Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

11 комментариев
15 апреля 2015, 08:08 • Политика

Возобновление войны в Новороссии пока что маловероятно

Возобновление войны в Новороссии пока что маловероятно
@ Reuters

Tекст: Петр Акопов

Ожесточенные перестрелки, происходившие вчера в Донбассе на фоне переговоров «минской четверки» в Берлине, вызвали опасения насчет возможного срыва перемирия и возобновления полномасштабных военных действий. Несмотря на то, что новой войны, увы, не избежать, сейчас ее вероятность достаточно низка.

Все два месяца, прошедшие после заключения минского перемирия, в Донбассе время от времени происходят перестрелки и гибнут люди. Но вечером в понедельник ситуация обострилась сильнее обычного – поступала тревожная информация о боях в Песках, пригороде Донецка, потом об обстреле самого города и даже о возвращении артиллерии ДНР и ЛНР на позиции, занимаемые ими до отвода войск согласно минским договоренностям.

Настоящее возобновление полномасштабных боевых действий сейчас не нужно ни одной из сторон

Во вторник выяснилось, что далеко не все из этого соответствовало действительности – но столкновения и обстрелы все же были, как заявили в Донецке, «всего за сутки зафиксировано 60 нарушений, огонь по нашим позициям велся из всех видов вооружения». Есть погибший и раненые, разрушены дома. Минобороны ДНР назвало это «заранее заготовленной провокацией украинских силовиков, целью которой было посеять панику среди мирного населения». Но не было ли это пристрелкой к началу новой фазы гражданской войны? Случайно ли совпадение с переговорами в Берлине? И велика ли вероятность того, что перемирие может быть похоронено уже в ближайшие дни?

С чисто военной точки зрения сегодняшняя линия фронта гораздо более устойчива, чем та, что была зафиксирована после прошлых, сентябрьских, минских соглашений. Донецк и Луганск в большей безопасности, нет котлов, в которых находились бы украинские части. То есть от боестолкновений сторонам удержаться легче, чем в прошлом году. Но с политической точки зрения понятно, что перемирие более чем хрупкое – ни Киев, ни Донецк не решили главных задач. Для Киева есть два пути решения – возобновить войну или смириться с потерей ДНР и ЛНР, оставив их в покое.

Ни то, ни другое Порошенко сделать не в состоянии, поэтому он хочет заморозить конфликт, получив гарантии ненападения Новороссии – но при этом не признавая ее субъектность, не договариваясь с ней самой. Дать такие гарантии может только ввод западных или хотя бы ооновских миротворцев – то есть присутствие некой силы, которая самим фактом своего наличия будет служить достаточно надежной гарантией от наступления ДНР.

А в том, что это наступление неизбежно, сложно сомневаться – отказ Киева от признания республик, даже от прямых переговоров с ними, объявление их оккупированными территориями не оставляет ДНР и ЛНР другого выхода, кроме как ждать нового витка борьбы за власть в Киеве и дальнейшей дезинтеграции Украины для того, чтобы попытаться взять под свой контроль как минимум всю территорию Донецкой и Луганской областей. Когда именно это произойдет – зависит от развития ситуации на Украине. Которое, в свою очередь, сильно зависит от того, сумеет ли нынешняя власть убедить народ в том, что она смогла снять угрозу новой войны – то есть добиться ввода миротворцев.

Порошенко очень много ставит на ввод миротворческого контингента – даже понимая, что шансы на прибытие ооновских или еэсовских сил сейчас практически равны нулю: Донецк против, а без его согласия никто никуда не поедет. Но Киев готов все сделать для того, чтобы подготовить Запад к неизбежности подобного шага – и для этого обстреливает Новороссию, провоцируя ответные удары. Видите, конфликт не утих – говорит Киев Западу, настаивая, чтобы тот давил на Россию с целью принудить ее уговорить ДНР и ЛНР согласиться на ввод «голубых касок». Игра опасная – потому что провоцировать Донецк серьезно в Киеве боятся, ведь можно спровоцировать на настоящее наступление. Сейчас Донецку оно не нужно – и, понимая это, в Киеве играют с огнем. В этом, в общем-то, и есть весь смысл понедельничного обострения ситуации в Новороссии. Настоящее возобновление полномасштабных боевых действий сейчас не нужно ни одной из сторон – и значит, сейчас войны не будет.

Как минимум до того момента, когда в Киеве поймут, что шансов на ввод миротворцев нет – вот тогда, тем более в случае дальнейшего усиления борьбы за власть и в страхе от ожидания наступления Новороссии, украинские власти вполне могут пойти на реальный срыв перемирия: понимая, что терять нечего, и пытаясь хоть так предотвратить неминуемое военное поражение.

Есть, конечно, и вероятность того, что возобновление войны может быть приурочено к началу мая и празднованию 70-летия Победы – чтобы продемонстрировать Западу «коварство России», но такой сценарий не может быть выгоден официальному Киеву и может быть продвигаем только теми радикальными силами в украинской верхушке, кто делает ставку на войну, которая заодно и облегчит им смещение Порошенко и приход к власти. Несмотря на наличие у такого сценария влиятельных сторонников и на Западе, среди сторонников эскалации конфликта с Россией, его вероятность сейчас представляется невысокой.

Перемирие в Донбассе может сорваться и по совершенно посторонним причинам, например в результате какого-нибудь чрезвычайного события в одном из сопредельных с ДНР и ЛНР регионов Юго-Востока Украины – предстоящий юбилей Победы дает немало поводов для обострения противоречий и новых трагедий в и так уже до предела взведенном украинском обществе. Если же 9 мая пройдет более-менее спокойно, то есть шанс на то, что перемирие продержится еще несколько месяцев.

..............