Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
11 комментариев«Я рассказывал, что происходило на самом деле»
Дмитрий Борисов: Мы не преподавали по украинским трактовкам
«Скорее всего, мы перестанем преподавать историю, например, Триполья как основополагающую культуру, на которой якобы выросла украинская нация», – заявил газете ВЗГЛЯД учитель истории старейшей крымской гимназии им. Ушинского Дмитрий Борисов. Он рассказал о том, какие изменения ждут ставших гражданами России школьников Крыма в преподавании истории.
В четверг в Крыму начинаются семинары с разъяснениями для педагогов методики преподавания школьных дисциплин по российским стандартам. Очевидно, что заметные перемены ждут и преподавателей истории.
В десятом классе вместо украинской революции мы будем изучать в целом историю Октябрьского переворота
Старейшая школа Симферополя – гимназия имени К.Д. Ушинского – два года назад отметила 200-летие. Здесь учились Игорь Курчатов, Иван Айвазовский, а среди преподавателей был сам Дмитрий Менделеев. О том, как теперь будут преподавать историю крымские учителя и чем новая методика будет отличаться от преподавания еще в недавнем прошлом, газете ВЗГЛЯД рассказал учитель истории Симферопольской гимназии Дмитрий Борисов. Именно Борисов провел экскурсию по школе для премьера Дмитрия Медведева, побывавшего в Крыму в начале апреля.
ВЗГЛЯД: Дмитрий Александрович, можете рассказать, как раньше преподавали историю по украинским учебникам и как теперь будете по российским?
Дмитрий Борисов: Мы еще не получили российские учебники, еще преподаем по учебникам истории Украины и «Всемирной истории». Во «Всемирной истории» украинского издания мы изучали буквально в марте, например, этапы правления Ивана Грозного (в украинских учебниках это буквально два параграфа), дальше идет Петр Первый и его реформы, а также читаем историю России 17-го и начала 18-го веков, правление Екатерины Второй. Все это у нас изучается и изучалось на русском языке и безо всяких исторических извращений.
ВЗГЛЯД: А когда преподавание истории претерпевало наибольшие изменения?
Д.Б.: Конечно, после 2005 года, когда к власти пришел Ющенко. Тогда многие моменты в истории Украины искусственно усиливались, например, в отношении роли УПА* и тому подобного.
При Ющенко историки целой Академией наук занимались тем, что давали оценку деятельности УПА. В результате целый журнал о преподавании истории в школе был посвящен признанию УПА воюющей стороной в Великой Отечественной войне. То есть, по их мнению, она и с советскими войсками, и с немецкими воевала за создание единого украинского государства.
Был автор, который в свое время писал еще советские учебники по истории, он же был в группе ученых, сочинивших новые учебники на Украине, то есть в группе «оценщиков» деятельности УПА.
Но после некоторой борьбы все это мы, крымские педагоги, не преподавали в том ключе, в котором нам эти события трактовали украинские учебники. В таких книгах всей Великой Отечественной войне отведены два параграфа, Крымская война в истории Украины занимала вообще один параграф.
Учитель истории старейшей крымской гимназии им. Ушинского Дмитрий Борисов (фото: из личного архива) |
ВЗГЛЯД: Как выходили из положения, чтобы ученики могли получить полную и реальную картину происходивших событий?
Д.Б.: Выполняли программу и стандарты Украины. Но всегда имели право на собственное мнение. Дни рождения Бандеры или Шухевича, по крайней мере, мы не праздновали... А детям давали ссылки на какие-то ресурсы, где они смогут прочитать об этих исторических событиях и сделать свои выводы. Если ученики задавали вопросы, тогда я сам им рассказывал, что происходило на самом деле.
