Марина Хакимова-Гатцемайер Марина Хакимова-Гатцемайер Чем больше размышлений о будущем ребенке, тем сложнее на него решиться

«Жизнь дорожает, в политике нестабильность, надо сначала обустроиться, обложиться финансовыми подушками». Люди с таким мышлением никогда не встанут на ноги, никогда не будут довольны собой, своей жизнью. Им всегда будет мало. Мало будет именно им, а не ребенку, которому необходимы лишь любящие мать и отец.

0 комментариев
Владимир Можегов Владимир Можегов Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.

11 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

13 комментариев
13 февраля 2017, 22:02 • Политика

Литва не верит в Белорусскую АЭС даже после выводов МАГАТЭ

Литва не верит в Белорусскую АЭС даже после выводов МАГАТЭ
@ vk.com/bel.atom

Tекст: Никита Голобоков

Литва вновь пытается поставить под сомнение безопасность строящейся АЭС в Белоруссии – в ответ на одобрение стройки со стороны МАГАТЭ. Вильнюс ссылается на нарушение международных конвенций, якобы допущенных Минском, но реальные причины противодействия атомной станции куда более меркантильны.

Перебранка прибалтов с Международным агентством по атомной безопасности (МАГАТЭ) из-за возводимой в соседней Белоруссии атомной станции не стихает. Строящаяся в Островце, у границы Литвы, АЭС предварительно отвечает стандартам безопасности, заявил в понедельник заместитель гендиректора МАГАТЭ Хуан-Карлос Лентихо, который возглавляет в агентстве Департамент ядерной и физической ядерной безопасности. «Я был на строительстве в прошлом году, с моей точки зрения, это серьезный проект», – добавил Лентихо в ходе своего визита в Вильнюс.

Жесты Вильнюса кажутся чисто эмоциональными только на первый взгляд. На самом деле он действует исходя из прагматических оснований

Комментируя упреки литовской прессы к Белоруссии за то, что та не сообщает об инцидентах на стройплощадке, заместитель гендиректора МАГАТЭ напомнил, что это не ядерные аварии, поэтому сообщать о них Минск не обязан. Тем не менее он призвал Минск в любом случае укреплять сотрудничество с Вильнюсом, тем самым доказывая свою готовность обеспечить безопасность. По его словам, МАГАТЭ в любом случае поощряет извещения о таких событиях, как инциденты в ходе строительства АЭС, цитирует Лентихо портал Delfi.

Ядерная реакция литовского политикума

Попытка Лентихо успокоить литовских политиков не увенчалась успехом. В ответ на его заявление в понедельник лидеры всех политических сил Литвы подписали соглашение «О совместных действиях в отношении небезопасной атомной электростанции в Островце».

Как пишет BaltNews.lt, инициатором соглашения стал депутат сейма, консерватор Габриэлюс Ландсбергис, внук лидера движения за независимость Литвы 90-х годов Витаутаса Ландсбергиса. Их декларация называется «Остановка строительства Островецкой АЭС стала общим делом всех парламентских партий». Бывший премьер, ныне депутат Андрюс Кубилюс добавил, что строители атомной станции могут не рассчитывать на финансовую помощь Европейского союза. По его словам, еще никому в Европе не удалось начать эксплуатацию атомной станции, когда этому препятствуют соседи.

Литва пыталась остановить этот проект еще в мае 2010 года, за год до того, как началось реальное строительство. А год назад Вильнюс призвал соседние страны бойкотировать в будущем энергию с «небезопасной» АЭС. Власти Латвии, Эстонии, Польши пообещали поддержать бойкот.

Кстати, Финляндия давать такие обещания отказалась. Напомним также, что в Финляндии на АЭС до сих пор работает реактор советского проекта, причем в 80 км от Хельсинки, и Финляндия не собирается от него отказываться.

После Фукусимы провели стресс-тесты#{ussr}

Член Российского атомного общества, бывший зампред общественного совета Росатома Анатолий Назаров отметил, что, работая с белорусской стороной, специалисты Росатома уделили очень серьезное внимание вопросам экологической безопасности.

«О том, что безопасность АЭС будет на очень высоком уровне, сейчас можно сказать с абсолютной уверенностью. В частности, будут установлены автоматические системы аварийного отключения реакторов, не зависящие от человеческого фактора. Кроме того, в самой Белоруссии есть очень хороший ядерный теоретический центр. Специалисты Росатома активно сотрудничали с ним при выборе места и продолжают сотрудничать при строительстве станции», – пояснил он газете ВЗГЛЯД.

«Изучалось влияние станции на грунтовые воды, экологию, фактор тектонических процессов. Выбор места был обусловлен в том числе и соображениями экологической безопасности», – добавил атомщик.

