Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

25 марта 2006, 23:39 • Общество

Найден коричневый карлик

Ученые обнаружили в космосе редкое небесное тело

Найден коричневый карлик
@ GettyImages

Tекст: Андрей Весна

Группа астрономов из разных стран с помощью телескопа Южной европейской обсерватории обнаружила в давно обследованной окрестности Солнца у звезды SCR, находящейся на расстоянии 12,7 светового года, неизвестного прежде компаньона. Внезапно открытая звезда относится к редкому и не так давно открытому классу коричневых карликов.

В настоящее время предполагается, что коричневые карлики относятся к промежуточному классу небесных тел, не являясь в полной мере ни звездами, ни планетами. Однако чаще всего их считают одним из редких типов звезд (их еще иногда называют субзвездными объектами). Новый коричневый карлик стал третьим по удаленности от Солнца – ранее были открыты всего лишь две звезды этого типа, обращающихся вокруг звезды Эпсилон (12 световых лет).

Неожиданно открытая звезда обращается вокруг ранее известной звезды на расстоянии, примерно в четыре раза превышающем расстояние от Земли до Солнца, и характеризуется рекордно низкой температурой поверхности – «всего» 750 градусов по Цельсию. Для сравнения, температура видимой поверхности Солнца составляет примерно 5,5 тыс. градусов.

«Открытие коричневого карлика чрезвычайно важно, поскольку расстояние до него хорошо известно, а это позволяет с высокой точностью определить его светимость, – рассказал один из ученых, открывших небесное тело, Маркус Капер. – Более того, наблюдения за его орбитальным движением позволят нам всего за несколько лет определить его массу. Все эти характеристики критичны для понимания истинной природы коричневых карликов».

Открыть объект удалось с помощью высокоточной оптики NACO на телескопе класса Very Large Telescope (VLT, «очень большой телескоп»), рассчитанном специально на поиск планет в иных звездных системах. Камера SDI, установленная на телескопе, позволяет помимо собственно изображения объекта регистрировать его температурный спектр. В камере единый поток света от объекта разбивается на четыре потока, три из которых пропускаются через чувствительные к метану фильтры. Поскольку метан может быть в атмосфере лишь у холодных объектов, именно они при этом меняют свою яркость.

Вместе с предыдущими открытиями новое заставляет предполагать, что по крайней мере в окружении Солнца коричневые карлики «предпочитают» формироваться не в одиночестве (фото: spacenews.ru)

Свойства переходных между планетами и звездами по массам коричневых карликов вызывают особый интерес астрономов. Год спустя после открытия первого объекта этого класса в атмосферах коричневых карликов были обнаружены погодные явления. Выяснилось, что коричневые карлики также могут иметь собственных спутников.

Вместе с предыдущими открытиями новое заставляет предполагать, что по крайней мере в окружении Солнца коричневые карлики «предпочитают» формироваться не в одиночестве, а как компаньоны звезд либо других коричневых карликов.

Последние наблюдения за известными космическими телами подобного типа также выявили некоторые закономерности в усилении и ослаблении излучения в инфракрасном диапазоне. Это наталкивает на мысль о том, что коричневые карлики затянуты относительно холодными непрозрачными облаками, скрывающими горячую внутреннюю область. Считается, что эти облака находятся в постоянном движении из-за сильных ветров, гораздо более сильных, чем, к примеру, известные штормы на Юпитере.

Открытие европейцев важно еще и потому, что Солнце находится на периферии галактики Млечный Путь, поэтому рядом (по космическим масштабам) с ним находится относительно немного объектов для изучения. Ближайшая соседка Солнца – Проксима Центавра («Проксима» на латыни и означает «ближайшая»). Она находится на расстоянии четырех световых лет и движется со скоростью 23 км/с относительно Солнца по направлению, перпендикулярному линии Солнце – Проксима. Самая «быстрая» звезда в окрестностях Солнечной системы, Летящая Барнарда (6 световых лет), движется со скоростью 87 км/с относительно Солнца.

Неясна природа их происхождения и, соответственно, распространенность в Галактике. Последнее особенно важно для человечества. В отличие от звезд, минимальная температура которых составляет порядка 4 тыс. градусов, температура коричневых карликов лежит в промежутке от 20 до 2 тыс. градусов.

Помимо этого, звезды сами себя разогревают за счет внутреннего синтеза, коричневые карлики же на протяжении своей жизни постоянно остывают. И чем крупнее карлик, тем медленнее он остывает. Достаточно старые карлики становятся слишком тусклыми, чтобы считаться звездами.