Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

10 января 2006, 13:11 • Общество

Фальшивый клон

Корейские клоны признаны подделкой

Фальшивый клон
@ Reuters

Tекст: Ольга Дмитриева

Научная комиссия обнародовала результаты расследования скандала вокруг всемирно известного ученого Хван Ву Сока. Его коллеги подтвердили, что он сфальсифицировал данные о клонировании стволовых клеток человека. Если бы открытие было настоящим, оно стало бы началом прорыва в лечении многих заболеваний. Тем не менее комиссия признала, что профессор действительно впервые в мире клонировал собаку.

Один из коллег ученого сказал, что день, когда стало известно о фальсификации, «надо провозгласить днем национального позора для науки».

Уничтоженная репутация

Комиссия главного южнокорейского вуза – Сеульского национального университета обнародовала во вторник окончательные результаты расследования скандала вокруг профессора Хван Ву Сока. Комиссия подтвердила факт фальсификации ученым данных о первом в мире клонировании эмбриональных стволовых клеток человека, произведших фурор в прошлом году.

Ученого мирового масштаба уличили в фальсификации, его репутации нанесен непоправимый удар. Обе его научные статьи по этому поводу, опубликованные в 2004 и 2005 годах, объявлены недействительными. Комиссия заявила: «Стволовая клетка номер один, описанная в журнале «Сайенс» в 2004 году, не была стволовой клеткой, взятой у клонированного человеческого эмбриона». По словам специалистов, группа Хвана «не имела доказательств того, что клонированные эмбриональные клетки вообще когда-либо были созданы». Ученые установили, что результаты 9 из 11 его многообещающих экспериментов со стволовыми клетками человека были намеренно подтасованы, сообщает BBC.

В то же время комиссия подтвердила подлинность данных о первом в мире клонировании собаки. В прошлом году профессору удалось по методу овечки Долли создать щенка афганской борзой по кличке Снаппи. Это было признано американским журналом «Тайм» крупнейшим научным достижением года, сообщает ИТАР-ТАСС. Собаки считаются одними из самых сложных объектов для генетического копирования. Правда, среди коллег профессора в настоящее время также поставлена под сомнение его статья в августовском номере британского журнала «Нейчур» о «первой в мире клонированной собаке».

Теперь делом ученого должна заняться прокуратура. Хван Ву Сок, чьи действия названы «подрывающими основы науки», уже подал в отставку. Один из его коллег сказал, что 15 декабря, когда стало известно о фальсификации, «стоило бы провозгласить днем национального позора для науки».

Была ли клетка

В 2004 году Хван Ву Сок опубликовал статью в журнале «Сайенс», где утверждал, что достиг прорыва в применении новой технологии выращивания стволовых клеток своих пациентов, сообщает BBC.

Он утверждал, что результаты его экспериментов помогут создать лекарства от многих заболеваний, в том числе диабета и болезни Паркинсона. Только с 2002 года от Министерства по науке и технологиям Южной Кореи ученый получил грантов на сумму 40 млн. долларов.

Хван Ву Сока многие в Южной Корее считают национальным героем, так что скандал разразился громкий. Хван публично извинился за подделку результатов и уволился из своего университета. «Я искренне прошу прощения. В подтверждение своего раскаяния я оставляю свой профессорский пост при Сеульском национальном университете», – сказал Сок репортерам в пятницу. Профессор, однако, настаивает, что его работы в любом случае стали прорывом в технологии клонирования.

Скандал, связанный с Соком, не единственный в его научной деятельности. В ноябре он уже извинялся за то, что донорами яйцеклеток в его экспериментах стали его же лаборантки, за что получили тысячи долларов из бюджета научной группы. В мае он опубликовал статью о том, что ему удалось, используя технику клонирования, вырастить 11 эмбриональных стволовых клеток с генетическим кодом конкретных пациентов. Эти клетки образуются на начальной стадии формирования зародыша и способны трансформироваться в клетки любого вида ткани. В научных кругах это произвело настоящий фурор – клонирование человеческих эмбрионов само по себе было сенсацией, а получение «индивидуальных клеток» обещало революцию в трансплантологии, т.к. выращенные из такого материала органы не только решали бы проблему нехватки доноров, но полностью исключали бы опасность отторжения при пересадке.

Профессор был провозглашен национальным героем, а в октябре в университете в присутствии президента страны Но Му Хена был открыт «первый в мире банк стволовых клеток». В ноябре 2005 года Министерство здравоохранения и социального обеспечения Южной Кореи сообщило, что ведущий в стране специалист в области клонирования профессор Хван Ву Сук получил две человеческие яйцеклетки для проведения своих экспериментов, вызывающих неоднозначную оценку в мире. В Республике Корея действует законодательный запрет на торговлю такими биологическими объектами. Однако, по словам представителя министерства, в данном случае нарушения не было, поскольку яйцеклетки были предоставлены добровольно.

Действия профессора не всегда встречали понимание у коллег. Например, от сотрудничества с ним отказались некоторые американские исследователи, выразившие недовольство методами, с помощью которых Хван Ву Сук получал яйцеклетки для экспериментов с клонированием человека. До 2003 года он приобретал их за деньги. Тогда это не считалось нарушением закона, однако вызывало сомнения с этической точки зрения.