Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
3 комментарияРегионы остались без министра
Владимир Путин подписал указ об упразднении Минрегиона
Министерство регионального развития утратило свою значимость и актуальность, отмечают депутаты и эксперты, комментируя решение президента, который одобрил предложение премьер-министра упразднить Минрегион. Ведомство Игоря Слюняева дублировало полномочия других структур. Вопросы вызывает лишь передача вопросов нацполитики в ведение Минкульта.
Президент подписал указ, упраздняющий Министерство регионального развития (Минрегион). Об этом в понедельник сообщила пресс-служба главы государства. Владимир Путин, таким образом, согласился с предложением главы правительства Дмитрия Медведева. Помимо ликвидации Минрегиона, президент одобрил упразднение двух ведомств, имеющих отношение к Минобороны: Рособоронзаказа и Рособоронпоставки.
Решение об упразднении Минрегиона обоснованно: есть министерство по делам Крыма, по делам Северного Кавказа, Минвостокразвития...
Из текста указа, размещенного на сайте Кремля, следует: полномочия упраздненного Минрегиона в сфере национальной политики получает Министерство культуры. Это, пожалуй, наиболее неожиданный аспект разделения полномочий бывшего министерства.
К Минфину перешли полномочия, касающиеся господдержки региональных и местных властей за счет ассигнований федерального бюджета.
Функции по госполитике в сфере градостроительного зонирования переданы Министерству строительства и ЖКХ (Минстрою). Полномочия упраздненного Минрегиона в части социально-экономического развития регионов и работы с районами Крайнего Севера перейдут Минэкономразвития.
Полномочия в сфере территориального устройства России, разграничения полномочий между центром и регионами передали Минюсту.
Экс-министр не останется без работы
Отметим, что в документе, подписанном президентом, ничего не говорится о дальнейшей работе министра регионального развития, 47-летнего Игоря Слюняева. Он возглавлял ведомство с 17 октября 2012 года, покинув пост губернатора Костромской области.
Сам Слюняев пока не высказал предположений о своей дальнейшей карьере. Он лишь отметил, выступая в понедельник на последнем заседании коллегии министерства, что наработанный Минрегионом опыт необходимо в переходный период передать коллегам из других министерств. «Минрегион весь период существования был очень важным и значимым федеральным органом власти», – передает ИТАР-ТАСС слова главы упраздненного министерства.
Экс-министр регионального развития не останется без работы, сообщила журналистам пресс-секретарь главы правительства Наталья Тимакова. «Какой-то вариант работы ему обязательно будет предложен, с учетом его опыта как министра», – подчеркнула Тимакова.
Тем временем члены правительства сообщают о готовности своих структур принять полномочия распущенного министерства. В частности, глава Минстроя Михаил Мень заявил в понедельник о готовности достаточно быстро внести изменения в положение о министерстве.
- Путин велел правительству "вытащить людей из трущоб"
- Николай Николаев: Регионы не выполняют указы президента
- Эксперты оценили создание министерства по делам Кавказа
- Путин: Движение российской экономики вперед очевидно
- Медведев предложил госкомпаниям переехать на Дальний Восток
Напомним, что сам Минстрой, созданный в ноябре прошлого года, появился благодаря тому, что у Минрегиона и других ведомств «изъяли» полномочия в сфере строительства и ЖКХ.
«Правительство – не застывшая структура»
Идею оптимизировать ведомства-гиганты премьер Медведев озвучил в понедельник на встрече с президентом, состоявшейся утром в Ново-Огарево. Общаясь с Путиным, Медведев подчеркнул, что «правительство – не застывшая структура, оно должно меняться».
Он напомнил, что за последнее время были созданы органы управления, которые занимаются решением экономических и социальных задач по территориальному признаку – Министерство по развитию Дальнего Востока, Министерство по делам Крыма и Министерство по развитию Северного Кавказа.
Таким образом, по словам Медведева, правительство перешло к территориальному принципу управления, и это дает определенные результаты. «Может быть, пока их не так много, но в этом есть смысл», – сказал премьер. Исходя из изложенного, Медведев предложил упразднить Минрегион, поскольку дальнейшая работа ведомства видится нецелесообразной.
Отвечая на предложение главы правительства, Путин ответил: «Хорошо. Если вы сами считаете, что это целесообразно, то давайте так и сделаем».
Без дублей
«Решение об упразднении Минрегиона обоснованно: есть Министерство по делам Крыма, Министерство по делам Северного Кавказа, Минвостокразвития; из ведения Минрегиона давно были выведены вопросы строительства и ЖКХ», – констатировал вице-спикер Госдумы, секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов. В нижней палате Неверов курирует комитеты по региональной политике и по вопросам местного самоуправления.
