Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевОхота за российской собственностью в Европе вышла на новую стадию
ВГТРК подтвердила арест принадлежащего ей пакета акций телеканала Euronews по иску бывших акционеров ЮКОСа. Как подчеркнул пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, Россия уже начала работу по принятию юридических мер для защиты своей собственности. Нужно готовиться к тому, что подобных арестов будет еще много, но расчеты сутяжников вряд ли оправдаются.
Это уже вторая атака на СМИ в рамках этого дела – ранее суды во Франции, Бельгии и Британии арестовывали счета МИА «Россия сегодня» и телеканала RT, впрочем, эти решения были признаны незаконными. Форма собственности RT – автономная некоммерческая организация, поэтому с юридической точки зрения арестовывать имущество телекомпании нельзя.
Париж также понесет финансовые потери, как и любая страна, которая станет опасной для российского капитала
Собственность, находящуюся под дипломатическим иммунитетом, тоже арестовывать нельзя, однако это не помешало немецкому бизнесмену Францу Зедельмайеру добиться выставления на торги здания российского торгового представительства в Швеции. Впрочем, начинающееся судебное противостояние России и бывших акционеров ЮКОСа, скорее, можно сравнить не с историей Зедельмайера, а с юридическими битвами с фирмой «Нога». Там тоже фигурировала нефть, а аресты накладывались на самые неожиданные объекты. И еще одно совпадение – основные процессы также происходили во Франции.
«Нога» против России
Забавно звучащее по-русски название швейцарской фирмы за последние 20 с лишним лет неоднократно обыгрывалось в СМИ, поэтому не будем повторяться, расскажем вкратце завязку, ход и развязку событий.
В 1991–1992 годах правительство России заключило с компанией «Нога» договор о поставках продуктов, удобрений и других товаров на общую сумму полтора миллиарда долларов. Погашать долг предполагалось поставками нефтепродуктов. В условиях развала государства и галопирующей инфляции слово «бартер» было одним из самых ходовых. И, разумеется, при обмене мазута на продовольствие возникали разнообразные коррупционные схемы.
В 1993 году по инициативе российского правительства договор был расторгнут, и с тех пор начались суды. В условиях бардака 1991 года представителям компании «Нога» удалось пропихнуть в бартерное соглашение пункт об отказе России от государственного иммунитета в случае юридических споров, и в результате именно на это делали акцент адвокаты швейцарской фирмы, добиваясь арестов российского имущества.
- За атакой на "российскую пропаганду" в США стоит Джон Маккейн
- Феномен "российской пропаганды" напугал Запад
- Ведущие западные СМИ попались на антироссийскую утку
- Совфед одобрил закон об ответных мерах на арест имущества России за рубежом
- США подсказывают Украине, как не отдавать России долги
- Экс-акционеры ЮКОСа потребовали арестовать в Германии активы России на 42 млрд долларов
- Россия побоялась отправлять картины Шагала на выставку в Швеции из-за дела ЮКОСа
Самые громкие успехи компании в этом противостоянии – это арест российского парусника «Седов» 13 июля 2000 года в порту французского города Брест, попытка задержать российские военные самолеты, прибывшие на авиасалон в Ле Бурже 22 июня 2001 года, и арест картин из собрания Пушкинского музея в 2005 году.
В первом случае адвокатам удалось доказать, что «Седов» не является собственностью государства, а принадлежит Мурманскому государственному техническому университету. Суд постановил взыскать с фирмы «Нога» 500 тыс. франков (70 тысяч долларов по курсу на тот год) в качестве компенсации владельцу парусника за материальный и моральный ущерб и 250 тыс. франков (35,5 тысяч долларов) в пользу организаторов морского праздника «Брест-2000», напоминает РИА «Новости».
В случае с самолетами развернулась практически детективная история: против троих российских представителей – замгендиректора «Росавиакосмоса» Валерия Воскобойникова, замгендиректора ГУП «Сухой» Александра Клементьева и замгендиректора ГУП «МиГ» Геннадия Архипова – было возбуждено уголовное дело по статье «угон самолета из-под ареста». Суды длились два года, в течение которых российские фирмы не участвовали в авиасалоне в Ле Бурже, и только в 2003 году было принято решение о том, что на военное имущество арест налагаться не может.
Для того чтобы разрешить Пушкинскому музею вывезти шедевры, страховая стоимость которых составляла миллиард долларов, было созвано специальное заседание правительства Швейцарии, которое своим решением отменило постановление суда об аресте картин.
Последний всплеск активности компании «Нога» пришелся на 2009 год, когда швейцарский Верховный суд признал все попытки фирмы преследовать российское госимущество за рубежом незаконными. С тех пор новых исков не появлялось.
ЮКОС против России
В случае с иском акционеров ЮКОСа никакого отказа России от суверенитета не было, впрочем, как показывает история с иском Зедельмайера, некоторые суды этот факт не останавливает. От ареста 7,5% акций Euronews операционная деятельность телекомпании не прекратится, редакционная политика не изменится, а добиться продажи этого пакета в пользу акционеров ЮКОСа будет весьма проблематично даже во французском суде.
Причем, в отличие от RT, который регулярно обвиняют в «прокремлевской пропаганде», редакционную политику Euronews ангажированной могут назвать разве что в Киеве. Впрочем, там всё, что не «Слава Украине», – прокремлевская пропаганда.
Если Россия даже потеряет долю в телекомпании, большой финансовой потерей это не станет – если 53% акций стоили этим летом 35 млн евро, значит, российский пакет стоит менее 5 млн евро. Но вряд ли кто-то захочет покупать такой проблемный актив. Напомним, что стоимость здания российского торгпредства в Стокгольме в ходе торгов снизилась с 6,7 до 1,4 миллиона евро именно из-за отсутствия покупателей. Российские телезрители тоже не понесут серьезной утраты, если русскоязычное вещание телеканала прекратится – его доля не превышает 0,2% аудитории.
Хочется надеяться, что российские юристы в случае с ЮКОСом внимательно изучат прецеденты с фирмой «Нога» и максимально защитят имущество страны в европейских странах. Впрочем, то, что теперь атака направлена против СМИ, а не против посольств, госбанков, кораблей, самолетов и картин, как это было в случае с «Нога», свидетельствует о том, что юристы бывших акционеров ЮКОСа также внимательно изучили прецеденты и не намерены пытаться арестовать имущество, посягательство на которое уже было признано незаконным.
В любом случае, в ближайшее время новости об аресте чего-нибудь российского по иску бывших акционеров ЮКОСа будут приходить из Европы регулярно, причем в основном из Франции. Арестов в Швейцарии и Швеции также нельзя исключить.
Но так же, как и санкции, эти аресты бьют по обеим сторонам. Зная, что сотрудничество с Францией может быть небезопасным, российские компании с государственным участием будут избегать этой страны. А значит, Париж также понесет финансовые потери, как и любая страна, которая станет опасной для российского капитала. Чем больше европейские страны будут посягать на российское имущество, тем быстрее внешний вектор российской экономики будет сдвигаться в другие части света.
Вряд ли бывшие акционеры ЮКОСа рассчитывают на выплату всей заявленной ими суммы ущерба в 50 миллиардов долларов из арестованного российского имущества. Скорее всего, их цель – создавать максимальные неудобства внешнеэкономической деятельности России для того, чтобы договориться о выплате хоть какой-то компенсации.
Но, как и в случае с фирмой «Нога», эти расчеты вряд ли оправдаются.