москва освободила Венесуэлу от блокады

Освобождение Венесуэлы
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Геннадий Нечаев

Москва освободила Венесуэлу от блокады, заявил президент Венесуэлы Уго Чавес во время встречи в Кремле с президентом России Владимиром Путиным. Этому помог контракт на 3 млрд. долларов на поставку оружия. При этом в ближайшем будущем сумма контракта может быть пересмотрена в сторону увеличения. Кроме того, Россия будет строить трубопровод на юге Латинской Америки стоимостью 20 млрд. долларов.

«Венесуэла для нас – естественный партнер, – заявил Владимир Путин. – И мне очень приятно, что наши компании находятся в процессе поиска совместных решений в сфере энергетики. Но не только энергетика – машиностроение, космос, металлургическая промышленность – все это в поле зрения наших компаний». Как отмечают комментаторы, одной из главных тем переговоров были контракты на поставки Каракасу российского оружия.

Су-30 подняли дух нации

Я не агрессор и приехал не за оружием для войны со всеми и против всех. Просто оружие, которое было у нашей армии, уже устарело и выходит из строя

«Венесуэла – маленькая страна, – заявил Чавес на второй день визита во время посещения Ижевска, где президент встретился с живой легендой, создателем всемирно известного автомата Михаилом Калашниковым. – Я не агрессор и приехал не за оружием для войны со всеми и против всех. Просто оружие, которое было у нашей армии, уже устарело и выходит из строя, поэтому мы хотим заменить его на более новое и надежное. Это делают и другие страны по мере необходимости».

Около года назад Венесуэла заключила контракт на покупку 100 тыс. автоматов Калашникова. Кроме того, в стране планируют начать собственное производство этих автоматов, построив с помощью российских специалистов завод стоимостью 200 млн. долларов. Контракт на поставку стрелкового оружия, самолетов, вертолетов и подводной лодки был подписан во время визита Чавеса в Волгоград.

Продажа полка истребителей Су-30 – крупнейшая сделка отечественной «оборонки». Еще в мае в ответ на введенное американцами эмбарго Чавес заявил, что купит российские Су, потому что они «в сто раз лучше, чем F-16».

«Был момент, когда наши F-16 не могли летать из-за отсутствия запасных частей, радары увезли, мы были разоружены», – напомнил венесуэльский лидер на встрече в Кремле. США ввели запрет на продажу оружия Венесуэле, объяснив его тем, что Венесуэла не полностью поддерживает меры против терроризма, поддерживает левых повстанцев в Колумбии и дает им убежище.

Под запрет на продажу Каракасу попали не только сами F-16, но и запчасти к ним. Это болезненно ударило по обороноспособности Венесуэлы. На вооружении ВВС этой страны находятся самолеты, купленные у США, и многим из них уже по 20 лет. Нужно обновлять парк и ремонтировать старые самолеты. Чавес, жалуясь на негодность венесуэльских F-16, утверждает, что их уже почти не поднимают в воздух.

Теперь Чавес позволяет себе считать, что Россия спасла его от санкций, введенных США. Напомним, что два российских самолета 5 июня уже показали свои возможности во время парада, посвященного Дню независимости страны. «Эта демонстрация сильно подняла наш национальный дух», – заявил на брифинге венесуэльский лидер. Кроме истребителей, Каракас получит 30 штурмовых вертолетов Ми-35 – новейшую экспортную модификацию известного вертолета Ми-24 «Крокодил».

Общая сумма контракта на поставку авиатехники оценивается в 1,75 млрд. долларов (1,5 млрд. за истребители и 250 млн. за штурмовики). Свои F-16 Каракас обещает продать третьим странам.

Как на суше, так и на море

Президент Венесуэлы Уго Чавес (фото: ИТАР-ТАСС)
Президент Венесуэлы Уго Чавес (фото: ИТАР-ТАСС)

Между тем сумма оружейных контрактов с Венесуэлой оказалась неожиданно большой – более 3 млрд. долларов. Венесуэльский заказ превысил половину от всех прошлогодних поставок Рособоронэкспорта (5,2 млрд.) и составил 17% от годового портфеля заказов госпосредника, объявленного до заключения этих сделок (17,6 млрд.).

Сведения о продаже модифицированных зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) «Тор-М1» хранились в тайне. Между прочим, именно этим комплексом югославские зенитчики сбили американский самолет-невидимку F-117 и, по некоторым сведениям, попали в «невидимый» стратегический бомбардировщик B-2 стоимостью 1 млрд. долларов. На покупку ЗРК Каракас планирует потратить еще 1 млрд.

Речь идет также о покупке дизельной подводной лодки типа «Амур» (сверхтихая ПЛ четвертого поколения) и еще нескольких кораблей. Непонятно, каким образом Чавес собирается уложиться в выделенный для этих закупок миллиард долларов. Ранее Рособоронэкспорт заключал сделки, аналогичные покупке полка «Торов», в который входит 40 мобильных пусковых установок, радиолокационных систем и машин обеспечения, на сумму 800 млн. долларов.

Современная подводная лодка стоит от 150 до 200 млн. долларов, как и военные корабли. В итоге общая сумма оружейных контрактов может быть скорректирована в сторону увеличения.

Россия согласилась помогать Венесуэле не только оружием, но и своими знаниями в области нефтегазодобычи и металлургии. «Возможные частные инвестиции с российскими компаниями могут измеряться сотнями миллионов и миллиардами долларов, – заявил Путин после переговоров с Чавесом. – Усилия российских частных инвесторов будут поддержаны правительством России».

Со своей стороны, президент Венесуэлы Уго Чавес заявил, что «такие крупные российские компании, как «ЛУКОЙЛ» и «Газпром», уже находятся в Венесуэле и скоро приступят к разработкам месторождений как на суше, так и на море».

«ЛУКОЙЛ будет участвовать в разработке месторождения у реки Ориноко, – сообщил Чавес. – Первое бурение два месяца назад показало, что нефть лежит на небольшой глубине, и там оказалось нефти в три раза больше, чем предполагалось, а Газпром выиграл тендер на добычу газа на месторождении в Венесуэльском заливе».

Кроме того, СУАЛ и Венесуэльская корпорация Гайаны подписали соглашение о строительстве алюминиевого завода в Венесуэле. «Но важнейшее значение для нас имеет участие России в проекте строительства трубопровода на юг Латинской Америки протяженностью около 8 тыс. км», – добавил венесуэльский лидер. Стоимость проекта оценивается в 20 млрд. долларов.