Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

14 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
17 декабря 2014, 13:26 • Политика

В Вашингтоне разошлись в оценках причин падения рубля

В Вашингтоне разошлись в оценках причин падения рубля
@ Артем Геодакян/ТАСС

Tекст: Марина Балтачева,
Мария Трубина,
Михаил Мошкин

Власти США «запутались в показаниях»: одни говорят о том, что именно санкции Америки и ее союзников привели к панике на российском валютном рынке, другие утверждают обратное. С «заслугой» обрушения рубля в Вашингтоне не определились, однако едины в том, что антироссийские санкции никак не влияют на экономические проблемы ЕС. Эксперты усомнились в правоте этих утверждений.

Представители администрации Барака Обамы озвучивают взаимоисключающие «объяснения» того, как Вашингтон относится к влиянию своих санкций на ситуацию в российской экономике (включая падение курса рубля).

Санкции оказались не игрой с нулевой суммой, в которой проигрыш одного означает выигрыш другого, а игрой, в которой проигрывают все

В среду официальный представитель Госдепа Джен Псаки заявила от имени внешнеполитического ведомства США: к обвалу рубля привели «плохой уровень экономического управления» в России и динамика мировых цен на нефть, но не санкции.

Однако представитель Белого дома Джош Эрнест, выступая накануне на пресс-конференции, заявил: именно санкции США и их союзников оказали сокрушительное воздействие на экономику России и изолировали ее от международного сообщества в разных областях. Таким образом, стратегия по введению ограничительных мер оказалась успешной, сделал вывод представитель Белого дома. Как отмечает NBC News, в подтверждение своих слов Эрнест привел именно тот факт, что российский Центробанк в ночь на вторник принял экстренные меры по повышению ключевой ставки с 10,5% до 17%.

Представитель Белого дома также пригрозил, что чем дольше будет действовать ограничительный режим, «тем в большей изоляции будет находиться Россия и тем большее воздействие санкции будут оказывать на российскую экономику». Однако США старается избежать ситуации, при которой это воздействие будет «иметь драматический эффект» для всей мировой экономики, в том числе для интересов американского бизнеса.

К тому, что антироссийские санкционные меры никак не сказываются и не скажутся на ближайших партнерах США – европейцах, сводилось и выступление главы Национального экономического совета (НЭС) при Белом доме Джейсона Фурмана. Проблемы экономик ЕС не связаны с санкциями против Москвы и ситуацией в российском финансовом секторе, заявил Фурман в среду. «Это произошло не из-за России, это случилось из-за снижения внутреннего спроса в еврозоне», – полагает глава НЭС. Кроме этого, по его словам, рост замедлился и в Китае, который «является более значимым торговым партнером для США и для глобальной экономики, нежели Россия».

Но что касается ситуации с курсом рубля, то здесь, как считает Фурман, не обошлось без последствий политического давления на Россию. Точнее, к ситуации с курсом рубля привела «комбинация (западных) санкций, неопределенность, которую они создали своим действиями на международном поле, и падение цены на нефть». «Экономика РФ находится на грани кризиса», – полагает Фурман.

Напомним, накануне доллар и евро обновили очередные исторические максимумы, поднявшись до 80 рублей и 100 рублей соответственно. Однако после этого рубль существенно укрепился – до 69 и 86 за доллар и евро. В среду, после открытия торгов ММВБ, доллар вырос на 5 рублей, до 72,5 рубля, евро – на 3,4 рубля, до 88,5 рубля.

Как заявил, комментируя положение на рынке, зампред ЦБ России Сергей Швецов, ситуация является критической и в ближайшие дни может стать похожей на самые тяжелые дни кризиса 2008 года. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, турбулентность на валютном рынке в основном объясняется эмоциями и спекулятивными настроениями.

«Игра против рубля связана с активными действиями нерезидентов»

Напомним, что 4 декабря в послании Федеральному собранию президент Владимир Путин упомянул стремление «так называемых спекулянтов играть на колебаниях курса национальной валюты». «Власти знают, кто эти спекулянты», – подчеркнул глава государства.

Тогда же глава Службы внешней разведки (СВР), бывший премьер-министр России Михаил Фрадков отметил, что зарубежные инвестфонды принимают участие в спекулятивной атаке на российский рубль, из-за которой его курс обвалился более чем на 50% с начала года. Речь идет о западных финансовых институтах и фондах, которые действуют на российском рынке через своих агентов и финансовых посредников, цитировал Фрадкова Bloomberg. Таким образом они принимают участие в скоординированной атаке на Россию, которая включает понижение курса рубля и цен на нефть. В игре на удешевление нефти, по словам Фрадкова, участвуют США.

Биржевая паника, которая в начале недели привела к скачкам курсов основных валют, связана с действиями игроков-нерезидентов, предположил накануне в комментарии радио Sputnik директор аналитического департамента инвестиционной компании «Регион» Валерий Вайсберг. «Скорее всего, игра против российского рубля связана с активными действиями нерезидентов, – считает аналитик инвесткомпании. – То есть те меры, которые предпринял Центробанк, они действенны для локальных игроков – для банков, финансовых компаний и просто бизнеса. А на иностранцев они не действуют никак. Я думаю, это просто спекулятивная атака».

«Если мы посмотрим, то увидим, что активные продажи российской валюты были в Лондоне вчера, и сейчас мы увидели резкий скачок именно после того, как открылся лондонский рынок», – сказал Вайсберг.

