Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

10 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

4 комментария
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

2 комментария
18 октября 2007, 21:56 • Общество

Вместе к пятому поколению

Дели не сможет получить современный самолет без РФ

Вместе к пятому поколению
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Геннадий Нечаев

Россия будет создавать истребитель пятого поколения совместно с Индией. Соглашение об этом было подписано в четверг в ходе визита в Россию министра обороны Индии Акаккапарамбила Энтони. Некоторое время назад индусы переключились на закупки у США и Израиля – отчасти из желания надавить на российских партнеров. Однако реальных альтернатив сотрудничеству с Россией у Индии нет.

Разговоры о совместной работе над боевым самолетом следующего поколения велись на разных уровнях несколько лет (как минимум с 2005 года).

Дели попыталось надавить на Москву, однако у Индии нет альтернатив партнерству с Россией

Ведущие индийские газеты ни на минуту не сомневались, что в качестве авиационного комплекса, призванного качественно усилить мощь ВВС, будет выбран проект ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, предположительно самолет имеет фирменный индекс Т-50 или «изделие 701»), работу над которым ведет компания «Сухой».

В начале нынешнего года об этом было объявлено официально.

Пока Россия и Индия успешно реализовали лишь один совместный проект – создание крылатой ракеты BrahMos. А вот программа по созданию среднего военно-транспортного самолета МТА застопорилась еще на стадии активной реализации из-за проблем с финансированием.

Российский Минфин отказывался от реинвестирования в проект части составляющего чуть более 1 млрд рупийного долга Индии, из-за чего Россия никак не могла согласовать проект межправительственного соглашения. В июле Индия, недовольная российскими бюрократическими проволочками, даже пригрозила отказаться от МТА и реализовать новый проект с европейским или бразильским партнером.

В интервью газете Hindustan Times, опубликованном накануне визита Энтони в Россию, представитель министерства обороны Индии отметил, что в Москве будет подписано межправительственное соглашение, а вопросы цены и прав на интеллектуальную собственность будут окончательно урегулированы позднее.

Как отметил главком ВВС Индии Фали Мэйджор, индийские ВВС завершили подготовку своих технических требований к новому самолету. По его мнению, пять лет уйдет на его создание, а в небо истребитель поднимется через 8–10 лет.

Напомним, ранее первый вице-премьер РФ Сергей Иванов заявлял, что самолет пятого поколения будет создан к 2009 году, однако никакого противоречия в этих утверждениях нет. Просто Иванов имел в виду дату выкатки первого прототипа (или технологического демонстратора), а индийский главком – начало серийного производства новых машин. Но в любом случае, указанные сроки очень сжаты, можно даже сказать – рекордно коротки, но вполне реальны.

Собственно, некий конструкторский задел был создан ранее, что позволило уже в августе этого года передать комплект производственной документации на новый самолет авиазаводу в Комсомольске-на-Амуре. Правда, пока неясен вопрос с двигателями для Т-50, но он будет решаться на основе тендера. И не исключено, что российский и индийский варианты самолета будут комплектоваться разными силовыми установками.

Учитывая успехи военно-технического сотрудничества с Дели, выбор России партнером для создания нового истребителя кажется естественным. Правда, в последние годы во взаимоотношениях появились сложности – Индия просила у России современную технику, Москва настаивала на подписании соглашения о правах на интеллектуальную собственность. В результате индусы переключились на закупки некоторых систем у наших конкурентов – США и Израиля – отчасти из желания надавить на российских партнеров.

Однако в данном случае у индийской стороны альтернатив нет.

Дело в том, что Индия стремится получить на вооружение истребитель пятого поколения, который будет обладать равными возможностями и даже превосходить истребители F-22 и F-35 (JSF), которые разрабатываются совместно США и Великобританией. Однако американцы не продают свои F-22А Raptor даже ближайшим стратегическим партнерам. Да и далеко не всем эти самолеты по карману.

Напротив, F-35 Lightning II, оптимизированные для нанесения ударов по наземным целям, активно предлагаются на экспорт. Но специалисты отмечают, что эффективное применение американских самолетов пятого поколения возможно только в паре. При этом оснащенные гораздо более совершенным прицельно-навигационным оборудованием «Рэпторы» помимо задач по прикрытию ударных F-35 должны обеспечивать их еще и информацией о боевой обстановке.

Применение этой связки видится американцам так: обладающие меньшей заметностью, совершенными сенсорами и вооруженные ракетами воздух-воздух с дальностью действия более 120 км «Рэпторы» будут находиться в сравнительной безопасности на значительном удалении от поля боя.

Данные о тактической обстановке, полученные бортовыми системами F-22, передаются по закрытому каналу «Лайтнингам», что позволяет последним не включать собственные активные бортовые системы, излучение которых делает самолеты сравнительно легкими мишенями для средств ПВО.

Кроме того, многие навигационные и тактические данные F-35 получают с американских разведывательных спутников, самолетов передового дозора (AWACS) и т. п. То есть – машина настолько плотно интегрирована в информационные поля вооруженных сил США, что вне их боевая ценность довольно дорогого самолета не выше (если не ниже), чем у самолета аналогичного назначения поколения 4+.

Даже по американским данным, в воздушном бою один на один, без прикрытия «Рэпторами» или другими самолетами, оптимизированными для воздушного боя, и лишенный внешней информационной поддержки F-35 гарантированно проигрывает российским МиГ-29 или Су-27/30.

Это дало повод некоторым американским военным говорить, что «Лайтнинг» – не более чем дорогой бомбовоз с посредственными летными данными.

Если перспектива оказаться без информационной поддержки не грозит ближайшим сателлитам США, то Индия, проводящая достаточно независимую внешнюю политику, рисковать не может. Поэтому планы закупки F-35, о которых сообщалось в местной прессе, – всего лишь попытка выторговать у России более выгодные условия.

К тому же, если все сопутствующие вопросы удастся утрясти в разумные сроки, индусы совершат настоящий технологический прорыв, получив в руки технологии пятого поколения (минуя четвертое), которые смогут в дальнейшем развивать самостоятельно.

Российский авиапром тоже не останется внакладе: дополнительное финансирование перспективных программ никогда не бывает лишним, а кроме того, будет обеспечен стабильный рынок сбыта для новых машин, по крайней мере, до того, как производство истребителей будет развернуто в Индии, – если вообще эта задача окажется нашим партнерам по плечу.