Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

6 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

5 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
13 марта 2017, 22:05 • Политика

Армии России и Южной Осетии интегрируются на фоне угрозы «майдана»

Армии России и Южной Осетии интегрируются на фоне угрозы "майдана"

Армии России и Южной Осетии интегрируются на фоне угрозы «майдана»
@ Михаил Воскресенский/РИА «Новости»

Tекст: Евгений Крутиков

Правительство России одобрило проект соглашения о порядке вхождения отдельных подразделений ВС Южной Осетии в состав ВС России. Этот документ, вызвавший споры в Цхинвале, будет представлен на подпись Владимиру Путину. Параллельно по мере приближения президентских выборов в РЮО разворачивается очень опасная игра, грозящая вылиться в «майдан».

В документе, одобренном правительством РФ, говорится, что под вхождением отдельных подразделений Вооруженных сил Южной Осетии в состав Вооруженных сил России понимается прием граждан на военную службу по контракту и направление их для прохождения военной службы на российскую военную базу в добровольном порядке. При заключении подобного контракта гражданин должен быть уволен с военной службы в ВС Южной Осетии, а дальнейшая его служба осуществляется в соответствии с российским законодательством.

Одна из точек нашей системы внешней безопасности находится в Южной Осетии, и сейчас эта точка рискует стать болезненной, а то и горячей

Еще в марте 2015 года президенты Владимир Путин и Леонид Тибилов подписали межгосударственный договор о сотрудничестве и интеграции. Он, в частности, предусматривает формирование Россией и Южной Осетией общего пространства обороны и безопасности. При этом сообщалось, что модернизация военной техники Вооруженных сил РЮО будет доведена до уровня 58-й армии, дислоцированной на юге РФ.

Таким образом, предполагается, что Вооруженные силы Южной Осетии будут «подтянуты» до уровня российских ВС, а некоторые подразделения и вовсе будут переведены под командование российских офицеров и интегрированы в структуру Российской армии. Этот проект вызвал довольно резкие дискуссии в Цхинвале и за его пределами, поскольку предполагал сокращение ВС Южной Осетии с соответствующими потерями в жизненном уровне для бывших военнослужащих.

Окончательный проект предполагает прохождение югоосетинскими военными службы в составе российской военной базы в Цхинвале с повышением в окладе и сохранением званий. То есть те югоосетинские военные, которые переходят на службу в ВС РФ, остаются на службе на российской базе в Южной Осетии, но по всем позициям приравниваются к российским «коллегам». С другой стороны, ВС Южной Осетии будут подтянуты по уровню обеспечения, так что разрыва в зарплате или военной подготовке между теми, кто перешел в российские войска, и теми, кто остался в ВС РЮО, не произойдет. Части югоосетинских сил будут информационно и командно интегрированы в систему общей безопасности Южного Военного округа ВС РФ (конкретно – 58-й армии) и оснащены современным вооружением.

Это соглашение согласовывалось довольно долго, но сейчас закончено и представлено на подпись главе российского государства – такого рода документы носят характер «высшего ранга» и потому должны быть подписаны первыми лицами. По данным газеты ВЗГЛЯД, в течение ближайшего времени ожидается визит президента Южной Осетии в Москву, в ходе чего и будет подписан этот документ.

Для Южной Осетии, в которой значительная часть мужского населения так или иначе связана с армией или иными силовыми структурами (результат 25 лет войн и осадного положения), это чрезвычайное важное событие, которое тянет за собой массу социальных моментов – от выплаты военных пенсий до обеспечения жильем. Договоры о взаимном признании званий, истории военных билетов и пенсий согласованы уже сейчас.

Пока дата встречи окончательно не согласована из-за изменений в графике Владимира Путина, но она должна произойти до конца марта. Также на ней могут быть решены вопросы по медицинскому кластеру в РЮО и некоторые технические вопросы, которые не решались еще с советских времен. В частности, уже решен вопрос о газификации высокогорного Джавского района республики – договор между Газпромом и вице-премьером РЮО Эриком Пухаевым подписан. Джавский район еще никогда в истории не был газифицирован, а после землетрясения 1991 года люди там жили чуть ли не в средневековых условиях.

На этом фоне в РЮО серьезно обострилась ситуация вокруг борьбы за президентский пост. Бывший президент республики Эдуард Кокойты, снятый ЦИК с предвыборной гонки по «цензу оседлости», который сам Кокойты и ввел, перешел к организации массовых митингов, грозит волнениями и чуть ли не восстанием в том случае, если Верховный суд РЮО не отменит решения Центризбиркома.

