Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
12 комментариевБорьба с коррупцией привела от чиновников к олигархам
В деле о коррупции руководства Республики Коми произошел неожиданный и знаковый поворот: его фигурантами стали три бывших руководителя компании «Комплексные энергетические системы», которых обвиняют в даче взяток чиновникам. Борьба с коррупцией становится все более системной и тотальной. Олигархи, скупающие чиновников, должны нести равную с ними ответственность.
Год назад в борьбе с коррупцией было сказано новое слово – впервые был арестован не просто один высокопоставленный чиновник, а сразу вся выстроенная преступная группа. Вместе с главой Коми Вячеславом Гайзером обвинения в мошенничестве были предъявлены еще нескольким высокопоставленным руководителям, включая главу местного парламента и членов правительства.
Невозможно создать корпус чистых чиновников, не меняя принципы работы олигархического бизнеса, не карая его за взяточничество
И вот теперь, спустя год, в «Коми-деле» произошел новый – и тоже уникальный – поворот. Его фигурантами стали три бывших руководителя энергетической компании «Комплексные энергетические системы» («КЭС-холдинг»), в чьей собственности была, в частности, Воркутинская ТЭЦ. Их подозревают в даче взяток на сотни миллионов рублей как раз руководству Коми – и это уже новый эпизод в деле, раньше Гайзера и компанию в получении взяток от этих энергетиков не обвиняли. Вот как говорят об этом в Следственном комитете:
«В течение 2007–2014 годов фигуранты дела передавали высшим должностным лицам Республики Коми в качестве взятки денежные средства и иное имущество за установление максимально выгодных тарифов на тепло- и электроэнергию. Кроме того, власти республики предоставляли компании «КЭС» льготы для ведения коммерческой деятельности на территории Республики Коми и обеспечивали компании комфортные условия работы в регионе. Общая сумма перечисленных средств составила более 800 млн руб.».
При этом КЭС – теперь она называется «Т Плюс» – не простая компания.
Это один из крупнейших в России производителей и продавцов электроэнергии и тепла, на нее приходится от 7 до 10 процентов общероссийского рынка. Принадлежит структурам Виктора Вексельберга – одного из крупнейших российских олигархов. В его головной компании «Ренова» и прошли на днях обыски, в ходе которых были задержаны бывшие руководители «Т Плюс» Евгений Ольховик и Борис Вайнзихер. Ольховник – институтский приятель Вексельберга, акционер «Реновы» и ее управляющий директор, в 2010–2012 гг. возглавлял и КЭС, а Вайнзихер, бывший одним из руководителей РАО «ЕЭС России» при Чубайсе, возглавляет «Т Плюс» сейчас. А бывший руководителем компании до них Михаил Слободин (он возглавлял КЭС с 2003 года) пока что не арестован – он находится за границей, но обещает вернуться в страну.
Интересы в Коми у Вексельберга большие, и они далеко не ограничивались одной Воркутинской ТЭЦ. О влиянии «Реновы» на Сыктывкар говорит и то, что среди арестованных год назад вместе с Гайзером людей был и бывший главный советник предыдущего главы республики Александр Зарубин. Зарубин хотя и сделал карьеру в 90-е в Коми, но с 2003 по 2009 год был гендиректором «Реновы», то есть одним из ключевых менеджеров Вексельберга.
Получается, что в деле оказались замешаны ближайшие соратники и топ-менеджеры Вексельберга. Но суть истории не в том, что пришли еще за одним олигархом.
Поворот, а точнее расширение, «Коми-дела» произошел около месяца назад, когда исполняющий обязанности главы республики Сергей Гапликов пожаловался президенту Владимиру Путину на кризисное состояние Воркутинской ТЭЦ и на ее собственников – «вместо того, чтобы начать работать», они намерены продать станцию:
- Глава «Т Плюс» и совладелец «Реновы» задержаны по подозрению во взятке
- Главу Вымпелкома заподозрили в многомиллионной взятке
- Руководителей энергетической компании в Коми заподозрили в коррупции
- Источник: Дело Гайзера пополнится эпизодами взяток со стороны глав «КЭС»
«Хотел просить, чтобы все-таки правительство усилило в этом плане работу, оказало нам помощь, чтобы мы привели систему в необходимое работоспособное состояние в отопительный период. И хотел просить дать поручение правоохранительным органам разобраться, в чем же там причина».
Президент тогда ответил, что так и сделает, и «эта безответственность должна быть пресечена». И, таким образом, дело Коми на наших глазах превращается в новое, еще невиданное в нашей истории, дело «чиновников и олигархов».
