Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

5 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

2 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

13 комментариев
16 октября 2015, 11:02 • Политика

Блокада Иерусалима окончательно взорвет Ближний Восток

Блокада Иерусалима окончательно взорвет Ближний Восток
@ Ammar Awad/Reuters

Tекст: Петр Акопов

Война в Сирии и «арабская весна» вытеснили из поля зрения главную ближневосточную проблему – арабо-израильскую. Но события последних дней возвращают Иерусалиму статус самой взрывоопасной точки мира: фактически началась третья интифада, война палестинских арабов против евреев. Если интифада развернется в полную силу, то ее влияние на ситуацию на Ближнем Востоке, особенно на фоне войны с халифатом, будет огромным.

Пока в Сирии идут бои между вооруженными отрядами, летают самолеты и стреляют танки, в соседнем Израиле возобновляется гражданская война – уже четыре десятка человек убито и сотни ранены.

Удастся ли Израилю загасить новую интифаду? Очень маловероятно: блокада Иерусалима способна лишь взвинтить ненависть

Именно так правильно называть конфликт в Израиле между еврейским большинством и арабами. Мирного развода Израиля и Палестины, к которому Запад последние двадцать лет вроде бы подталкивал Тель-Авив, так и не получилось – созданная в рамках Израиля Палестинская автономия так и не стала независимым государством вследствие неурегулированности вопроса о спорных территориях на Западном берегу реки Иордан и, самое главное, статусе Иерусалима. Именно в священном для трех религий городе и начинается сейчас то, что может сделать и так уже страшную ситуацию в регионе и вовсе непредсказуемой.  

Чуть больше месяца назад, накануне еврейского Нового года, произошли первые столкновения между евреями и арабами на Храмовой горе – сакральном месте, на котором находится мечеть Аль-Акса, третья после Мекки и Медины святыня ислама. Для иудеев Храмовая гора также священна – ее подножием является Стена плача, то есть остатки иудейского Храма, который был расположен на самой горе и был в последний раз уничтожен почти две тысячи лет назад.

Построить третий храм – мечта правоверных иудеев, которые считают это главным заветом, споры идут лишь о том, нужно ли это делать самостоятельно или стоит дождаться появления мессии (который в православной традиции понимается как антихрист), который и возведет храм. Хотя далеко не все в Израиле разделяют устремления ортодоксов, влияние религиозных партий достаточно велико, так что после того, как по итогам войны 1967 года Израиль захватил весь Иерусалим, храм бы давно уже был построен, если бы не одно «но».

Храмовая гора неподконтрольна Израилю, то есть юридически он считает ее своей, но фактически вынужден мириться с неким подобием контроля над ней местных арабов. Причина понятна: если бы Израиль попробовал снести мечеть Аль-Акса или Купол Скалы, возвышающиеся на горе, или даже просто начать работы по строительству храма, это было бы воспринято во всем мусульманском мире как величайшее оскорбление. Арабы (да и большинство стран мира, включая Россию) и так не признают аннексии Восточного Иерусалима (многие из 250 тысяч жителей города так и не получили израильские паспорта), а изменение статуса Храмовой горы означало бы начало религиозной войны между евреями и арабами по всему миру.

В 1994 году, когда первая интифада, то есть восстание палестинцев, длившаяся несколько лет, завершилась договоренностью о создании Палестинской автономии, Израиль даже подписал соглашение с Иорданией, у которой в свое время и отобрал Восточный Иерусалим, о том, что Аль-Акса и все мусульманские святыни города находятся на ее попечении и под ее надзором. Но как не была создана независимая Палестина, так и не стала менее острой проблема Храмовой горы.

Наоборот, в сентябре 2000 года вспыхнуло второе восстание, получившее название интифады Аль-Аксы. Палестинцы были недовольны торможением процесса создания их государства, но окончательно взорвал ситуацию Ариель Шарон, бывший тогда лидером оппозиции в израильском кнессете: он поднялся на Храмовую гору в окружении израильской полиции, где был встречен градом камней со стороны палестинцев. Шарона ненавидели еще за Ливанскую войну 1982 года, когда он в качестве министра обороны имел прямое отношение к резне палестинских беженцев в лагерях Сабра и Шатилла, и, конечно, его подъем на гору был осознанной провокацией. Спустившись, он заявил, что «Храмовая гора в наших руках, и она останется в наших руках!» – и началась вторая интифада. Она длилась несколько лет и унесла жизни более трех тысяч палестинцев и тысячи израильтян. И закончилась в середине нулевых – со смертью Арафата и новыми попытками договориться о мирном разводе.#{weapon}

Но ничего не получилось и в этот раз. Израиль продолжал блокировать сектор Газа, одну из двух частей палестинской автономии, среди палестинцев произошел раскол на ХАМАС, управляющий Газой, и ФАТХ, руководимый президентом Палестины Аббасом. За десять лет после второй интифады были и переговоры, и операция против Газы «Литой свинец», и провозглашение в 2013 году Палестинского государства, непризнанного Израилем и США, но признанного большинством стран мира.

