Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариев«Шантаж – это инструмент слабых людей»
Литва пригрозила изолировать Калининград от России
Вильнюс изолирует Калининградскую область от России, если Москва не прекратит «давить», предупредили в литовском МИДе. Сенатор от Калининграда тотчас заявил газете ВЗГЛЯД, что «шантаж недопустим», а все проблемы надо разрешать в рамках ВТО. Впрочем, эксперты не исключают, что российские таможенники действительно допустили «сбой», который и вызвал гнев прибалтов.
Власти Литвы могут заблокировать железнодорожное и автомобильное сообщение между остальной Россией и Калининградской областью в случае, если Москва не прекратит давить на соседей, заявил в среду глава литовского МИДа Линас Линкявичюс.
Может, определенный элемент напряженности литовская сторона вносит накануне ноябрьского саммита европейского партнерства, который должен состояться в Вильнюсе
«Мы могли бы заблокировать транспорт, и это не только поезда, это также доставка товаров, все что угодно. Это теоретически возможно, хотя это и не наши методы», – заявил Линкявичюс.
Одновременно на сайте литовского МИДа появилась «бегущая строка», рекомендующая «воздержаться от необязательных поездок в Калининградскую область РФ в связи с заметно удлинившимся временем пересечения границы, что вызвано тщательной процедурой пограничного и таможенного досмотра, проводимой РФ в отношении зарегистрированных в Литве легковых автомобилей».
Напомним, 30 августа стало известно, что легковые автомобили с литовскими номерами начали подолгу простаивать на границе Литвы с Калининградской областью – ожидание доходило до суток. На все расспросы российские таможенники либо отмалчивались, либо же ссылались на некие распоряжения из Москвы, либо прямо намекали, что это, дескать, плата за «слишком частые поездки литовского президента в США».
С 11 сентября уже на российской таможне начались повальные проверки грузовых фур с литовскими номерами (с полной выгрузкой и проверкой всех товаров, а также изъятием образцов на экспертизу), из-за чего бизнес нес серьезные убытки. По подсчетам литовской Ассоциации перевозчиков Linava, однодневный совокупный простой всех 13 тыс. литовских фур, ездящих обычно в Россию, обходился в €580 тыс., а из-за дополнительных проволочек, удлиняющих сроки доставки грузов, перед литовскими перевозчиками возникла угроза потери части рынка.
13 сентября в МИД Литвы был вызван посол России Владимир Чхиквадзе, которому вручили ноту протеста. Как писала газета ВЗГЛЯД, через четыре дня Линкявичюс пожаловался уже в Брюссель – Верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и другим еврокомиссарам. В ответ Брюссель призвал Москву немедленно отменить ограничения.
Тем не менее, для того чтобы ЕК смогла предпринять ответные действия против Москвы, нужны факты, свидетельствующие о дискриминации литовских перевозчиков. А фактов нет.
Наоборот, Федеральная таможенная служба (ФТС) России объясняет все «многочисленными нарушениями правил международных грузовых перевозок» и введением новых требований, согласно которым при ввозе товаров в РФ или их транзите через территорию РФ, помимо книжки МДП (или Carnet TIR), отныне будет необходима национальная гарантия (таможенное сопровождение, залог или поручительство).
Запрудить «молочные реки»
Одновременно свой удар по Литве пригрозил нанести и Роспотребнадзор. 17 сентября, как сообщил РБК, глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко ввел ограничения на поставки в Россию молочной продукции из Литвы.
А накануне в понедельник Онищенко не исключил и полного запрета молочной продукции из Литвы. «Это, по существу, последний рубеж перед полным запретом доступа этой продукции на российский рынок», – цитировал Онищенко «Интерфакс». По утверждению Онищенко, «риски связаны с загрязнением продукции контаминантами микробиологической природы, а также многочисленными нарушениями, связанными с введением потребителей в заблуждение».
Шеф государственной продовольственно-ветеринарной службы Литвы Йонас Милюс сказал газете ВЗГЛЯД во вторник, что об угрозах Онищенко он сам узнал на самом деле лишь из прессы: «Никаких официальных документов у нас нет».
По словам Милюса, прекращение импорта без официального предупреждения запрещено двусторонними соглашениями и международными правовыми нормами. «Это было бы нецивилизованно. Имеется долголетняя практика, – напомнил Милюс. – Для того чтобы прекратить импорт, должно быть получено несколько предупреждений. Лишь после третьего предупреждения импорт останавливается».
Тем не менее, в среду стало известно, что повальные проверки литовских грузовиков на российской таможне прекратились.
