Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевСтрельба по секторам
США пригрозили санкциями против секторов экономики России
К России применена «третья ступень» западных санкций: США, а затем и Евросоюз расширили черные списки официальных лиц. Между тем Госдеп обещает от персональных наказаний перейти к санкциям против отраслей российской экономики – оборонно-космической, банковской и нефтегазовой. Эксперты полагают, что эта мера также не принесет ожидаемого в Вашингтоне эффекта.
Евросоюз во вторник добавил в санкционный список фамилии еще 15 россиян, которым запрещен въезд на территорию сообщества, активы которых (при наличии таковых) в странах – членах ЕС заморожены. В число нежелательных персон, в частности, попали вице-премьер Дмитрий Козак, постпред президента в Крыму Олег Белавенцев, вице-спикер Госдумы Людмила Швецова, начальник генштаба Валерий Герасимов и директор ГРУ Игорь Сергун.
Было принято очень интересное решение: Сечин персонально попал под санкции, а «Роснефть» – нет
ЕС, таким образом, послушно следует за Вашингтоном, который накануне обнародовал «улучшенную и дополненную» версию собственного списка OFAC SDN List. Здесь фигурируют те же Козак, Белавенцев, а также председатель международного комитета Госдумы Алексей Пушков, директор ФСО Евгений Муров, глава Роснефти Игорь Сечин, первый замглавы кремлевской администрации Вячеслав Володин. Кроме того, Вашингтон, который, похоже, использует принцип коллективной ответственности, добавил в список ряд компаний и банков, подконтрольных либо Геннадию Тимченко, либо Аркадию и Борису Ротенбергам.
Однако Вашингтон намерен пойти дальше и перейти от «точечных ударов» к «стрельбе по площадям». Если Москва не изменит свою позицию по украинскому кризису, Вашингтон введет санкции против целых секторов российской экономики, предупредил накануне через газету Wall Street Journal госсекретарь США Джон Керри. Глава Госдепа упомянул три отрасли: энергетику, финансы и оборонные (и, что логично, связанные с ними космические) технологии.
Госсекретарю уже ответил вице-премьер российского правительства, куратор оборонно-промышленного комплекса Дмитрий Рогозин. «США ввели санкции против нашего космопрома. Но видит Бог, мы их предупреждали: на заявление ответим заявлением, на действия – действием», – написал Рогозин в своем микроблоге в Twitter.
Эксперты, к которым обратилась газета ВЗГЛЯД, оценили возможные перспективы санкций против трех отраслей российской экономики и возможность России симметрично или асимметрично ответить на них.
Космос и «оборонка»: либо не смертельно, либо малореально
- ЕС расширил черный список россиян до 48 человек
- Экспобанк назвал недоразумением попадание под санкции Канады
- Россия по контракту с США поставила 12 военно-транспортных вертолетов
- Газпром: Споры с Украиной угрожают экспорту газа в Европу
- Американцам разрешили остаться в совете директоров Роснефти
«Дело в том, что у нас с США нет совместных космических программ. Есть Международная космическая станция (МКС), но заморозка нашего участия в этом проекте равносильна прекращению самого существования МКС», – пояснил газете ВЗГЛЯД член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского Андрей Ионин. Не случайно американцы старательно выводят проект МКС из-под санкций, подчеркивает эксперт. «Консервация МКС – задача сложная, хотя реализуемая – после этого вся пилотируемая космонавтика возвращается на уровень 60-х годов прошлого века, с одиночными пилотируемыми запусками, что явно невыгодно тем же американцам», – добавляет Ионин.
Космическая программа США гораздо масштабнее по финансированию российской – это более половины мирового космического бюджета, поясняет членкор академии им. Циолковского. Американцы – и сами, и через своих партнеров в ЕС – могут повлиять и уже влияют на запуск европейских космических аппаратов при помощи российских ракет.
«Наши успехи на рынке запусков достаточно условны, поскольку у нас нет собственного производства коммерчески успешных спутников», – поясняет эксперт. При этом на производстве самих «Союзов» и «Протонов» санкции не скажутся, поскольку, как поясняет Ионин, в ракетах-носителях, начиная с 1990-х годов, нет ни одной иностранной комплектующей.
«В целом санкции возможны, но это не смертельные неприятности – на США и ЕС мир не заканчивается, – поясняет эксперт. – Надо искать других партнеров, большее внимание обращать на сотрудничество с Южной Кореей, с Индонезией, с другими странами, заинтересованными в развитии космических технологий, в частности, в том, что касается совместного использования космодрома Восточный».