Вот, например, в украинских учебниках революция подана на фоне Октябрьского переворота, она начиналась со дня свержения Николая Второго, а уж когда большевики взяли власть, начинается другое движение на Украине. Вот в его изучении в истории Украины скрывались неприятные ей моменты: невыгодные ей первый и второй Универсалы Центральной Рады мы почти не изучали, а вот третий и четвертый – сразу вместе. Дело в том, что Украина принимает первый Универсал в июне 1917 года – они себя объявляют автономией в России (!), собираются созвать Всеукраинское учредительное собрание, призывают менять людей в органах власти на тех, кто привержен украинской идее. Вторым Универсалом, собственно говоря, объявляют представительным органом власти Центральную Раду и отказываются от незаконного провозглашения автономии Украины. И ждут решения Всероссийского Учредительного собрания. То есть идеи, провозглашенные первым Универсалом, они отменяют. По сути, полностью принимают российские требования после переговоров.
Третий Универсал принимается после Октябрьской революции, когда провозглашается полностью Украинская Народная республика в ноябре 1917 года, а четвертым определяется полная независимость уже после провала Учредительного собрания в 1918 году. То есть второй Универсал полностью отменял решение первого, а более радикальные – это третий и четвертый, когда полностью рвутся связи с Россией.
ВЗГЛЯД: Случались ли какие-то конфликты вокруг преподавания истории по украинским стандартам, вокруг спорных пунктов? С учениками, с родителями, возможно, с начальством?
Д.Б.: Когда в 2000-х годах появились новые украинские учебники с темой героизации Бандеры и всех остальных Шухевичей, завуч нашей 1-й гимназии, историк Сергей Решетов выступил в газете с открытым письмом. В письме говорилось о том, что в украинском учебнике истории автора Власова очень много места отводится героизации Шухевича, Бандеры и деятельности УПА, а не Великой Отечественной войне в целом.
Это письмо, видимо, в Киев переслали украинские «просвиты» Крыма, а Сергей Цеков (в данный момент – член Совета Федерации от Республики Крым, на тот момент – глава Комиссии Верховного совета Республики Крым по культуре – прим. ВЗГЛЯД) также отправил это письмо президенту Украины. В результате в школу к нам приехала комиссия, состоящая из 10 педагогов-методистов, преимущественно с Западной Украины. Были на уроках, делали «срезы» знаний учеников. Они высказали ряд своеобразных запрещений, но репрессий, в принципе, не было. Единственный вопрос, который потом разбирали с нами, – почему вы не преподаете на украинском языке? Но это в нашей гимназии требование родителей – все родители в нашей школе писали заявления о том, что просят обеспечить обучение ребенка на родном языке.
А я спросил у методистов: если я не думаю на этом (украинском) языке, могу ли я заниматься творчеством, творчески подходить к вопросам преподавания истории? Они согласились, что нет, потому что я не могу на нем думать, шутить и так далее.
ВЗГЛЯД: Каких изменений в программе преподавания истории ожидаете от российских стандартов?
Д.Б.: Я не вижу большой разницы в преподавании истории в 5–8-х классах, потому что в этих учебниках все то же самое – и Древний мир, и история Средних веков, они не трактовались в какую-то там сторону.
Конечно, скорее всего, мы перестанем преподавать историю, например, Триполья как основополагающую культуру, на которой якобы выросла украинская нация. Потому что она таковой не является фактически. По своей сути это румынская культура, находящаяся на территории современной Румынии. В России вообще эту культуру в школах не изучают, в университетах ее изучают в общем цикле подобных культур.
А в целом никаких радикальных изменений мы не ждем. Думаю, немножко сменятся ориентиры. Например, в десятом классе вместо украинской революции мы будем изучать в целом историю Октябрьского переворота и свержения самодержавия в границах Российской Империи. Потому что, например, учась в советской школе, мы не знали, что такое ЗНР (Западноукраинская Народная Республика). Объясняешь детям, что ни к каким историческим событиям это не привело, а на Украине по этому поводу устроили целый праздник провозглашения Соборности.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ
|