Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевПриговор шпиону Кохверу стал сигналом для многих
Евросоюз, США и НАТО требуют от России освободить эстонского шпиона Кохвера и, скорее всего, добьются своего: обмен «особо важными» заключенными – распространенная практика. Другое дело, что приговор сотруднику КаПо в любом случае станет сигналом для многих. Причем речь идет не только об Эстонии или обобщенном Западе.
Приговор эстонскому шпиону Эстону Кохверу вызвал весьма бурную реакцию в мире, ровно обратную довольно вялым комментариям по поводу его задержания. Накануне возмущались Евросоюз и НАТО, в четверг подключился Госдеп. «Мы призываем Россию немедленно освободить Кохвера», – передает РИА «Новости» слова официального представителя Госдепартамента Джона Кирби.
Шпион Кохвер в российской тюрьме, скорее всего, не задержится. А вот предателям может и не повезти
Напомним, как ранее сообщала газета ВЗГЛЯД, сотрудник КаПо (эстонская спецслужба, объединяющая в себе разведку, контрразведку и госбезопасность, аналог советского КГБ) Эстон Кохвер был задержан в прошлом году на территории Псковской области. По эстонской версии, его захватили на территории Эстонии. Вскоре после задержания глава эстонской полиции и погранохраны (PPA) Эльмар Вахер и глава КаПо Арнольд Синисалу признали, что Кохвер действительно выполнял секретную операцию, не уточнив, в чем конкретно она заключалась, за исключением того, что речь якобы шла о борьбе с коррупцией, а не о шпионаже.
На пресс-конференции в сентябре прошлого года эстонские силовики, в частности, рассказали, что пограничники не охраняли в это время данный участок границы, создав тем самым для КаПо «окно», чтобы полиция безопасности могла провести свою операцию. По словам Вахера, задача подчиненных заключалась в «обеспечении успешности операции таким образом, чтобы не было технической слежки или патруля». На вопрос, не для того ли это было сделано, чтобы перевести кого-то через границу, офицеры заверили, что нелегальным завозом людей в чужие страны они не занимаются. Впрочем, ни одна спецслужба в мире не признает подобного.
Следствие продолжалось около года, и в результате эстонский офицер был приговорен к 15 годам лишения свободы за шпионаж (ст. 276 УК РФ), незаконное пересечение границы (ст. 322 УК РФ) и незаконную перевозку оружия (ст. 222 УК РФ).
После этого и начался вал возмущенных заявлений и призывов.
Летающие крокодилы
- Суд вернул дело обвиняемого в шпионаже эстонского офицера в прокуратуру
- Европарламент призвал Россию освободить Савченко и Кохвера
- Эстонии выгоден неясный статус границы с Россией
- Доклад немецкой контрразведки о российских агентах подозрительно наивен
- Память о "советской оккупации" превратилась в идеологию стран Балтии
- В России случился "рецидив" старомодных шпионских игр
- Россию наводнили шпионы нового типа
- Россия симметрично ответила Литве на задержание своего разведчика
Европейские защитники Кохвера напирают на то, что он якобы был задержан на эстонской территории, а значит, о незаконном пересечении границы с его стороны речи быть не может, напротив, это ГРУ провело нелегальную операцию на территории Евросоюза.
Между тем версия КаПо очень напоминает старый советский армейский анекдот про солдата, который спрашивает у прапорщика: летают ли крокодилы? Прапорщик отвечает, что, конечно, нет, не летают. «А мне товарищ майор сказал, что летают», – парирует солдат. «Ну раз товарищ майор сказал, то летают. Но низееенько-низееенько», – вынужденно соблюдает субординацию прапорщик. Ради такого, действительно, можно поступиться законами физики и биологии.
Так вот, согласно заявлению пресс-службы КаПо, Кохвер был захвачен на расстоянии пары десятков метров от границы и всего лишь в нескольких метрах от физической линии эстонской стороны. «После взрыва дымовой шашки Кохвера силой, угрожая оружием, перетащили на российскую сторону границы. Потасовка, на которую официально ссылались как КаПо, так и прокуратура, продолжилась уже там», – говорилось в заявлении эстонцев.
