Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевНабор объявлен
Какой будет Общественная палата?
Президент Владимир Путин завершил формирование списка кандидатур членов Общественной палаты. Ее численность составит 126 человек. И наиболее интересным, конечно, является вопрос о персональном составе палаты. Но ситуация тут неоднозначна. С одной стороны, понятно, что выбор идет в первую очередь из тех имен, которые «находятся на слуху» не только у населения, но и в кремлевской администрации. С другой, вопрос лояльности никак не относится к тем критериям, по которым будут выбирать претендентов.
На первый план, по-видимому, выйдут такие критерии, как порядочность и компетентность. Если членам Общественной палаты удастся эти качества проявить, то деятельность нового органа может оказаться весьма полезной как для совершенствования властных механизмов, так и в деле построения гражданского общества в России.
Закон о палате
Cостав палаты, судя по всему, будет формироваться из персон вполне мейнстримовских
Напомним, что впервые идея создания Общественной палаты была озвучена Владимиром Путиным почти год назад, 13 сентября. В своем выступлении на расширенном заседании правительства РФ, посвященном ситуации в стране после трагедии в Беслане, он сказал: «Считаю продуманной идею образования Общественной палаты как площадки для широкого диалога, где могли бы быть представлены и подробно обсуждены гражданские инициативы, и, что не менее важно, такая палата должна стать местом проведения общественной экспертизы тех ключевых государственных решений, и прежде всего законопроектов, которые касаются перспектив развития всей страны, которые имеют общенациональное значение».
Законопроект «Об Общественной палате Российской Федерации» поступил в Госдуму в декабре 2004 года и тогда же был принят в первом чтении. Однако в дальнейшем возникло много поправок, и окончательно документ был принят думой и одобрен Советом Федерации только в марте. 4 апреля закон был подписан президентом и с 1 июля вступил в силу.
Порядок формирования палаты достаточно сложен. 42 кандидатуры предлагает сам президент – и после процедуры согласования утверждает. После этого новые члены палаты выдвигают еще 42 кандидатуры. В дальнейшем палата пополняется до 126 человек – за счет представителей региональных общественных объединений. В общей сложности процедура может занять несколько месяцев, так что, судя по всему, к годовщине решения о создании нового органа она еще не закончится. Отметим, что членами палаты не могут быть представители трех ветвей власти – чиновники, депутаты и судьи.
Знакомые лица
Наиболее интересным, конечно, является вопрос о персональном составе Общественной палаты. Ситуация тут неоднозначна. С одной стороны, понятно, что выбор идет в первую очередь из тех имен, которые «находятся на слуху». Причем как у населения, так и у тех структур президентской администрации, которые занимались персональным отбором кандидатур.
Доктор Леонид Рошаль (фото ИТАР-ТАСС) |
В результате, судя по всему, в составе палаты мы увидим хорошо знакомые лица. По просочившейся в прессу информации, приглашения уже получили вице-президент «Медиа-Союза» Елена Зелинская, гимнастка Алина Кабаева, Александр Шохин, а также доктор Леонид Рошаль (сам он, правда, эту информацию опроверг). Экспертное сообщество представят, к примеру, Валерий Фадеев («Эксперт») и, по непроверенным данным, Алексей Чадаев («Русский журнал»). Также утверждают, что в состав палаты войдет политолог Сергей Марков, причем многие эксперты предполагают, что именно он и возглавит новую организацию.
Разумеется, предполагалось, что в палате должны быть представлены правозащитные организации. Однако тут ситуация сложнее – многие правозащитники опасаются «замарать себя связями с режимом». Так, сославшись на возраст, отказался от приглашения Владимир Абрамкин.
Любопытные результаты дало «альтернативное» голосование, проведенное на сайте АPN.ru. В результате волеизъявления почти пяти с половиной тысяч человек лидером симпатий стал руководитель ДПНИ Александр Белов. На втором месте оказался Александр Солженицын, а на третьем - Сергей Кара-Мурза, в первую пятерку вошел также певец Егор Летов. Итоги, прямо скажем, довольно экзотические - в реальности из всех перечисленных шансы на вхождение в официальный список имеет, пожалуй, только Солженицын. Лидеры альтернативного голосования все же несколько маргинальны - а состав палаты, судя по всему, будет формироваться из персон вполне мейнстримовских.
Это уже дало основания ряду экспертов заявить, что новый орган жестко формируется по принципу лояльности, а потому-де станет сугубо совещательным, хотя изначально речь шла и о функциях контроля за деятельностью исполнительной власти.
Писатель Александр Солженицин |
Отметим, что такая постановка вопроса выглядит не вполне логично: функции любой структуры определяются не пристрастиями ее состава, а прописанными полномочиями. Однако есть и еще один момент: основной целью взаимодействия структур гражданского общества с властью по большому счету является именно экспертиза. Да, в законе прописаны контрольные функции, но основная задача, как нам представляется, у палаты несколько иная. А именно: с одной стороны, доводить результаты своей деятельности до власти, а с другой – до общества. Причем в обоих случаях очень важно наличие обратной связи, иначе проект полностью теряет смысл.
И при такой постановке вопроса лояльность членов Общественной палаты к власти становится в каком-то смысле скорее плюсом, чем минусом. К «дружественным» экспертам куда охотнее прислушивается власть, да и площадки для изложения своих взглядов в наиболее массовых СМИ, будем уж говорить прямо, для них более доступны.
Так что на первый план выйдут уже другие критерии, с лояльностью никак не связанные. Такие как порядочность и компетентность. Если членам Общественной палаты удастся эти качества проявить, то деятельность нового органа может оказаться весьма полезной как для совершенствования властных механизмов, так и в деле построения гражданского общества в России.