Заседание Верховного суда назначено на 10 утра 14 марта, но Кокойты и его сторонники начали акции протеста заранее. Еще в субботу правоохранительные органы республики перешли на повышенный режим несения службы – на улицах появились автоматчики, ОМОН, начались проверки машин и документов (свидетелем чему стал и автор этих строк). В воскресенье сторонники Кокойты провели митинг в центре Цхинвала, а в понедельник начали «шествие» от центра к зданию Верховного суда. Но заседание было перенесено на следующее утро.

Эдуард Кокойты (фото: Белоусов Виталий/ТАСС)

Эдуард Кокойты (фото: Виталий Белоусов/ТАСС)

Эдуард Кокойты, конечно же, имеет в республике свой электорат. По ряду данных, сейчас до 48% жителей РЮО не определились со своим выбором, но симпатии избирателей бывшего президента достаточно стабильны. Они не то чтобы зомбированы, но находятся под влиянием поведения своего кумира. Кокойты живет на адреналине, ему нечего терять, его политическую жизнь, если он каким-то образом не попадет в выборную систему РЮО, можно считать законченной. Он ведет себя как загнанный медведь, но, с другой стороны, у него и не было бы таких возможностей провоцировать людей, если бы его же противники в течение нескольких месяцев не раскручивали Кокойты путем публикации множества текстов, посвященных его фигуре. И у Кокойты не было бы такого количества сторонников, если бы из Москвы не доносились советы «мочить» его в СМИ. Ему искусственно раздули рейтинг, и вина за это лежит на московских специалистах по пиару, а не на местных сторонниках бывшего президента.

Сейчас Кокойты откровенно работает на срыв выборов. Его задача – выбросить своих сторонников за пределы избирательного пространства и создать ситуацию, при которой выборы могут быть признаны недействительными. При таком раскладе он сможет протащить на новые выборы какую-то свою марионетку, а сам станет при ней премьер-министром. И это притом что решение суда об окончательном исключении Кокойты из президентской гонки закроет ему еще и возможность баллотироваться на парламентских выборах через два года – по тому же «цензу оседлости».

Самая большая опасность сейчас – попытка спровоцировать массовые беспорядки по технике 2011 года. Для Кокойты это нормально, но для государственности РЮО грозит стать опасным прецедентом. На таком фоне президент Тибилов мог бы выступить с программным заявлением, в котором были бы обозначены новые принципы государственного строительства в РЮО. Реальная предвыборная борьба усилиями Кокойты все равно уходит на второй план. Самым важным вопросом является сохранение стабильности в республике (что и было заранее заявлено как самое важное в истории этих выборов). Кокойты действительно живет на адреналине. И может остаться в истории не только президентом, выдержавшим грузинскую агрессию, но и персонажем, спровоцировавшим массовые беспорядки. Оно того не стоит, но он этого, кажется, уже не понимает.

Недавние парламентские выборы в Абхазии прошли без сучка без задоринки, а кто на них победил – это уже дело абхазского народа. Напротив, в Южной Осетии налицо попытки спровоцировать «майдан», и это может расцениваться как подрыв интересов России в регионе. При этом Кокойты постоянно ссылается на некую «поддержку из Москвы», что неправда: Российская Федерация принципиально не играет на поле выборов в независимом государстве. И если в ближайшие дни Кокойты и его сторонники не организуют в Цхинвале массовых беспорядков, выборы должны пройти в рабочем режиме.

В середине дня 13 марта силовые органы РЮО уже выступили с совместным заявлением, в котором «были вынуждены констатировать нагнетание напряженности в югоосетинском обществе» со стороны Кокойты и его сторонников. «Выдвигая неправомерные и неправомочные оценки и необоснованные обвинения в отношении других кандидатов и органов государственной власти, они ставят целью подрыв с трудом достигнутой за последние пять лет консолидации нашего общества», – говорится в заявлении.

Резкое увеличение вооруженных патрулей на улицах Цхинвала налицо. Но в целом развитие ситуации почти исключительно зависит от позиции Кокойты, поскольку все остальные кандидаты готовы работать в правовом поле, и история президентской гонки зависит исключительно от их избирательных штабов и возможности представить что-то эксклюзивное в качестве предложения для избирателей. Это даже не вопрос политических технологий, как это бывает в Барнауле или Москве, а вопрос понимания ситуации в РЮО, где люди голосуют исключительно по велению сердца.

Для России РЮО остается важным элементом внешнеполитической стратегии, и упускать из виду ее внутренние события было бы безграмотно. Издалека это все выглядит довольно странно и не имеет прямого отношения к РФ, но это часть нашего оборонного пространства и действительно союзная республика, пусть даже небольшая и полностью зависимая экономически. Одна из точек нашей системы внешней безопасности находится в Южной Осетии, и сейчас эта точка рискует стать болезненной, а то и горячей.

..............