Ведь что получается? Начиная с прошлого года борьба с коррупцией дошла до высшего эшелона власти: арестованы уже три действующих губернатора. За вице-губернаторов, мэров, вице-мэров и глав департаментов разного уровня взялись еще раньше, счет взятых под стражу после 2012 года идет уже на сотни. Возмущение чиновниками-казнокрадами понятно и справедливо – тем более что они просто игнорировали открытое предупреждение Кремля об ужесточении ответственности. Но в любой коррупционной истории всегда есть две стороны, и красивая картинка о бедном бизнесе, у которого вымогают откаты, далека от реальности.
В массовом сознании укоренено, что чиновники воруют по простой схеме – берут с фирм, которые получают госзаказы, откаты. В виде денег или доли в бизнесе. Или же просто распределяют заказы среди своих фирм – учрежденных родственниками, подставными лицами, в общем, разными «аффилированными структурами». Это все, конечно, есть – но есть и вторая сторона процесса.
Что такое наша элита, особенно региональная? Это люди, поднимавшиеся в 90-е – и сколько из них обязаны своей карьерой «бизнесу»? Редко когда своему – то есть заработал денег, пошел в депутаты, потом в мэры – а чаще чужому. Подсадили нужного человека, продвинули в чиновники или в мэрию, в местные отделения федеральных структур или в губернскую власть. Чиновники растут, «бизнес» тоже – у них могут меняться отношения, «распределение долей», но связи остаются. Как и суть отношений, как и «ценности», главная из которых – «заработать на распиле».
Какой бизнес делал власть в 90-е? Олигархический. Более того, этот «бизнес» в 90-е и был властью – только тогда он назывался не бизнесом, а «реформаторами» и их друзьями. Сначала они были министрами, вице-премьерами – а потом стали олигархами. Десятки людей из списка «Форбс» получили имущество на залоговых аукционах, Анатолий Чубайс раздавал госсобственность различным жуликам, чтобы «ослабить красных директоров и не допустить коммунистического реванша». Кремль был игрушкой в руках махинаторов – и тот уровень коррупции просто не может быть превзойден.
Потому что это была не коррупция откатов и взяток, хотя и они были – это было казнокрадство в чистом виде. То есть казенные, государственные, предприятия уводились при помощи чиновников, специально для этого поставленных на руководящие посты (а в крайних случаях будущим олигархам приходилось самим идти в «командировку» в Белый дом).
К чему это отступление? К тому, что само мышление «героев 90-х» с тех пор не изменилось. Да, изменились правила игры, изменилась политика государства, изменились отношения с Кремлем. Богатеев заставили платить налоги, принуждают не выводить деньги в офшоры и вкладывать в производства (в том числе и в обновление доставшихся им советских активов). Да, все так – но психология «всех можно купить, все можно продать» осталась, потому что именно благодаря ей они и стали тем, кем стали в 90-е. Потому что натуру не изменишь.
Именно поэтому и сейчас олигархи точно так же ищут, кому бы дать – и, получая отказ на одном уровне, идут на другой. Ищут обходные пути и варианты. И чаще всего находят.
Обновление «элиты» касается всех ее срезов. Невозможно создать корпус чистых чиновников, не меняя принципы работы олигархического бизнеса, не карая его за взяточничество.
Конечно, нужно продолжать курс на разделение власти и бизнеса. Выдавливать из номенклатуры людей с коррупционным мышлением, не говоря уже о прямых ставленниках олигархата (пускай они теперь уже могли превратиться не в слуг, а в «равных партнеров»).
Конечно, нужно ужесточать кодекс поведения чиновников, формировать их новое поколение, служащее не за страх, а за совесть. Но пока что нужен хотя бы страх – причем как в отношении чиновничества, так и, в неменьшей степени, в отношении той части крупного бизнеса, что не хочет честно конкурировать, честно работать с властью.
Более того, на фоне набирающих силу антикоррупционных дел в отношении высокопоставленных чиновников нужно по всей строгости наказывать и их подельников из «бизнес-элиты». Навязываемую олигархатом схему «во всем виноваты только вороватые чиновники» нужно менять.
Не только потому, что она лжива – но и потому, что она может послужить очень удобным бикфордовым шнуром для подрыва даже не стабильности, а самой России. Все на свержение казнокрадов в ставке и правительстве Николая Второго, все на свержение коррумпированных коммунистов с их «золотом партии» – все это мы уже проходили в нашей истории.
Можно надеяться, что «Коми-дело» станет первым громким, даже показательным и очень нужным для приведения в чувство всей «элиты» процессом. Вторым делом Ходорковского – в смысле воспитательного эффекта.