Игорь Караулов Игорь Караулов Нашу Победу предстоит защитить и добыть

Может быть, День Победы и был бы забыт, отошел бы в область глубокой истории, но ход текущей истории нам этого не позволил. Та Победа, за которую было отдано столько жизней, требует подтверждения уже от нас нынешних.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Русский государственный стиль

Мероприятие в Кремле напомнило миру, что инаугурация – это не триумф одного человека и его власти, а чествование страной своего выбора, дальнейшего пути и собственной судьбы.

10 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский А что ты делал во время этой войны?

Волонтеры сумели насытить благородный призыв «своих не бросаем» конкретным человеческим содержанием, за которым в каждом отдельном случае встают глубоко личные истории.

24 комментария
29 июня 2013, 12:51 • Политика

Посмертное отселение

Прах захороненных у Кремлевской стены хотят перенести

Посмертное отселение
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Евгений Романов,
Екатерина Ермакова

Потомков захороненных у Кремлевской стены возмутила очередная идея о переносе праха их близких за пределы Красной площади. Ранее стало известно, что новым местом захоронения может стать мемориальное кладбище в Мытищах. Эксперты назвали идею переноса праха из центра Москвы варварством.

Художник Сергей Горяев, возглавляющий авторский коллектив Федерального военного мемориального кладбища, сообщил «Интерфаксу», что на новом кладбище выделено место для переноса праха «видных государственных деятелей, военачальников, космонавтов, ученых, находящегося в Кремлевской стене».

Политически мотивированные перезахоронения в истории любой страны являются варварством

Анонимный источник подтвердил агентству вероятность переноса всех захоронений с Красной площади у Кремлевской стены.

Эта инициатива вызвала негодование у родственников похороненных. Председатель Объединения родственников лиц, похороненных в Почетном некрополе у Кремлевской стены, Иван Баграмян напомнил в интервью «Российской газете»: «По закону никто не имеет права перезахоранивать наших родственников без нашего согласия. А наше отношение к таким проектам категорически отрицательное. Уже не говоря о том, что у некоторых захороненных попросту не осталось потомков или их невозможно найти».

Также Баграмян сообщил, что представители власти к ним с таким предложением не обращались. «Уподобляться властям Эстонии, которые переставляли Бронзового солдата с такими протестами, сейчас не нужно никому, это вызовет раскол общества», – добавил внук маршала Баграмяна, передает РИА «Новости».

Наталья Конева, дочь маршала Ивана Конева, подтвердила, что официально о перенесении захоронения к ней никто не обращался. Она выразила уверенность, что мало кто из родственников похороненных согласился бы переносить прах усопших в Мытищи. «Главное для меня – это память о наших отцах или дедах, которая была связана именно с этим мемориалом на Красной площади», – пояснила Конева, подчеркнув, что Красная площадь напрямую связана с парадами 1941 и 1945 годов.

Дочь маршала Жукова также отметила, что новое кладбище находится очень далеко от Москвы, добираться туда для пожилых людей представляет большую сложность.

Виктория Брежнева со своей стороны сообщила газете ВЗГЛЯД, что подобных новостей она не слышала, однако уклонилась от вопроса, согласилась ли бы она на перенос праха Леонида Брежнева в Мытищи.

Директор Центра британских исследований Института Европы РАН Алексей Громыко указал в этой связи газете ВЗГЛЯД, что политически мотивированные перезахоронения в истории любой страны являются варварством, чреватым негативными последствиями. Заявления же некоторых православных относительно того, что колумбарий не является захоронением, некорректны, добавил историк.

«Во многих странах – в той же Франции, Великобритании – были периоды, когда останки людей переносили с одного места на другое. И всегда это заканчивалось тем, что потом люди жалели о таком деянии», – отметил эксперт.

«И сейчас начинать переносить прах людей с одного места на другое – это не только попытка переиначить историю в угоду кому-то, но и просто аморально, – подчеркнул Алексей Громыко. – У меня ничего, кроме омерзения, такие взгляды не вызывают».

«Мой дед Андрей Андреевич Громыко похоронен на Новодевичьем кладбище. И слава богу, в отношении него такой вопрос не стоит», – отметил историк.

Стоит отметить, что и до революции на Красной площади располагались погосты. Однако идея ликвидации захоронений в центре Москвы и по сей день озвучивается с определенной регулярностью.

Так, в феврале 2012 года потомки российских эмигрантов первой волны обратились к президенту Дмитрию Медведеву и патриарху Кириллу с просьбой ликвидировать кладбище на Красной площади, поскольку сохранение некрополя может стать препятствием для возвращения потомков эмигрантов в Россию.

А в марте 2013 года с предложением перенести некрополь выступил глава СПЧ Михаил Федотов. По его мнению, тело Ленина необходимо похоронить по христианским обычаям. В июле 2012 года с аналогичным предложением выступил министр культуры Владимир Мединский. В том же году «расстаться со своим прошлым» предложил мультимиллиардер Михаил Прохоров.

В 2008 году твердую уверенность в этом высказал бывший президент СССР Михаил Горбачев: «Мы придем к тому, чтобы у Кремлевской стены не было кладбища и тела Ленина».

Ранее, в 2006 году, Институт истории РАН провел экспертизу, рекомендовавшую ликвидировать некрополь на Красной площади. При этом останки Ленина, Сталина и некоторых советских деятелей передать родственникам, а национальных героев с почестями перезахоронить в другом месте. «И я верю, что рано или поздно это произойдет», – заявил заместитель директора Института российской истории РАН Владимир Лавров, осуществивший эту экспертизу. Впрочем, директор института Андрей Сахаров отказался ответить на вопрос «Коммерсанта», что за организация заказала подобную экспертную оценку.

В 2005 году идею перезахоронения поддержал полпред президента Георгий Полтавченко: «Не раз нашу страну сотрясали смуты, и редко кто отвечал за эти смуты при жизни. Мне кажется не совсем справедливым, что те, кто затеял эти смуты, находятся в центре государства у Кремля. Это тоже люди, они могли ошибаться, и мы можем не разделять их убеждения и осуждать их, но они достойны того, чтобы быть по-человечески погребенными», – заявил политик.

В 1999 году Борис Ельцин даже пообещал создать комиссию для решения этого вопроса. В мае того же года патриарх Алексий высказался за перезахоронение останков у Кремлевской стены. Это вынудило в августе 1999 года родственников похороненных обратиться с открытым письмом протеста «Оставьте в покое наших родных», в котором они напомнили общественности о противоречии подобных призывов ст. 44 Конституции и федеральному законодательству.

..............