«Оставшиеся функции федерального ведомства более эффективно могут выполнять другие профильные министерства: юстиции, культуры и экономического развития», – добавил Неверов.
Упразднение Минрегиона связано в том числе с тем, что его функции во многом дублировались другими ведомствами, отметили в думской фракции «Единой России». После создания Минстроя и вопросы строительства и жилищно-коммунального хозяйства также стали дублироваться, подчеркнул зампредседателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, единоросс Павел Качкаев.
«По Минрегионразвития ситуация понятна – с созданием отдельных министерств по Дальнему Востоку, по Северному Кавказу, по Крыму принцип персональной ответственности руководителей этих структур за результаты деятельности должен стать доминирующим», – отметил в комментарии ИТАР-ТАСС первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев.
«Арифметику собрать толком не может»
#{interviewpolit}С привычной критикой уже расформированного министерства выступила думская оппозиция. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов, в частности, заявил, что Минрегион не справлялся со своими задачами. По мнению лидера КПРФ, одно централизованное министерство по делам регионов даже всю «арифметику собрать толком не может». У нас 65% денег собирают в Москву. Потом пришел, покланялся, попросил, дал нужный результат на выборах – получай кусок. А так – сиди, соси лапу, как тот медведь», – цитирует лидера коммунистов РИА «Новости».
По словам Зюганова, все регионы закредитованы, им нечем платить детские пособия, нечем развивать свои производства. «Давайте тогда примем решение о поддержке регионов. <...> Давайте примем закон о стратегическом планировании и развитии каждого региона с учетом его специфики», – сказал Зюганов.
Его коллега по фракции КПРФ, зампред комитета Госдумы по делам национальностей Тамара Плетнева полагает, что полномочия в сфере нацполитики следовало не передавать Министерству культуры, а создать отдельное министерство по национальной политике.
«Не факт, что этим должны заниматься структуры правительства»
После того, как минувшей осенью из состава Минрегиона было выведено агентство по строительству и ЖКХ, «оно потеряло львиную долю своего функционала», напомнил президент Института национальной стратегии, политолог Михаил Ремизов. С этого момента у ведомства Слюняева осталось «две стратегически важные вещи»: во-первых, система экономического планирования применительно к регионам (и согласование стратегий развития регионов), во-вторых – межнациональные отношения. Эксперт считает перераспределение полномочий вполне логичным.
«Первая тематика может разрабатываться в рамках Минэкономразвития, ведь именно это министерство отвечает и за экономическое прогнозирование и планирование», – пояснил эксперт.
Что касается «второй тематики», то Минрегион не мог быть и эффективным куратором межнациональных отношений, полагает Ремизов. «Это тематика межведомственная, она включает те ведомства, которые находятся в президентском контуре управления – в сфере компетенции силовых структур, – подчеркивает эксперт. – Понятно, что отдельно взятое и далеко не самое влиятельное министерство не могло быть здесь эффективным координатором».
Мониторинг, анализ и координация политики в сфере межнациональных отношений должны осуществляться на уровне выше, например в президентском Совбезе, «и не факт, что этим должны заниматься правительственные структуры», подчеркнул политолог.
«Создание Миннаца было бы плохим решением»
Он напомнил, что периодически возникает тема создания министерства по делам национальностей. «Возможно, сейчас, в связи с упразднением Минрегиона, снова активизируется ожидание создания Миннаца, – подчеркнул эксперт. – Но мне кажется, что это было бы плохим решением, потому что ничем большим, чем площадкой для лоббизма этнических диаспор, это не будет. Лучше всерьез вести эту политику на более высоком уровне».
После упразднения Минрегиона повышается вероятность создания территориальных министерств по образцу министерств по делам Крыма и Северного Кавказа, заметил Ремизов. Но при этом должен быть «компромисс между стремлением создавать управленческие инструменты по запросу и здравым смыслом», – резюмировал эксперт.
«Ведомство, которое отвечало за региональную политику, в России то создавалось, то ликвидировалось – в частности, в 1993–1994 годах существовал Госкомитет по делам федерации и региональной политики», – напомнил в беседе с газетой ВЗГЛЯД эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ) Аждар Куртов. Что касается вновь созданных министерств по делам Кавказа, Крыма и Дальнего Востока, то, по словам эксперта, это особые случаи. «Правительству в определенный период времени потребовалось провести комплекс мероприятий, характерных только для отдельно взятых регионов страны», – считает эксперт РИСИ.