Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.
11 комментариевДело 23-летней давности
Задержанный в Литве россиянин арестован на три месяца
Участковый суд Вильнюса в пятницу выдал санкцию на трехмесячный арест 45-летнего россиянина Юрия Меля. Накануне житель Калининградской области был задержан в Литве в рамках дела о захвате телебашни в Вильнюсе в январе 1991 года. При этом литовские власти сами выдали россиянину многократную визу, по которой тот не раз успел побывать в прибалтийской стране.
Задержанный на основании «европейского» ордера на арест в рамках дела о захвате телебашни в Вильнюсе 13 января 1991 года иностранец – 45-летний житель Калининграда Юрий Мель.
Мелю было всего 22 года, и он никак не мог отдавать приказы о штурме вильнюсской телебашни
Известно, что господин Мель был задержан в среду вечером на КПП «Панемуне» на границе с Калининградской областью.
Информацию о его аресте еще накануне подтвердили российские дипломаты. «По этому факту получено официальное уведомление Генеральной прокуратуры. Посольство готово оказать российскому гражданину всю необходимую юридическую помощь», – подчеркнули в диппредставительстве.
По данным хорошо информированных источников, господин Мель предъявил литовским пограничникам свой паспорт (с шенгенской визой), те «пробили» его по своим базам данных, увидели, что он находится в розыске, и сразу задержали его.
В пятницу в суде Мель признался, что участвовал в «событиях у вильнюсской телебашни», а именно - находился в танке. Однако в ту пору Мелю было всего 22 года и, стало быть, он никак не мог отдавать приказы о штурме башни.
- Литва выбрала кровавое преступление для обвинений в адрес РФ
- Жительницу Вильнюса оправдали за "ложь" о событиях 1991 года
- Литва пригрозила изолировать Калининград от России
- МИД: США грубо игнорируют правовые процедуры
Напомним, верховный совет Литвы в марте 1990 года объявил о восстановлении независимости республики, но советское руководство расценило это решение как противоречащее Конституции. В январе 1991 года в Литве начались бурные акции протеста, после чего туда были переброшены бойцы спецподразделений, частей ВДВ. В ночь на 13 января в ходе столкновений митингующих с военными в Вильнюсе возле телецентра погибли 14 человек, свыше 600 были ранены. Среди погибших был и сотрудник «Альфы», застреленный в спину. Сотрудники спецслужб заявляли, что столкновения стали результатом провокации, а все погибшие, в том числе и боец «Альфы», были застрелены литовскими снайперами.
Юрий Мель родился 18 сентября 1968 года, учился в средней школе № 3 в г. Владимир-Волынский на Украине и школе № 23 при Группе советских войск в Германии (ГСВГ) в Цейтхайне (ГДР), в 1989 г. окончил Ульяновское гвардейское дважды Краснознаменное ордена Красной Звезды высшее танковое командное училище им. В. И. Ленина, а в 2007 г. – Общевойсковую академию (ОВА) Вооружённых сил РФ (бывш. военную академию им. Фрунзе). Служил в 135-м отдельном танковом батальоне (ОТБ) 201-й мотострелковой дивизии. Женат. В 2010 г. вышел на пенсию. Болен сахарным диабетом.
Примечательно, что на все вопросы журналистов об обстоятельствах задержания господина Меля литовские правоохранительные органы упорно молчат, из чего можно сделать вывод, что его арест вполне мог быть результатом тщательно спланированной операции литовских спецслужб. Дело в том, что у Меля, несмотря на то, что он был внесен литовскими властями в список подлежащих аресту, была многократная шенгенская виза, выданная литовским генконсульством в Калининграде, и по этой визе он не раз уже бывал в прибалтийском государстве.
В январе 2014 года старший прокурор департамента уголовного преследования Генпрокуратуры Литвы Симонас Слапшинскас сообщил, что его ведомство завершает подготовку «европейских» ордеров на арест 79 граждан России, Белоруссии и Украины по делу о «январских событиях» в Вильнюсе.
Все подозреваемые были либо руководителями КПСС и КП Литвы, а также МВД и Минобороны СССР, либо сотрудниками КГБ и военнослужащими, участвовали в штурме Дома печати, телебашни, Литовского телерадиокомитета и других объектов. Всех их подозревают в убийствах, причинении вреда здоровью, а также в запрещенных военных действиях против гражданских лиц.
В связи с этим генпрокуратура Литвы направила в Россию, Белоруссию и на Украину прошения о правовой помощи с просьбой вручить подозреваемым постановления о привлечении их к суду в этом качестве, опросить их – и предложить им прибыть в литовский суд. Тем не менее, просьбу литовцев выполнила одна лишь Украина. Белоруссия это делать отказалась. Ответа из России Литва не получила.