#{intervieweco}«Фактор спекулятивных ожиданий»

Санкции связаны с обвалом рубля, полагает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. «Санкции закрыли доступ капитала на внешние рынки, и в этой связи обслуживание довольно значительного корпоративного долга оказалось сопряжено с необходимостью закупки больших партий валюты внутри страны», – пояснил эксперт газете ВЗГЛЯД президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. «Последний квартал этого года и первый следующего – это пиковые платежи по корпоративным долгам, которые у нас довольно велики», – напомнил он.

Также Ремизов назвал санкции «фактором спекулятивных ожиданий» и «спекулятивной игры», ажиотаж от которой играет большую роль в рациональности валютного рынка.

В свою очередь руководитель научно-исследовательского центра «Неокономика» Олег Григорьев полагает, что к нынешнему обвалу рубля и возникшей панике привело множество факторов, в том числе и внешних. В их числе – падение цен на нефть, «а главное, понимание того, что оно не временное, а может оказаться достаточно долгосрочным», констатировал собеседник в комментарии газете ВЗГЛЯД.

Эксперт пояснил, что эффект от санкций возможно было просчитать, что и сделали, когда в августе был введен последний пакет самых жестких мер против России. «Было понятно, что рубль должен был немного ослабеть, и существовал мягкий способ решения этих проблем с незначительным снижением рубля», – пояснил эксперт.

«Упустили руль»

Комментируя заявления о «плохом экономическом управлении», Григорьев отметил, что видит один из источников произошедшего в действиях ЦБ. «В панику впал и Центробанк, который, можно сказать, упустил руль», – подчеркнул Григорьев. «ЦБ делает все правильно, но с опозданием и невовремя, – отметил собеседник. – Начиная с октября они упустили контроль над валютным рынком, и когда попытались его остановить, он не восстановился, и вот тут начались дерганья: «Давайте попробуем это, давайте вот это!..» – что еще больше расшатало валютный рынок; сейчас доверие к Центробанку нулевое».

#{interviewpolit}Как отмечает Михаил Ремизов, «если говорить не о валютном, а об экономическом кризисе в целом, дело не в санкциях, а в неэффективной экономической и финансовой модели». «Санкции только обнажили противоречие между независимой внешней политикой и колониально-экономической моделью», – считает эксперт. «Существовать с этим противоречием у нас долго не получится, надо отказываться либо от независимой внешней политики, либо от колониальной экономической модели», – добавил он.

 «У ЕС нет рычагов для борьбы с кризисом»

Если же говорить о спаде – точнее, рецессии – экономик стран Евросоюза, то, по мнению Григорьева, это связано в первую очередь с внутренними структурными проблемами ЕС.

«Экономисты понимают, что спад определен фундаментальными показателями, однако в то же время они не понимают, что европейские власти сейчас находятся в тяжелом положении, потому что у них рычагов борьбы с кризисом нет», – подчеркнул эксперт.

«Долгое время предполагалось, что есть доллар – самостоятельная валюта, и евро – тоже почти самостоятельная валюта, – пояснил Григорьев. – Сейчас, в ходе кризиса, стало ясно, что валюта евро зависима от того, что происходит с долларом. Поэтому политика американской Федеральной резервной системы, которая определяется внутренним положением в самих США, имеет гораздо большее значение, чем все, что могут предпринять европейские власти». А США в свою очередь ориентируются на положение собственной экономики, которая, по их оценкам, неплохо растет. «Они закончили в октябре программу «количественного смягчения» (нетрадиционная монетарная политика, при которой центробанк страны скупает или берет в обеспечение гособлигации для того, чтобы «влить» в экономику денежную массу – прим. ВЗГЛЯД), сокращают дефицит бюджета, и им незачем предпринимать какие-то меры», – добавил эксперт.

«Нулевой уровень»

Декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «Высшая школа экономики» Сергей Караганов, в свою очередь, полагает, что санкции повлияли на ситуацию в Европе не в меньшей степени, чем на Россию.

В конце ноября российский МИД оценил потери Евросоюза от санкций, введенных в 2014 году, в 40 млрд евро. В 2015 потери Евросоюза могут вырасти еще на 10 млрд евро, отметил замминистра иностранных дел Алексей Мешков в комментарии «Интерфаксу». Ранее президент Владимир Путин оценивал ущерб ЕС от российского продуктового эмбарго в 6 млрд долларов.

На первый взгляд «в статистическом выражении» ущерб не столь значителен: совокупный ВВП Евросоюза оценивается в 17 трлн долларов – таким образом, исходя из оценки МИДа, санкции наносят экономике ЕС ущерб, сопоставимый с 0,2% ВВП. Но для отдельных секторов экономики ущерб ощутим. Да и для «кредитной истории» ЕС разрыв налаженных связей с Россией не идет в плюс, особенно сейчас. «Различного рода оценки говорят о том, что экономики стран ЕС демонстрируют «нулевой уровень» – стагнацию, падение или ничтожный рост, – пояснил Караганов в беседе с газетой ВЗГЛЯД. – На фоне очень большого пессимизма в отношении роста экономик (за исключением Германии и, может быть, еще двух–трех стран-«локомотивов» ЕС), участие в санкциях добавило недоверия к европейскому бизнесу во всем мире и ухудшило инвестиционный климат не только в России, но и в странах Евросоюза».

Санкции «оказались не игрой с нулевой суммой, в которой проигрыш одного означает выигрыш другого, а игрой с минусовой суммой – проигрывают все», – резюмирует Караганов.

..............