Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

3 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран и Израиль играют по новым правилам мировой политики

Сейчас, когда исторический процесс перестал быть искусственно выпрямленным, как это было в холодную войну или сразу после нее, самостоятельные государства многополярного мира, подобно Ирану или Израилю, будут вести себя, исходя только из собственных интересов.

2 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

9 комментариев
20 сентября 2006, 17:53 • Общество

Пилот за 2 млн. долларов

Польша потратит на одного летчика 2 млн. долларов

Пилот за 2 млн. долларов
@ vectorsite.net

Tекст: Геннадий Нечаев

Компания Lockheed Martin выкатила первый истребитель F-16C/D (бортовой номер 4040), изготовленный на заводе Форт-Уорт (штат Техас) для ВВС Польши. Как сообщили представители компании, этот факт подтвердил выполнение польской программы постройки истребителей «Мирное небо» в соответствии с намеченным графиком и утвержденным бюджетом.

По их мнению, после принятия на вооружение новые самолеты станут самыми современными в парке истребителей авиации НАТО. При этом поляков не смущает ни отсутствие наземных тренажеров для этих машин, ни высокая стоимость подготовки пилотов в США.

Для ВВС Польши Lockheed Martin построит 48 истребителей F-16C/D, в том числе 36 одноместных боевых F-16C и 12 двухместных учебно-боевых F-16D. Все машины будут оснащены двигателями Pratt & Whitney F100-PW-229. Всего же истребителей семейства F-16 было выпущено свыше 4300 единиц. Они стоят на вооружении ВВС 24 стран мира. Первые четыре истребителя ВВС Польши получат в ноябре этого года. Оставшиеся машины будут поставляться в период 2007–2008 годов.

Недешевые польские пилоты

Станция обеспечивает истребителям F-16 возможность визуального наблюдения за целью как днем, так и ночью, в различных погодных условиях

По словам руководителя Бюро по принятию на вооружение в ВВС Республики Польша самолетов F-16 Петра Лукашевича, эти машины станут основой воздушного боевого элемента, интегрированного в военную составляющую оборонительной системы Республики Польша, и будут играть в ней ключевую роль.

Самолеты F-16 будут решать задачи военно-воздушных сил в мирное время, угрожаемый период и во время войны. Соединения, оснащенные этими самолетами, готовы будут также решать задачи в рамках операций сил союзников в соответствии с заявлениями польских властей. Они будут готовы отправиться в Афганистан или Ирак и примут участие в боевых действиях, если такое решение примет политическое руководство. Наверняка будут охранять воздушное пространство в прибалтийских странах, так же как польские МиГ-29 в течение первых трех месяцев этого года.

По словам Лукашевича, первое подразделение на F-16 достигнет оперативной готовности не ранее 2012 года. Контракт по закупке самолетов F-16 предусматривает обучение в США только 49 пилотов и 183 человек технического персонала. Как полагают польские военные, для обслуживания всей системы необходимо 2,5 тыс. человек. Вместе с двумя дополнительными курсами подготовки на сверхзвуковых учебных самолетах Т-38, которые должны пройти польские пилоты, курс обучения одного летчика F-16 стоит около 1,8 млн. долларов.

Подготовка летчика-инструктора обойдется Варшаве в сумму около 3 млн. долларов. В Кшесинах, где будут дислоцироваться две эскадрильи этих машин, уже в начале 2007 года откроется польский центр обучения летного состава. Между тем, принимая в 2002 году решение о закупке американской авиатехники, польские военные не позаботились ни о наземных тренировочных комплексах (авиасимуляторах), ни о закупке современных учебно-боевых самолетов. Теперь все это придется делать в экстренном порядке, сообщает газета Zycie Warszawy.

Только не МиГи!

Самолеты шведского производства Saab JAS-39 Gripen (фото: flygplan.info)
Самолеты шведского производства Saab JAS-39 Gripen (фото: flygplan.info)

Очевидно, что поспешно принятое решение о приобретении истребителей F-16 носило политическую подоплеку. Другие страны бывшего Восточного блока, такие как Венгрия или Чехия, по здравому размышлению выбрали для модернизации своих ВВС самолеты шведского производства Saab JAS-39 Gripen. При этом шведы предлагают свои истребители, мало (если вообще) уступающие по боевым возможностям заокеанским конкурентам, на условиях лизинга с последующей передачей машин в собственность.

