Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

73 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

44 комментария
21 июля 2014, 22:15 • Политика

Темное дело с черными ящиками

Эксперты ОБСЕ наконец смогли работать на месте катастрофы

Темное дело с черными ящиками
@ Reuters

Tекст: Артур Приймак,
Михаил Мошкин

Расследование обстоятельств гибели малайзийского Boeing встречает серьезные затруднения: в процесс вмешивается информационная война, идущая параллельно с «горячей» карательной операцией. Киев на словах выражает готовность провести расследование с привлечением всех экспертов, в том числе российских, и обвиняет ДНР в препятствовании миссии ОБСЕ.

Как сообщает «Интерфакс», в понедельник президент Украины Петр Порошенко распорядился пригласить российских специалистов для участия в расследовании причин авиакатастрофы малайзийского Boeing. Об этом украинский лидер заявил во время посещения посольства Малайзии в Киеве. Воспользовавшись случаем, украинский президент вновь обвинил донецких ополченцев в том, что на месте катастрофы происходит мародерство, уничтожение доказательств и «препятствование деятельности и украинской следственной комиссии, и комиссии, которая сформирована ICAO (Международной организацией гражданской авиации)».

Мы увидели, что на машину грузят черный мешок с телом погибшего, и машина уехала

Кроме того, Порошенко сообщил, что он поручил украинским силовикам прекратить все боевые действия и операции в радиусе 40 км от места падения малайзийского авиалайнера.

Но на деле карательная операция в Донбассе, косвенной жертвой которой стал и сбитый 17 июля пассажирский Boeing, продолжается полным ходом. Несмотря на предложения ополченцев, украинские силовики не прекратили огонь даже в районе крушения самолета малайзийской авиакомпании, заявил в понедельник первый вице-премьер ДНР Андрей Пургин. Таким образом он опроверг заявления киевских властей о прекращении огня, призванном дать доступ экспертам. Ранее представители ДНР были вынуждены выступить с опровержением сообщений о похищении тел с места крушения авиалайнера.

Украинские силовики продолжают боевые действия, главной целью которых остается Донецк. «В Дзержинске продолжается бой. Центр города разнесен залпами «Градов» и «Ураганов», там сплошные пожары», – сообщил в понедельник министр обороны Донецкой народной республики Игорь Стрелков. Ранее в тот же день замминистра обороны ДНР Федор Березин заявил, что украинские танки пытаются прорваться в Донецк, в городе идут бои. Продолжаются обстрелы жилых кварталов.

«У нас уже не было никаких ограничений»#{ussr}

Наблюдатели ОБСЕ наконец получили полный доступ к месту падения Boeing 777; зона крушения теперь надежно охраняется. Об этом говорится в опубликованном в понедельник докладе наблюдательной миссии организации на Украине.

Перед этим премьер-министр Малайзии Наджиб Разак заявил, что власти ДНР согласились передать малайзийским экспертам тела погибших и бортовые самописцы, а также допустить их к месту падения самолета. Таким образом, версия о том, что ополченцы якобы мешают работе экспертов, была опровергнута и на международном уровне: одной из пострадавших и, следовательно, заинтересованных сторон. Заметим, что ранее версию о помехах, чинимых так называемыми сепаратистами, продвигал президент США Барак Обама.

Наконец, сами представители миссии ОБСЕ не подтверждают сообщения о том, что они сталкиваются с неким противодействием. «Для ОБСЕ очень важна возможность наблюдения. Для этого нам нужен доступ к территории, – рассказала газете ВЗГЛЯД координатор проектов ОБСЕ на Украине Ирина Гудима. – В первый день нашей работы мы получили очень маленький доступ к территории, около 150–200 метров. Во второй день нас допустили на расстояние ста метров. В третий день у нас уже не было почти никаких ограничений».

Гудима подтвердила информацию, что тела погибших находятся в вагонах-рефрижераторах, которые стоят в поселке Торез. «21 июля вместе с экспертами из Нидерландов мы приехали в Торез. Мы увидели, что на железнодорожной станции стоят вагоны-рефрижераторы. Экспертам дали возможность войти в несколько вагонов и частично их обследовать. Как только эксперты покинули вагоны, те были сразу опечатаны». После обследования рефрижераторов наблюдатели ОБСЕ и голландские эксперты вернулись на место трагедии, в поселок Грабово. «Мы увидели, что на машину грузят черный мешок с телом погибшего, и машина уехала», – сообщила Гудима. Куда отправилась машина с телом, координатор ОБСЕ пока не знает.

Нечто в «визуально нормальном» состоянии

Первый вице-премьер ДНР Пургин в своих комментариях, в частности, заявил, что весь район, в котором находятся обломки самолета и тела погибших пассажиров, был оцеплен ополченцами с целью обеспечить неприкосновенность места происшествия для объективного расследования, а также чтобы гарантировать безопасность экспертов, которые должны провести все необходимые мероприятия для установления причины катастрофы. Сообщение ополченцев резко расходится с той информацией, которая исходит от украинской стороны.

Ранее секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Андрей Лысенко заявил о том, что Киев не располагает ни одним черным ящиком, исключительно в силу того, что спасатели, якобы ввиду давления ополченцев, не могут собрать вещественные доказательства. Как уже отмечалось выше, о препятствиях расследованию заявил и президент Порошенко.