- Литва пожаловалась ЕК на российскую таможню
- Газпром ведет переговоры о скидке на газ для Литвы
- Слухи о снижении цен на газ в Литве не подтвердились
- В Литве восстановят памятник палачам холокоста
- Появился шанс вернуть увезенных в Литву российских детей
- Президент Литвы отреагировала на угрозы Жириновского
- Власенко: Шантаж Литвы неприемлем
Собственный «список Магнитского»
Находящиеся ныне в оппозиции литовские консерваторы уже призвали ударить по «восточному соседу» при помощи своего «акта Магнитского». Как объявил член Сейма Мантас Адоменас, такой документ «окажется для России весьма болезненным, вне зависимости от того, какая страна его принимает», а «поскольку Россия понимает только жесткий язык», не стоит проявлять в отношениях с этой страной мягкость и гибкость. «Лишь «список Магнитского» сможет вернуть нас к реальным переговорам, а не к выслушиванию отговорок», считает господин Адоменас.
Тем не менее, литовский МИД подобные высказывания не комментирует и старается вообще не замечать. В свою очередь, советник литовского президента Дали Грибаускайте по вопросам внешней политики Лауринас Йонавичюс напомнил, что у Вильнюса имеются «инструменты против ужесточенного режима проверок литовских перевозчиков в России, только они не действуют быстро».
«Существует множество международных обязательств, которыми можно воспользоваться, но вся проблема в том, что они не действуют так быстро и так просто, как те инструменты, которые Россия использует против Литвы: это и ВТО, и другие международные организации, членом которых является Россия и через которые можно давить на Россию», – сказал советник.
Но, как указал господин Йонавичюс, «еще один вопрос состоит в том, желают ли ЕС и Литва принимать «правила игры», которые навязывает им Россия.
Кстати, выступая в пятницу с трибуны Генеральной ассамблеи ООН, президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что Литва испытывает возрастающее давление восточного соседа.
«Мы вступили в ВТО»
Сенатор от Калининградской области Николай Власенко считает любые подобные угрозы «некорректными и эмоциональными».
«Шантаж неприемлем. Нужно нормально искать взаимодействие. Российская таможня действует в рамках международных отношений, тем более мы вступили в ВТО, в которой не должно быть субъективного ограничения передвижения товаров. Существует масса инструментов воздействовать на страны – участницы ВТО. Поэтому если есть претензии, пожалуйста, используйте их. Шантаж – это инструмент слабых людей, которые пытаются угрожать и раздувать щеки. Это неконструктивно», – сказал Власенко в интервью газете ВЗГЛЯД.
По его словам, жители Калининградской области тоже указывали на задержки с растаможиванием на литовской стороне. «В целом нужно упрощать все эти процедуры. Россия говорила о том, что нужно вообще убрать визовые барьеры с Евросоюзом», – напомнил сенатор.
Может, и был «сбой с нашей стороны»
Как известно, при вступлении в ЕС Литва с 1 января 2003 года отменила для россиян безвизовый режим и безвизовый транзит по железной дороге. На встрече в верхах ЕС и РФ 11 ноября 2002 года было заключено компромиссное соглашение по «калининградскому транзиту», действующее по сей день. Согласно этому соглашению, гражданам РФ выдаются «упрощенный проездной документ на железной дороге» (УПД-ЖД) и «упрощенный транзитный документ» (УТД), предназначенный для многократных поездок транзитом на любых транспортных средствах.
«На какое-то время они могут привести свою угрозу в действие, но ненадолго. В конце концов, у нас есть морское и авиационное сообщение с Калининградом. Думаю, что кроме громких заявлений на такой кардинальный шаг, как задержка поездов между большой Россией и Калининградской областью, литовская сторона не пойдет. Скорее всего, это так, темпераментные заявления. У прибалтов тоже иногда прорезается темперамент», – сказал в интервью газете ВЗГЛЯД замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин.«И вообще, с этим надо разбираться, может быть, с нашей стороны был допущен сбой на пунктах пропуска. Какое-то время там стояли машины со скоропортящимися продуктами и так далее», – сказал Жарихин.
Эксперт считает, что торговые войны имеют опосредованное отношение к политике. «Не стоит политизировать все эти таможенные игры, происходящие на границах. Одни пытаются что-то не пропустить, другие придираются к качеству, а мы все это политизируем, возводим на уровень взаимоотношения государств. Это неверно», – сказал он.
Отмена соглашения 2003 года, в соответствии с которым сейчас через Литву ходят российские поезда, по словам эксперта, в любом случае займет значительное время.
«В какой-то степени они имеют право ставить вопрос об отмене, но ведь даже денонсация проводится не сразу – есть сроки и основания. Но вы знаете, так резко реагировать на подобные выпады, тем более исходящие от литовского МИДа, которому, как и нашему МИДу, положено время от времени делать грозные заявления, я бы не стал», – пояснил он.
Однако во всем происходящем может быть некоторый расчет, не исключает эксперт. «Может быть, конечно, и так, что определенный элемент напряженности литовская сторона вносит накануне ноябрьского саммита европейского партнерства, который должен состояться в Вильнюсе», – добавил Жарихин.