Понятно, что даже если бы происходившее фиксировалось на видеокамеру с включенным GPS-маячком, эти «несколько метров» все равно толковались бы по-разному. Поэтому всерьез рассматривать версию о рейде спецназа ГРУ на территорию ЕС бессмысленно. Никаких документальных свидетельств этому нет, в отличие, например, от американского рейда в Пакистан с целью ликвидации Усамы бен Ладена и многих других зарубежных спецопераций американских, советских, европейских и израильских спецслужб.
В нынешней ситуации у российской стороны есть захваченный (и уже осужденный) шпион, а у КаПо – только голые слова и поддержка дипломатии ЕС и Госдепа. Которая в данном случае вряд ли сможет на что-то повлиять.
Разумеется, шансы на то, что Кохвер отсидит в России все положенные 15 лет, практически равны нулю. Шпионы, как правило, долго не сидят, рано или поздно их обменивают.
Знаменитая группа из десяти российских разведчиков в США, в которую входила Анна Чапман, напомним, была обменяна на четверых российских граждан, обвиненных в шпионаже. Самым известным в этой группе был ученый Игорь Сутягин, ныне работающий в британском Королевском Объединенном институте оборонных исследований (RUSI).
#{ussr}Самыми известными российскими заключенными в США сейчас являются бизнесмен Виктор Бут и летчик Константин Ярошенко. Возможно, что речь пойдет об обмене на кого-то из них. Но возможно, что Кохвера обменяют на кого-то менее известного.
Скорее всего, после вынесения приговоров режиссеру Олегу Сенцову и наводчице Надежде Савченко их тоже на кого-то обменяют. Этой шпионско-дипломатической традиции сотни, если не тысячи лет, и нет никаких предпосылок к тому, чтобы во втором десятилетии XXI века ситуация кардинально изменилась.
Эстонская угроза
Активная разведывательная деятельность Эстонии в Псковской области связана не только с географическим фактором – 270 километрами общей границы. В период между Первой и Второй мировыми войнами русский город Печоры, в котором находится один из известнейших и красивейших православных монастырей, входил в состав Эстонии. Таллин усиленно эстонизировал город – уже к середине 30-х годов население, бывшее до революции этнически однородным, стало смешанным, причем с преобладанием эстонцев. В 1937 году закрылось русское отделение гимназии.
Передача Печорского района в состав РСФСР завершилась только в 1957 году, позже перехода Крыма в состав Украины. Разумеется, после обретения Эстонией независимости в республике поднялись голоса о том, что хорошо бы вернуть «незаконно» отобранные Печоры. Двусторонний договор о границе был подписан в 2004 году, но в ходе ратификации эстонский парламент включил в документ ссылки на Тартуский договор, согласно которому Печорский район принадлежал Эстонии, а также на Декларацию о восстановлении конституционной государственной власти от 7 октября 1992 года, где содержались утверждения об «агрессии Советского Союза против Эстонии» в 1940 году. Россия тогда отозвала свою подпись, новый договор был подписан только 18 февраля 2015 года – в день, когда начались кровавые столкновения в центре Киева.
На протяжении всех лет независимости Эстония выдавала свои паспорта жителям Псковской области, сумевшим доказать, что их предки жили, работали или имели хоть какое-то отношение к территории Печорского района с 1919-го по 1940 год. Точное число псковичей с эстонскими паспортами неизвестно, однако в самом Печорском районе эстонские паспорта есть у заметного числа жителей, некоторые источники говорят, что «эстонцев» в районе больше половины – около 10 тысяч человек.
Людей, получающих эстонские паспорта, с бытовой точки зрения сложно осудить – это безвизовый въезд в большое количество стран мира, а также возможность избежать службы в российской армии. А вот с точки зрения государственной безопасности наличие заметной группы граждан откровенно враждебной к России страны с нашей стороны границы, безусловно, вызывает серьезную настороженность.
Поэтому строгий приговор Кохверу – это еще и сигнал. Сигнал не только эстонским спецслужбам, продолжающим пытаться работать в Печорском районе, как у себя дома, но и тем россиянам, кто полагает эстонское гражданство и контакты с эстонскими спецслужбами обыкновенным бытовым удобством.
Шпион Кохвер в российской тюрьме, скорее всего, не задержится. А вот предателям может и не повезти. Напомним, что Игорь Сутягин до обмена провел за решеткой 11 лет.