В свою очередь премьер-министр ДНР Александр Бородай сообщил о том, что ополченцы действительно обнаружили на месте крушения нечто, что они считают бортовыми самописцами, но поскольку среди них нет экспертов, квалифицировать их «со стопроцентной уверенностью» как черные ящики они не могут.  Эти пока не опознанные технические объекты находятся «визуально в нормальном» состоянии, заявил Бородай.

Премьер ДНР высказал надежду, что эксперты по гражданской авиации смогут найти самописцы и восстановить по ним картину трагедии. Ситуация выглядит странной по следующей причине. В минувший четверг спецкор ABC News в ДНР связался с неизвестным пока человеком из окружения Бородая. Собеседник американского издания сообщил, что властям ДНР удалось «найти восемь из двенадцати черных ящиков, имевшихся на борту разбившегося «Боинга». На борту гражданских самолетов, как правило, находятся только два самописца», – пишет ABC News. «Один фиксирует разговоры в пассажирском салоне, другой – ситуацию в кабине пилотов». Издание не может разъяснить, что имел в виду представитель ДНР, когда говорил о найденных «восьми из двенадцати» черных ящиков.

«Имеем дело с сознательным затягиванием»

Бородай обвинил Киев в намеренном затягивании процесса расследования трагедии. «Восемьдесят один человек, представители международной следственной группы, пока что остаются в Киеве и не могут прибыть на место трагедии раньше завтрашнего дня. Об этом сегодня ночью нам сообщили в представительстве миссии ОБСЕ в Донецке», – цитирует пресс-служба ДНР слова Бородая, сказанные на брифинге в Донецке. «Возможно, мы имеем дело с сознательным затягиванием времени с украинской стороны. Мы должны понимать, что чем больше времени пройдет, тем более осложнится объективное расследование катастрофы», – подчеркнул глава правительства ДНР.Что касается тел погибших пассажиров самолета и членов экипажа, то они по-прежнему находятся на территории, контролируемой ДНР, в вагонах-рефрижераторах возле железнодорожной станции Торез, сообщил Пургин. «Они будут переправлены в Харьков только после того, как на место прибудут международные эксперты, представители голландской, малайзийской сторон или Красного Креста. Им предстоит сопровождать состав с телами, мы готовы присоединить для них отдельный вагон», – цитирует вице-премьера ДНР «Интерфакс».

Премьер-министр ДНР также сообщил о том, что тела многих погибших находятся в жилом массиве. Из-за жаркой июльской погоды останки пассажиров лайнера начали разлагаться, в районе катастрофы создалась очень сложная гуманитарная обстановка. Местные жители требуют что-то предпринять, но местные власти ничего сделать не могут: работающие на месте эксперты настаивают на том, чтобы тела жертв катастрофы и останки лайнера оставались в неприкосновенности до начала работы международной следственной группы. Таким образом, по словам Бородая, Киев не только намеренно тянет время, но и усугубляет в регионе ситуацию гуманитарной катастрофы.

В свою очередь член Совета безопасности ДНР Сергей Кавтарадзе рассказал, что поиск останков жертв крушения авиалайнера осложняется увеличением до 34 километров диаметра территории, на которой обнаружены обломки самолета. По его словам, по состоянию на конец дня 19 июля, были вывезены останки 196 человек. Кавтарадзе подтвердил слова Пургина о том, что тела погибших в катастрофе хранятся в Торезе.

«Передать координирующую роль нашим западным партнерам» 

Эксперты Международного комитета гражданской авиации (ICAO), прибыли в Киев только накануне вечером, но сообщения об этом появились лишь в понедельник. По сведениям американского издания Wall Street Journal, в состав группы экспертов ICAO входят представитель Федерального управления гражданской авиации США (FAA), американского Национального совета по безопасности на транспорте (NTSB) и сотрудник Отдела по расследованию авиационных происшествий Великобритании.

Возглавляет делегацию Маркус Коста – один из главных экспертов ICAO по расследованию авиационных происшествий. Как передает агентство РИА «Новости», экспертная группа пытается в Киеве «выработать  стратегию, которая обеспечит безопасность сотрудников, черных ящиков и обломков самолета». О том, что международные эксперты не могли попасть в зону трагедии из-за угрозы безопасности, ранее сообщали многие зарубежные СМИ, в частности Reuters.

«Процесс расследования» обстоятельств гибели малайзийского авиалайнера должны возглавить Нидерланды, заявил в понедельник премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Предложение главы украинского правительства выглядит странно: ведь согласно общепринятому порядку, состав экспертных групп по расследованию авиакатастроф определяет руководство Международного комитета гражданской авиации (ICAO). Члены «украинской» комиссии ICAO были определены еще на прошлой неделе.

Заметим, что премьер-министр Нидерландов Марк Рютте согласился с президентом России Владимиром Путиным в том, что расследование крушения под Донецком авиалайнера должно вестись под эгидой ICAO. Позиции каждого эксперта в составе комиссии определяются его профессиональными качествами, а не «привязкой к местности» какого-либо потерпевшего крушение авиалайнера. По всей видимости, главным в заявлении Яценюка было стремление лишний раз выразить лояльность Западу. «Украина готова к тому, чтобы передать координирующую роль относительно расследования этой ужасной катастрофы нашим западным партнерам», – подчеркнул украинский премьер.

..............