Неурегулированность вопроса о еврейских поселениях на палестинских территориях, которые Израиль должен был ликвидировать, и главное, о передаче Восточного Иерусалима не позволяли надеяться на мирный исход конфликта. Но когда 4 года назад началась «арабская весна», израильско-палестинская проблема как бы ушла в тень – войны в арабском мире затмили ее. Но Иерусалимский вопрос не исчез, более того, в последний год он стал обостряться.

Израиль и раньше пробовал ограничивать доступ арабов на Храмовую гору – в основном молодежи, что, естественно, лишь способствовало ее радикализации.

В прошлом году ограничения по возрасту стали все настойчивей, а после одного из нападений на праворадикальных активистов Израиль даже попробовал вообще закрыть доступ как для мусульман, так и для евреев (которые посещали гору, естественно, через отдельный вход и в разное время с мусульманами). Впрочем, запрет продержался всего один день, но и этого было достаточно для того, чтобы даже более чем умеренный Аббас стал говорить о необходимости запрета для евреев подниматься на Храмовую гору. Подозрения палестинцев о том, что израильтяне хотят изменить статус-кво на горе, усилились и после начатых археологических работ.

А в этом сентябре случилось то, что и стало поводом для новой интифады – сначала арабы не пускали евреев молиться, подозревая их в попытках захватить часть территории, потом израильская полиция зашла на Храмовую гору, подойдя к Аль-Аксе, после чего начались столкновения – арабы кидали камни, а израильтяне применили слезоточивый газ и резиновые пули. Первая кровь пролилась, и в последующие дни вспыхивали столкновения и на Храмовой горе, и в старом городе. А с начала октября все закрутилось серьезно – первого числа около арабской деревни на Западном берегу была обстреляна машина с семьей еврейских поселенцев, в результате погибли двое родителей, четверо детей остались живы.

И хотя палестинские власти осудили убийство и даже сообщили о том, что предупреждали Израиль о возможном теракте, стало ясно, что правительство Нетаньяху перейдет к ужесточению и так сверхжестких мер безопасности в отношении палестинцев. Причем как проживающих на территории автономии, так и вне ее, и в ответ началось то, что называют индивидуальным террором. Потому что с ножами на израильтян стали бросаться палестинские подростки и женщины, включая даже тех, кто является гражданами Израиля. Вот как подают это израильские власти:

«7–14 октября в разных городах Израиля арабами было совершено 24 вооруженных нападения и одна попытка теракта-самоубийства, в результате которых были убиты трое и ранены около 50 человек. Все нападения совершены молодыми людьми, зачастую действовали несовершеннолетние, в четырех случаях нападали женщины, не менее 10 терактов были совершены обладателями «синих» израильских паспортов».

Палестинцы говорят о том, что кроме единичных случаев действительных нападений со стороны арабов, остальных «террористов» израильтяне осознанно провоцируют и выводят из себя на контрольно-пропускных пунктах. В итоге за последние две недели уже 31 убитый палестинец, и, судя по всему, это только начало.

На этой неделе, в ночь со вторника на среду, правительство Нетаньяху приняло решение о блокаде Восточного Иерусалима и установлении там комендантского часа, то есть Израиль решил заблокировать часть своей формальной столицы так же, как до этого сектор Газа. Израильская полиция приступила к установке блокпостов и проверке автомобилей, в арабские кварталы были направлены армейские подразделения. Под блокаду попадает около 300 тысяч человек – треть населения Иерусалима. Уже понятно, что этот шаг спровоцирует ответную реакцию и новую кровь. При этом новая интифада, в отличие от двух первых, развивается сама собой, без команды или поддержки палестинских властей, и затрагивает уже ту часть арабского населения Израиля, которую считали инкорпорированной в жизнь страны. Вот что пишет, обращаясь к Нетаньяху в газете «Гаарец», израильский журналист арабского происхождения Абд Азаб:

«Сколько можно искажать факты? Сколько можно подстрекать без того, чтобы не вспыхнул пожар? Сколько можно относиться к арабам как к животным, без того, чтобы они не ответили? Хватит, вы нам надоели. Успокойтесь, господин Нетаньяху, я прекрасно знаю, что вы мне ответите, вы и ваша свита преданных сторонников: если я чем-то недоволен, то могу уехать в Газу и испытать на себе все отличия демократии от режима ИГИЛ. Ну так я вам однозначно заявляю, что не собираюсь никуда ехать. Израиль – это не демократическая страна, хотя он и вправду намного лучше всех арабских стран, вместе взятых. Но вы, Нетаньяху, все время говорите, что Израиль – часть западного мира. Так почему же вы до сих пор премьер-министр? В любой западной стране вам давно пришлось бы подать в отставку. Потому что вы и только вы довели ситуацию до кипения.

