Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

11 комментариев
2 сентября 2014, 22:10 • Политика

«Тщательное взвешивание шагов»

Вслед за Ялтой Бердяевские чтения состоялись и в Москве

«Тщательное взвешивание шагов»
@ Владимир Астапкович/РИА «Новости»

Tекст: Артур Приймак

Россию постоянно пытаются втянуть в авантюры, заставить сделать опрометчивый шаг, чтобы Россия себя растратила. Консервативная позиция – это действенное лекарство и защита от провокаций. К такому выводу пришли участники Бердяевских чтений, состоявшихся в Москве. В повестке чтений значились современный консерватизм и возвращение Крыма в Россию как новый этап российской государственности.

Мероприятие проходило во вторник на площадке Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ). Директор ИСЭПИ, член Общественной палаты Дмитрий Бадовский отметил, что Бердяевские чтения превращаются уже в традицию.

Не случайно общим местом во внутриполитическом дискурсе Франции стали дискуссии о лидерстве Путина как образце

«Впервые за последние годы удалось собрать воедино молодых и уже практикующих политологов, философов, историков. Они вместе работают и дискутируют, сказал Бадовский газете ВЗГЛЯД. Присутствие академической науки придает новое качество и дискуссии, и выводам».

По итогам первых Бердяевских чтений ИСЭПИ выпустил два тома тетрадей по консерватизму, куда вошел ряд особо значимых докладов.

«Особо выделю доклад о консервативной повестке в странах Европы и в мире в целом, а также доклад Института национальной стратегии о том, может ли быть консервативная повестка фактором «мягкой силы» России на международной арене», говорит Бадовский, напомнив, что в Москве, как и до этого в Ялте, в чтениях участвуют представители Крыма. «Чтения – это первая площадка, где представители экспертного сообщества Крыма могут полноценно интегрироваться в общероссийский дискурс. Одновременно мы обсуждаем вызовы и задачи, связанные с интеграцией Крыма в Россию», сказал Бадовский.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, первый этап чтений прошел в августе в Крыму. Его участники обсудили проблемы наследия русской консервативной мысли, тренд на возвращение россиян к традиционным ценностям, идейные основания нового «путинского большинства», рост консервативных настроений в России и мире, перспективы консервативного мировоззрения в качестве мобилизационного потенциала в российской политике.

Особое внимание во вторник привлек доклад известного российского социолога Александра Ципко, прозвучавший в секции «Возвращение Крыма в состав России как новый этап становления российской государственности». По мнению Ципко, в результате присоединения Крыма и последующих событий в Донбассе произошли две важные вещи. С одной стороны, Россия бросила вызов Западу, с другой получила небывалый взрыв патриотизма. Сложилась идеологическая ситуация, схожая с той, что была в 1930-х годах: готовность к жертвам, мобилизационный порыв, оборонное сознание, стремление улучшить мир, невзирая на потери. «В статье Александра Проханова «Да здравствует холодная война» почти прямым текстом говорится: как только против России ввели санкции, у нас появился образ врага, а вместе с врагом появилась и долгожданная цель в виде идеи спасения российского суверенитета», напомнил Ципко.

Интересная дискуссия разгорелась по вопросу, сочетается ли консерватизм с идеями социальной справедливости. Те, кто отвечал утвердительно, апеллировали к идеалам христианской церкви, на которых строятся европейская и российская модели консерватизма. Политолог Олег Матвейчев, модератор секции «Современные вызовы, стоящие перед консерватизмом», возражал.

«Любой ультимативный вывод на повестку дня идей социальной справедливости кончится социальной энтропией и анархией», говорит Матвейчев. По его словам, традиционный консерватизм всегда старался абстрагироваться от «голых» идей социальной справедливости. Апелляция к христианским идеалам, по словам политолога, некорректна. «Разве Христос был социалистом? Его заставили быть таким некоторые философы нашего времени», говорит Матвейчев.

«Каждый ведет борьбу за личную совесть»

«Ценность – это то, что не может быть продано или обменяно», сказал на чтениях профессор кафедры политологии НИУ ВШЭ Леонид Поляков. По его словам, в западной традиции вечные ценности обозначаются как институты. Русский вариант институтов как вечных ценностей – устои.

«Вместе с физическим термином «энтропия» я бы ввел термин «дезантропия», покушение на человечество как таковое», продолжил Поляков. Профессор намеренно избегал устоявшегося термина «дегуманизация». «Гуманизм и был дорогой к сегодняшнему апгрейду человека». Дезантропия, по словам Полякова, также обозначает покушение на институт национального государства. «Как говорят идеологи современного миропорядка, национальное государство сегодня должно быть преодолено в процессе глобальной либеральной эрозии. Про институт церкви я уже не говорю», посетовал профессор.

Поляков обозначил классическую триаду консерватизма: совесть, семья, Родина. По его словам, совесть универсальна. В системе глобального миропорядка универсальная совесть заменяется  эрзацем совести, который у каждого свой. Миллиарды индивидуальных эрзацев совести обречены на столкновение.

«А когда каждый ведет борьбу за свою личную совесть, то возникает феномен массовой бессовестности», говорит Поляков. Как он считает, Запад, который как раз постулирует приоритет индивидуального над общественным, оказался в стадии саморазрушения. Пример тому – крах некогда поднимаемой Европой на щит идеологии мультикультурализма.

«В самой идее мультикультурализма уже был заложен источник взрыва, энтропии. Эта идея – не сосуществование культур, а их межвидовая война, борьба за существование, в которой не может быть нескольких победителей», считает Поляков.

Реакция на агрессивную леволиберальную повестку

Как считает Бадовский, консервативная повестка сегодня актуальна во всем мире. «В Европе растет то, что принято называть евроскептицизмом. В США и в других странах мира мы наблюдаем волну возрождения консервативного движения образца конца 1970-х – начала 1980-х. Все это естественная реакция на агрессивную леволиберальную повестку, задаваемую сегодня администрацией США и правительствами ряда других стран».

По мнению эксперта, экспансионистское продвижение демократии в вариации Вашингтона – это навязывание миру диктатуры меньшинств. Эта диктатура является уже даже не постхристианской системой ценностей, а постценностной. Когда эта постценностная повестка навязывается миру как новый стандарт, то отпор со стороны консервативной, ценностной повестки вполне закономерен.

«Не случайно общим местом во внутриполитическом дискурсе Франции стали дискуссии о лидерстве Путина как образце. Консерваторы в США сегодня обсуждают тему России как оплота важной для всех консерваторов концепции политического действия и политического лидерства», говорит директор ИСЭПИ.

Консервативная повестка важна и для собственного развития России, продолжает Бадовский. «Что такое консерватизм? Это спокойствие, поступательность, тщательное взвешивание шагов и последствий, их цены. Ценностный подход развития общества – это рассмотрение общества не только через призму справедливости, но и различения добра и зла. Так сказал Владимир Путин в своем прошлогоднем послании Федеральному собранию».

Подход к общественному развитию через эти призмы – это, по мнению политолога, и есть по-настоящему консервативный подход.

«Этот подход может оказаться более качественным и эффективным по результатам, чем попытки рывков, скачков. Мы видим, что сегодня Россию постоянно пытаются втянуть в авантюры, заставить сделать опрометчивый шаг, чтобы Россия себя растратила. Консервативная позиция для нас – это действенное лекарство и защита от попыток и последствий провокаций», заключил руководитель ИСЭПИ.

..............