Американские санкции против оборонной промышленности России, по мнению политолога, замдиректора Института стран СНГ Владимира Жарихина, могут выражаться в появлении какого-то аналога «списка товаров двойного назначения», существовавшего в годы холодной войны. Во второй половине 1970-х годов Соединенные Штаты ввели целый пакет правил экспортного контроля, которые распространились не только на американские товары военного и двойного назначения, но и на товары, выпускаемые партнерами США. Но в ситуации глобализации такие санкции не сработают, предположил Жарихин в беседе с газетой ВЗГЛЯД. «Одна и та же микросхема может работать в спутнике и в домашней кофеварке и производиться в Китае, Вьетнаме, Индии и т.д. – получается, что санкции придется вводить и против всех этих стран», – отмечает собеседник.
Финансы: самая серьезная санкция – арест корсчетов
До настоящего момента американские санкции, в том числе в банковском секторе, носили точечный и избирательный характер, отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД директор Банковского института НИУ «Высшая школа экономики» Василий Солодков. В частности, в новом варианте санкционного списка фигурируют Инвесткапиталбанк, Собинбанк и СМП-Банк. Ранее были введены ограничения для банка «Россия». «Те санкции, о которых шла речь до сих пор, по большому счету затрагивали круг компаний и лиц, которых относят к друзьям российского президента», – отмечает эксперт. По его мнению, точечные удары вряд ли скажутся на состоянии российской экономики в целом, и в том числе на финансовой сфере.
Однако сейчас госсекретарь Керри заявляет уже о запретительных мерах, направленных против целых отраслей экономики. «Если будут введены такого рода массовые санкции, то ситуация будет значительно хуже, – отмечает Солодков. – Что касается банковской сферы, то в наихудшем варианте это будет блокировка корреспондентских счетов российских банков – у всех финансовых организаций, которые оперируют с долларами США, есть корсчета в Соединенных Штатах».
Ответом мог бы стать полный переход на расчеты в рублях, «как это предлагает Сергей Глазьев», но такая автаркия более свойственна экономике северокорейского типа, подчеркивает Солодков. По оценке эксперта, США все же пойдут по пути точечных санкций с их постепенным ужесточением, если от Москвы не будет получено желаемой реакции. «Каждый раз, наращивая санкции, они оставляют место для того, чтобы было куда отойти», – полагает Солодков.
Энергетика: США могут «приказать» не работать в России
Что касается санкций в энергетической сфере, то в данном случае вашингтонские власти могут оказать давление в первую очередь на собственный бизнес, полагает директор Фонда национальной энергетической безопасности, завкафедрой «Прикладная политология» Финансового университета при правительстве Константин Симонов. «Со стороны самих Соединенных Штатов никаких санкций в отношении российских компаний применено быть не может. Но США могут надавить на американские компании, работающие в России – например, на Exxon Mobil», – подчеркнул эксперт в беседе с газетой ВЗГЛЯД.
«Вашингтон, конечно, может заставить Exxon уйти из трех нефтяных блоков в Карском море, которые американская фирма собралась разрабатывать совместно с «Роснефтью», но Exxon так долго этого добивалась... У меня такое ощущение, что сейчас американские партнеры будут изо всех сил пытаться спасти того же Игоря Сечина от санкций, – отмечает Симонов. – К слову, накануне было принято очень интересное решение: Сечин персонально попал под санкции, а НК «Роснефть» – нет». Это означает, что с «Роснефтью» работать можно, «а Сечин просто в Америку ездить не будет, но, думаю, не очень сильно от этого расстроится», добавляет Симонов.
«Если же будет введен запрет на работу с российскими компаниями, то это будет, конечно, скверная история, но, как мы видим, сами американские компании от этого отбиваются», – замечает эксперт. Впрочем, добавляет он, возникает ощущение, что ситуация может развиваться по негативному сценарию. «Соединенные Штаты взялись всерьез за введение санкций. Можно ожидать усиления давления, – полагает Симонов. – При этом нельзя всерьез воспринимать спекуляции на тему того, что США обвалят цены на энергоносители – обвал цен им не нужен».
Кроме того, США не потребляют наши энергоносители, и поэтому не могут навредить России в этом смысле, поясняет собеседник. Что же касается экспорта из США (в частности, экспорта природного газа), то он не сможет заменить Евросоюзу поставки из России. «Мы делали расчет по сжиженному природному газу (СПГ), который, как обещается, должен поставляться в ЕС – это и намного дороже, чем наш газ, и очень рисковый бизнес. Серьезных объемов поставок не будет», – поясняет Симонов.
Итак, резюмирует эксперт, единственным инструментом воздействия могут быть директивные указания – не работать в России и не иметь никаких дел с российской стороной: «В таком случае та же Exxon будет вынуждена подчиниться – приказ есть приказ».
Заметим, что европейские страны пока не спешат сворачивать совместные проекты, связанные одновременно с энергетикой и обороной. Как сообщила германская Bild, правительство ФРГ в 2014 году, по всей видимости, выплатит России 33 миллиона евро в рамках контракта по утилизации радиоактивного топлива со списанных подводных лодок российского Северного флота.