Между тем на вооружении большинства этих стран состоят вполне современные истребители МиГ-29 советского/российского производства. По летным качествам эти самолеты намного опережают западные аналоги. Единственный серьезный недостаток МиГ-29 (без индекса) – это ограниченный радиус действия, за что машину окрестили «истребителем завоевания господства в воздухе над своим аэродромом».

Но эта проблема (кстати, едва ли актуальная для малых стран с ограниченной территорией) успешно решается в рамках модернизации МиГов до стандарта МиГ-29СМ/СМТ, причем в варианте СМТ на самолете заменяется и авионика, по желанию заказчика – на соответствующую стандартам НАТО. Кстати, не случайно то, что поляки заказали для своих F-16 оптико-локационную станцию Goodrich DB-110, созданную в 2004 году.

В настоящее время она используется на истребителях-бомбардировщиках Tornado Королевских ВВС Великобритании. Станция обеспечивает истребителям F-16 возможность визуального наблюдения за целью как днем, так и ночью, в различных погодных условиях с помощью оптического или инфракрасного канала. Станция выводит изображение на многофункциональный дисплей в кабине пилота.

При этом, поскольку датчики станции работают в пассивном режиме, не излучая в пространство электромагнитных волн, истребитель способен действовать с выключенным радаром, что значительно снижает его заметность для средств ПВО и истребителей противника. Польские летчики по достоинству оценили возможности оптического локатора, летая на МиГ-29, где такая станция входит в штатный комплект бортового комплекса вооружения.

Причем оптолокатор вписан в конструкцию самолета, тогда как станция Goodrich DB-110 применяется в варианте подвесного контейнера, занимая один пилон внешней подвески (что сокращает запас подвесного вооружения), и создает дополнительное аэродинамическое сопротивление, ухудшая и без того не блестящие летные данные F-16.

Выгода – побоку

МиГ-29 (фото: airforce.ru)
МиГ-29 (фото: airforce.ru)

Возникает законный вопрос: чем не угодили полякам русские МиГи и шведские Saab? Вопрос о несоответствии нашей техники стандартам НАТО отпадает сам собой.

Немцы, например, по достоинству оценили и возможности бортовой оптической станции, и российские ракеты малого/среднего радиуса действия Р-73, которые наводятся на цель поворотом головы пилота с помощью нашлемного прицела-целеуказателя (такой возможности пока не имеет ни один из истребителей НАТО).

Ответ очевиден: потому что МиГи произведены в России. Москва предлагала Варшаве модернизацию этих самолетов по самым современным стандартам, обещая на выгодных условиях построить центр по модернизации на базе авиационного предприятия в городе Мелец. При этом поляки могли бы получить двойную выгоду: сэкономить на модернизации своих ВВС и заработать на модернизации МиГов для стран Восточной Европы, а возможно, и других стран.

Между тем это предложение польские власти даже не рассматривали. Собственно, и исход тендера на закупку новых истребителей (в котором участвовали и шведы) был предрешен в пользу заокеанских машин. Причина этого проста – амбиции Варшавы. Вступая в ЕС и НАТО, поляки предполагали, что им, как одной из крупнейших европейских наций, будет предоставлена возможность влияния на европолитику не меньшая, чем у стран Старой Европы.

Между тем польские интересы Брюсселем если не игнорируются вовсе, то стоят где-то на втором плане. Лоббиста польских интересов в Старом Свете нашли быстро – по мнению польской правящей элиты, им должен стать Вашингтон. Варшава подхватила идею «евро-атлантической солидарности», выдвинутую в свое время британским премьером Маргарет Тэтчер. Отсюда и готовность предоставить свою территорию для размещения элементов американской системы ПРО, базы для АВАКС и новейших истребителей F-22 Raptor близ российских границ.

Как сказал 14 сентября в ходе визита в Вашингтон делегации премьер-министра Польши Ярослава Качиньского министр национальной обороны страны Радослав Сикорский, «если нас попросят принять такую базу ПРО, мы, конечно, дадим ответ в духе солидарности с партнером по альянсу». При этом как посмотрят на такое развитие событий партнеры по ЕС, не горящие желанием видеть американские противоракеты на своей территории, Варшаву мало интересует. При такой «солидарности» не до подсчета выгоды от модернизации своих ВВС: будут летать на том, что предложат из-за океана.

..............