Что касается сейсмической активности, напомнил эксперт, то после аварии на Фукусиме в России провели тесты готовности российских атомных станций к подобным событиям, аналогичную работу сейчас проводят и в Белоруссии, и это, по мнению ученого, не могли не оценить в МАГАТЭ. «Поэтому Хуан-Карлос Лентихо и охарактеризовал строящуюся станцию как «серьезный проект», – полагает Назаров.

Выбрали площадку, а с нами не посоветовались

В свою очередь бывший министр энергетики Литвы, бывший глава государственной комиссии по контролю за атомной энергетикой Саулюс Кутас заявил газете ВЗГЛЯД о том, что остается категорическим противником АЭС в Белоруссии. «Я не знаю, что имел в виду замдиректора МАГАТЭ, но каждый объект должен строиться и проверяться с соблюдением всех норм, а в Белоруссии этого не было сделано, и я не знаю, как сейчас можно эту ошибку исправить», – утверждает Кутас.

Главной претензией экс-министр называет то, что Минск не посоветовался с литовцами в момент выбора площадки. «Никакая международная миссия при выборе площадки для строительства АЭС не присутствовала, о решении было сообщено просто по факту», – напомнил литовский атомщик, заявив, что это нарушает Конвенцию Эспо – международную конвенцию об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Минск поставил свою подпись под данной конвенцией в 2005 году.

Еще в марте прошлого года замминистра энергетики Белоруссии Михаил Михадюк подробно и по пунктам объяснял, что проект Белорусской АЭС соответствует требованиям конвенции. Проект был еще в 2009 году направлен заинтересованным странам. «В 2010 году состоялись международные консультации в Австрии, Латвии, Литве, Польше и на Украине. В Австрии, Литве и на Украине были проведены общественные слушания», – цитировал Михадюка портал «Белта». Доработанный с учетом поступивших замечаний и предложений отчет в феврале 2011 года был направлен заинтересованным сторонам и в секретариат Конвенции Эспо. Все участвующие страны, кроме Литвы, остались удовлетворены результатами обсуждений.

Тогда же Михадюк пригласил литовских экспертов приехать на строительство. Вильнюс размышлял над приглашением до июля, а затем отказался, заявив, что сперва туда должны приехать ревизоры из МАГАТЭ. И вот то, чего Литва так громко требовала, наконец произошло – в январе в Островце в течение пяти дней находилась так называемая миссия SEED (миссия МАГАТЭ по проверке по оценке безопасности площадки и проекта с учетом внешних воздействий). Именно по результатам этой инспекции представители агентства и дали положительное заключение – они заявили, что Белоруссия должным образом учла внешние угрозы, которые могут возникнуть для площадки АЭС.

Однако эти выводы литовцам почему-то опять не понравились. Глава МИД Литвы Линас Линкявичюс даже предположил, что миссия ограничилась «только оценкой дизайна электростанции». «Никакая новость о Белорусской АЭС не будет для них достаточно хорошей», – вздохнул по этому поводу пресс-секретарь белорусского МИДа Дмитрий Мирончик.

Рациональная подоплека истерики

Анатолий Назаров напоминает литовским политикам: МАГАТЭ публикует свои выводы редко и только после очень тщательных проверок. «Так «миссия SEED» в Белоруссии выносит заключение о готовности систем безопасности станции: в частности, проверяется наличие воды, электрооборудования, противопожарных средств и квалифицированного персонала. Как правило, такая проверка может занимать до полугода. Причем это неоднократная проверка: представители МАГАТЭ будут проверять станцию и в дальнейшем», – резюмировал эксперт.

Назаров напоминает, что семь лет назад очень большой ажиотаж наблюдался в прибалтийских государствах вокруг строительства также у литовской границы – Балтийской АЭС в Немане, в Калининградской области, впоследствии замороженного. В то время и работники Росатома, и члены общественного совета Росатома отнеслись очень серьезно к вопросу, устраивали общественные обсуждения в Калининградской области, наши представители выезжали в том числе и в Литву. Но переубедить литовцев было очень трудно», – посетовал эксперт.

Как уже писала газета ВЗГЛЯД, жесты Вильнюса кажутся чисто эмоциональными только на первый взгляд. На самом деле он действует исходя из прагматических оснований, главным из которых является надежда на строительство в самой Литве конкурирующей Висагинской АЭС. Однако даже если оставить в стороне многочисленные вопросы вокруг данного проекта (например, расчеты показывают, что производимая на станции электроэнергия будет крайне дорогой, а сама АЭС уже много лет находится на невнятной стадии проектирования), есть банальный фактор времени. По самым оптимистичным планам, Висагинская АЭС может быть запущена в 2028 году, в то время как БАЭС должна заработать на десять лет раньше. Литва катастрофически отстает.

..............