Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Ирану без шаха лучше, чем с шахом Пехлеви

Мухаммед Реза Пехлеви очень хотел встать в один ряд с великими правителями прошлого – Киром, Дарием и Шапуром. Его сын, Реза Пехлеви, претендует на иранский трон сейчас. Увы, люди в самом Иране воспринимают его внуком самозванца и узурпатора и сыном авантюриста.

8 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Нефтяные активы как барометр мира

Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «ЛУКОЙЛа» – 28 февраля.

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему Европа никогда не пойдет против США

Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.

5 комментариев
3 июня 2008, 18:00 • Портфель

Дорожный тупик

Ввод войск в Абхазию связан с Олимпиадой

Дорожный тупик
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Дмитрий Александров

Тбилиси настаивает, что ввод железнодорожных войск РФ в Абхазию является «ползучей аннексией». Москва реагирует сдержанно, заявляя, что Саакашвили об этом предупреждал лично Путин и еще в феврале. Как следует из заявлений Смоленской площади, вся акция носит сугубо гуманитарный характер, и от военных требуется лишь починить полотно. Однако у Москвы, судя по всему, имеется и свой интерес. Касается он грядущей Олимпиады в Сочи.

Грузия «замерла в ожидании первой встречи президента России Дмитрия Медведева с его грузинским коллегой Михаилом Саакашвили, которая состоится 6–7 июня в Санкт-Петербурге в рамках Экономического форума СНГ.

Грузины и абхазы перессорились настолько, что «окольцевать» их железной дорогой в данный момент невозможно

«Разминкой» перед ней стал телефонный разговор руководителей двух государств. Согласно пресс-службе Кремля, обсудили лидеры, в частности и «железнодорожный» конфликт.

В Тбилиси искренне надеются, что смогут остановить российскую «агрессию», которая выразилась в том, что в непризнанную Республику Абхазия вошли не вооруженные ничем, кроме строительной спецтехники, железнодорожные войска РФ. И в то же время понимают, что надежды на быстрый выход из тупика скорее эфемерны.

Грузия будет добиваться, по выражению ее руководителей, «прекращения ползучей аннексии и оккупации». Смоленская площадь недоумевает. Это значит, что разворачивать войска и выводить их из Абхазии вплоть до завершения работ на полотне (это займет от двух до четырех месяцев) Москва не намерена. Вопрос в том, потерпит ли это Грузия и откажется ли от «антироссийской шумихи», к чему ее призвал во вторник МИД России.

«Было бы неплохо, если бы грузинские политики перешли от бессмысленных заклинаний об угрозе аннексии и интервенции к практическим шагам по укреплению доверия, путь к которому лежит через конструктивное взаимовыгодное сотрудничество», – говорится в сообщении Смоленской площади.

Российское внешнеполитическое ведомство подчеркивает, что «решение задачи восстановления железнодорожной инфраструктуры на территории Абхазии полностью соответствует российско-грузинским договоренностям».

Переговорный процесс по данной проблеме был запущен после встречи президентов РФ и Грузии в марте 2003 года в Сочи. По итогам разговора двух лидеров была создана рабочая группа, вплотную занявшаяся вопросом восстановления железнодорожного сообщения через Абхазию. Однако все работы были прерваны летом 2006 года в связи с вводом грузинских войск в верхнюю часть Кодорского ущелья.

В марте 2003 года у России и Грузии были другие президенты, соответственно, Владимир Путин и Эдуард Шеварднадзе. Первый недавно подтвердил, что просил абхазское руководство начать процесс возвращения грузинских беженцев. Второй и ранее не скрывал, что без усилий Владимира Путина в Гальский район не начали бы, пусть и полустихийно, возвращаться грузины.

Сейчас их там, по различным оценкам, приблизительно 50 тысяч. Другое дело, что на возвращение остальных (еще 200 тысяч) Сухуми не соглашается, опасаясь, что это приведет к обострению обстановки.

Что касается железной дороги через Абхазию, в работе которой заинтересованы, кстати, еще и в Ереване, Эдуард Шеварднадзе признавал, что совместное ее восстановление могло бы способствовать сближению сторон. Однако после событий лета 2006-го грузины и абхазы снова перессорились настолько, что «окольцевать» их железной дорогой в данный момент невозможно.

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что Грузия негодует не только по поводу собственно ввода российских войск, но и в связи с тем, что ее об этом не предупредили. Россия, в свою очередь, указывает, что в рамках февральской встречи в Москве Путин в беседе с Саакашвили дал понять, что это произойдет.

К слову, по сей день грузинская оппозиция (например, бывший госминистр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава) требует рассказать в подробностях о том, что происходило на этой февральской встрече, подозревая Саакашвили в неких тайных соглашениях с Путиным и называя все недовольство собственных властей по вопросу «не предупредили» «спектаклем».

В МИДе РФ не устают подчеркивать, что миссия железнодорожных войск носит сугубо гуманитарный характер и что у военных строителей нет оружия. С помощью российских железнодорожных войск Абхазия приведет в нормальное состояние полотно на участке дороги протяженностью в 55 километров – от Сухуми до станции Очамчира.

Об этом заявил заместитель начальника управления абхазской железной дороги Даур Авидзба. Он уточнил, что российские железнодорожники заменят до 10 тысяч шпал, а также переводные брусья на стрелочных переводах. Будут отремонтированы мосты через Кодори и Мокву, а также еще четыре моста, поврежденных в период грузино-абхазской войны 1992–1993 годов. Ожидается также приезд в Абхазию и группы специалистов ОАО «Российские железные дороги».

Как говорят в Абхазии, по отремонтированной железной дороге, в частности, можно будет вывозить инертные материалы, необходимые для строительства олимпийских объектов в Сочи (кстати, Москва планировала привлечь для возведения этих объектов не только абхазские материалы, но и абхазских строителей).

В настоящее время специалисты-железнодорожники находятся в поселке Дранда (Гульрипшский район), расположенном между Сухумским и Очамчирским районами.