Правые провокаторы всегда будут задирать мусульман в мечети Аль-Акса. Но вы не только не пытались сдержать их, как требует ваша должность, вы поступили обратным образом. Когда речь заходит об арабах, ваша риторика приобретает расистский и воинственный характер, поддерживая террор. Если бы в другой стране кто-нибудь говорил о евреях так, как вы говорите об арабах, то вы бы первый задохнулись от возмущения при виде такого антисемитизма. На каждую уступку Махмуда Аббаса вы реагируете разрешением на строительство новых и новых поселений, отбирая палестинскую землю. Ради поселений вы выгоняете все больше и больше палестинцев с их земли... Все, что вы делаете, несет одно послание для Абу Мазена: забудьте о палестинском государстве.

А внутри «зеленой черты»? Какова ваша политика по отношению к «неевреям»? Сам этот термин оскорбителен, потому что выделяет нас через отрицание... Хватит, надоело. Сейчас, когда страна истекает кровью, остановитесь и подумайте о своих словах и делах. Какое наследие вы хотите оставить? Полное или частичное разрушение? Не волнуйтесь, мир знает, что Израиль силен, но посмеете ли вы стереть деревню Аара с лица земли? Превратить Хавару в Хиросиму? И знайте, я осуждаю любого араба, поднявшего руку на невинного, с ножом, с камнем или еще с чем-то. Я не понимаю и не одобряю это, без всяких «но» и «с другой стороны». Пусть это будет вам понятно».

И если на блокаду Газы Запад долгие годы закрывал глаза, ограничиваясь словесным осуждением, то на ситуацию в Иерусалиме отреагировали очень быстро, в том числе и Вашингтон. В среду госсекретарь Керри возложил ответственность за волну террора в Израиле на «обе стороны», заявив, что нынешние террористические атаки обусловлены «позицией Израиля, который не предпринимает реальных шагов в продвижении мирного процесса», то есть мешает мирному разводу с Палестиной.

Керри сообщил, что едет на Ближний Восток, и уже есть информация о том, что США готовят в столице Иордании Аммане встречу Нетаньяху и Аббаса. Кроме Керри высказался и Белый дом: пресс-секретарь Обамы заявил, что США «требуют восстановления статус-кво в Харам аш-Шариф (Аль-Акса) и на Храмовой горе. Обе стороны должны разрядить обстановку и отказаться от подстрекательства». Впрочем, уже на следующий день он поправился, заявив, что не говорил, что статус-кво на Храмовой горе нарушен. Действительно, юридического нарушения статуса не было, но фактическая провокация была.

Удастся ли Израилю загасить новую интифаду? Очень маловероятно: блокада Иерусалима способна лишь взвинтить ненависть. Это если говорить о гражданском возмущении – с камнями и ножами – а что будет, если на помощь «осажденному евреями святому городу» ринутся воины халифата или реальные террористы-джихадисты? Израиль уверен, что он заблокировал ХАМАС в Газе, а «Хезболла» связана войной в Сирии, но так это все сейчас, сегодня, а что будет через полгода, год? Если интифада разрастется, ее влияние на события в той же Сирии могут быть более чем серьезными.

Смогут ли Штаты убедить Израиль ослабить давление на палестинцев? При всем большом влиянии Вашингтона на Тель-Авив их отношения в последние годы последовательно ухудшались, и недавняя сделка с Ираном, которую Нетаньяху всячески пытался заблокировать, стала очередным подтверждением этого. Кроме того, чтобы хоть как-то успокоить палестинцев, нужно еще и предложить им хоть какую-то надежду на выход из тупика с палестинской государственностью, но Израилю Аббас не верит, да и Нетаньяху не тот человек, который пойдет на какие-либо уступки по поселениям или Иерусалиму.

Даже если сейчас американцам ценой сверхусилий и удастся остановить интифаду, это, по сути, будет лишь приостановкой, паузой, потому что напряжение из-за неурегулированности палестинского вопроса никуда не денется. Керри, конечно, очень хочется сделать исторический прорыв, но последние два десятилетия показали, что многочисленные американские комбинации не слишком-то приблизили палестинцев к подлинной независимости.

Идущее сейчас переформатирование Ближнего Востока все равно завязано на Иерусалим: где бы ни шли войны – в Сирии, Йемене или Ливии – ключ к замирению региона все равно находится в этом городе и на этой горе. Настоящий мир на Ближнем Востоке наступит только тогда, когда будет мир в Иерусалиме, и это единственное, в чем можно быть уверенным в отношении этого пылающего региона.

..............