Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

13 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

38 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
30 июня 2006, 07:30 • Общество

Общественная палата против игр

Общественная палата против азартных игр

Общественная палата против игр
@ Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД

Tекст: Екатерина Сапогова

Игорный бизнес нужно запрещать в российских городах и выделять для него отдельные территории – приблизительно к такому выводу пришли участники Комиссии Общественной палаты по вопросам развития культуры. О том, как игровые автоматы и компьютерные игры влияют на жизнь современных россиян, высказывались актер и режиссер Александр Калягин, кинорежиссер Карен Шахназаров, писатель Дмитрий Липскеров и другие члены комиссии.

По итогам обсуждения было принято два решения: направить обращение президенту и еще не раз вернуться к этой животрепещущей теме. Видимо, результата обращений придется достаточно долго ждать.

Убийца с той стороны экрана

Надо ставить вопрос о выселении игровых комплексов за рамки социума – пусть государство защищает своих граждан

Открыла заседание комиссии директор Центра коммуникативных исследований РАН Наталья Маркова. По данным центра, на сегодняшний день в России 16 миллионов 646 тысяч человек имеют персональные компьютеры и более 55% пользователей используют его исключительно для игр.

Из любителей поиграть 35% – молодые россияне (от 10 до 19 лет), из них каждый четвертый проводит за компьютером больше 20 часов в неделю, а около 700 тысяч по-настоящему зависимы от компьютера – они проводят перед экраном от 20 до 50 часов.

«Игры ли это вообще?» – спрашивала Маркова и тут же напоминала, что игру человек может начать и закончить когда хочет, а компьютерные игры составлены с помощью психологических алгоритмов, которые удерживают игрока у экрана.

Кроме того, в большинстве игр очки начисляются за убийства, нападения на стражей порядка, даже за торговлю наркотиками, что формирует у молодых россиян определенные взгляды на жизнь.

С компьютерных игр Маркова переключилась на «одноруких бандитов» – игровые автоматы. Здесь, по ее мнению, работает та же схема психологических алгоритмов, базирующихся еще на знаменитых работах академика Павлова о рефлексах. У игрока на уровне подсознания формируется определенный тип поведения, именно поэтому люди могут проиграть по пять рублей всю свою зарплату или даже квартиру.

«Надо ставить вопрос о выселении игровых комплексов за рамки социума – пусть государство защищает своих граждан. Иначе оно должно быть готово принять поколение насильников и убийц, выросших за экранами компьютеров», – подчеркнула Маркова. В отношении компьютерных игр она предложила ввести в законодательном порядке дополнительные маркировки игр по возрастному цензу и строго карать за продажу игр «до 16» детям, не достигшим этого возраста.

Президенту – оригинал, думе – копию

Александр Калягин
Александр Калягин

Обсуждение возможных мер пресечения дальнейшего распространения различных форм лудомании проходило достаточно бурно. Писатель Дмитрий Липскеров напомнил, что на компьютерных играх есть пометки о возрастном ограничении, вот только около 80% дисков являются контрафактной продукцией, а пираты ничего на обложках не пишут.

Важнее выяснить, почему люди так массово уходят в виртуальное пространство из реальности, отметил Липскеров. Карен Шахназаров, взявший слово сразу после коллеги, был намного категоричнее: игровой бизнес в городах необходимо запретить, а игры подвергнуть строгой цензуре. Он подчеркнул, что когда речь заходит о насилии в играх, это нужно четко отделить от вопроса «возможно ли насилие в искусстве», поскольку игры – это бизнес.

«В Москве минимум 60 казино, и полстраны едет сюда играть. Не будет этих игровых центров – автоматически решаться вопросы с пробками», – заявил Шахназаров. Липскеров возразил, что запрет – это порочная практика, поскольку запретный плод станет привлекательней в несколько раз, и это только привлечет дополнительных игроков.

Кроме того, убирая в приказном порядке такой крупный сегмент общественной жизни, надо хотя бы приблизительно представлять, что люди будут делать вместо этого.

Полемика между мэтрами литературы и кино становилась все более напряженной, и унять страсти смог только сам председатель комиссии Александр Калягин.

Подытожив сказанное, он заявил, что члены комиссии напишут обращение к власти, в котором изложат свои позиции, и попросят как можно скорее разработать соответствующие поправки к существующему законодательству с учетом их мнений.

В перерыве Александр Калягин озабоченно спросил у Карена Шахназарова: «Как ты думаешь, куда обращение-то посылать? В Госдуму?» – «Нет, я думаю, лучше так: обращение – Путину, а копию – в Госдуму. Больше толку будет», – ответил господин Шахназаров.

Комментарии экспертов

Карен Шахназаров, Кинорежиссер , член Общественной палаты
Карен Шахназаров, Кинорежиссер , член Общественной палаты
Игорный бизнес в городах необходимо запрещать. Даже если возникнут некие подпольные точки, такого размаха, как сейчас, они не достигнут, тем более что сейчас все это легально. Главное – максимально изолировать от этого детей, чтобы они не привыкли к этому. А если все разрешать, так и наркотики можно разрешить к свободной продаже, и оружие. Должна же быть какая-то политика самосохранения. А эффект запретов очень важен. На нас ведь во всем мире смотрят, с трудом скрывая улыбку: русские много пьют и вовсю курят, тогда как в остальном мире с этим все жестче борются. Пожалуйста, пример: совсем недавно в итальянском городе Парма городские власти постановили не продавать алкогольные напитки по выходным – нигде, даже в барах, и назначили за нарушения изрядные штрафы. Я не знаю, что вынудило их на это решение, но явно они пытаются решить проблемы своего населения, пусть жесткими, но действенными мерами. Или вот в начале ХХ века в Великобритании было найдено еще одно остроумное решение. Некий автор выпустил книгу, которая не соответствовала нормам морали, принятым в тогдашнем обществе. Через суд постановили так: книгу к распространению не пускать, но разрешить ее в библиотеках. То есть – читайте, если вам этого так хочется, но вон там. А об эффективности запретов могу сказать следующее: в советское время было много запретов, в том числе и на азартные игры был запрет. При этом, конечно, были «каталы» – в Москве, Кисловодске, Сочи, я с ними общался – но их было совсем немного. И самое главное: детей эта игровая лихорадка не затрагивала.