Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
29 комментариевДума идет на перехват
Россия начала разработку нового истребителя
Госдума впервые в своей истории провела слушания, посвященные судьбе конкретного образца оружия – истребителя-перехватчика МиГ-31. Возможно, это является признаком изменения системы принятия государственных решений в данной области. Споры шли о том, нужно ли модернизировать заслуженный боевой самолет советских времен или лучше разработать новый.
Комитет Госдумы по обороне по итогам парламентских слушаний «Возобновление производства МиГ-31: реальность и перспективы» рекомендовал во вторник правительству прекратить утилизацию и продлить срок эксплуатации истребителя.
Товарищи, ну это же разные машины! Мы что, дети что ли? Одно дело – фронтовой бомбардировщик, другое – авиационный комплекс-перехватчик. Ну разные машины!
Парламентарии считают, что за последние годы существенно возросла военная опасность со стороны США и других стран НАТО. В частности, приближается военная инфраструктура к границам России, создается противоракетная оборона, развертываются стратегические неядерные системы высокоточного оружия и планируется «широкомасштабная милитаризация космического пространства».
В этой связи участники слушаний отмечают потребность в новых самолетах для более полного контроля воздушного пространства России, прикрытие которого на малых высотах осуществляется только на трети, а на больших – на половине территории страны.
Боевой радиус
Председатель комитета, адмирал Владимир Комоедов заявил, что модернизация МиГ-31 позволит этому истребителю в течение 15 лет превосходить современные зарубежные аналоги. У этого самолета, как предположил председатель, не будет конкурентов в перехвате и уничтожении воздушных, наземных и надводных носителей крылатых ракет, обнаружении низколетящих БПЛА крылатых ракет, а также оперативном развертывании противовоздушной обороны на неприкрытых направлениях. Речь Комоедова была встречена бурными рукоплесканиями.
Отметим, истребитель-перехватчик МиГ-31 был разработан в СССР в первой половине 1970-х годов. Самолет способен развивать скорость до трех тысяч километров в час, а его боевой радиус составляет 720 километров. Самолет вооружен шестиствольной пушкой калибра 23 мм с боекомплектом на 260 выстрелов, а также оснащен шестью точками подвески для ракет класса «воздух-воздух» разных типов.
Группа из четырех МиГ-31 в зависимости от версии может контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 900–1200 километров. Модернизированные МиГ-31БМ способны обнаруживать цели на дальности до 320 километров и поражать их, приблизившись на 280 километров.
Общее количество МиГ-31 разных версий на вооружении ВВС России составляет около 190 единиц. Производство истребителей-перехватчиков было прекращено в 1994 году, однако совсем недавно началась модернизация данных самолетов до версии МиГ-31БМ.
#{image=692846}«Безоблачная» старость
Выступивший после Комоедова главком ВВС, генерал-лейтенант Виктор Бондарев идею парламентариев отверг, предложив не тратить деньги на восстановление производства МиГ-31, а лучше перенацелить их на создание нового самолета.
Главком подчеркнул, что «ВВС ни на одну йоту не против этого самолета, этот самолет нужен ВВС, летчики его любят». «Возможности у МиГ-31 огромные, но, к сожалению, все имеет тенденцию к старению», – отметил он. По словам Бондарева, элементная база по этому самолету-перехватчику и морально, и физически устарела. «Уже сейчас выходят у нас истребители Су-35, Т-50 ( ПАК ФА), их станция позволяет в два раза дальше видеть и распознавать цели по сравнению с МиГ-31», – отметил он.
Главком привел в пример американский высотный разведывательный самолет SR-71 (совершил первый полет в 1964 году), который «и сейчас превосходит МиГ-31», однако Соединенные Штаты отказались от его производства в связи с общей устарелостью этой машины».
«Не выдерживает стекло»
Бондарев также рассказал, что заявленная для МиГ-31 скорость в 2,83 Мах на сегодня недостижима. «Самолет летает со скоростью 1,5 Мах. Не выдерживает стекло», – пояснил он.
Кроме того, по его словам, необходимо менять бортовую цифровую базу МиГа, созданную еще в 60-х годах. Для ее замены необходимы опытно-конструкторские работы. «Мы будем модернизировать МиГ в том варианте, в котором он нужен ВВС», – заявил главком и тут же выдал почти сенсационную новость. По его словам, по заказу ВВС все же уже начата разработка нового истребителя-перехватчика для замены МиГ-31. Новый самолет должны создать до 2020 года и до 2028 года заменить существующий парк устаревших истребителей МиГ-31.
По оценке Бондарева, для возобновления производства МиГ-31 только со стороны двигателестроения потребуется 15 млрд рублей, а «самолетчики» нуждаются еще в 10 млрд. Вся кооперация будет стоить еще 25 млрд. «Это минимум 50 млрд рублей, в следующей программе вооружения (на 2016–2025 годы) можно заложить эти деньги и создать новый самолет», – предложил главком.
«Благодарен, что вы волнуетесь за наши Вооруженные силы, но нужно двигаться вперед», – подытожил главком. Как ни странно, ему участники слушаний тоже бурно зааплодировали.
- Россия готовит серию перспективных вертолетов
- Каким может быть российский ударный беспилотник
- Петр Дейнекин: Ситуация в ВВС прогнозировалась нами заранее
- Укравшему четыре самолета МиГ-31 чиновнику дали 11 лет
- Продукция МиГа может оказаться невостребованной
«Мы что, дети что ли?»
Но тут с резкой отповедью Бондареву выступила заместитель Комоедова, летчик-космонавт, дважды герой СССР Светлана Савицкая.
Савицкая заметила, что оценить возможности и перспективу любого авиакомплекса и современного самолета могут только люди, которые сами на них летали. «Складывается впечатление, что есть силы, которые имеют рычаги управления в авиапромышленности, особенно боевой, подспудно делают все, чтобы производство высокотехнологичного, лучшего в мире самолета не возобновилось», – с досадой намекнула она.
Возмутила Савицкую и идея адаптации новых истребителей Су-35 и Т-50 к выполнению нынешней роли МиГ-31. По ее мнению, эти самолеты изначально предназначены для других задач.
«Товарищи, ну это же разные машины! Мы что, дети что ли? Одно дело – фронтовой бомбардировщик, другое – авиационный комплекс-перехватчик. Ну разные машины! Да, локаторы на Су-35 и Т-50 заложили новые, их можно использовать, но предназначены они для другого, – отметила она. – Дальность пуска ракет МиГ-31 – минимум 240 км, а у Су-35 какая, извините? 40 км. Вопросы есть? Что я, не права, командующий ВВС? Ну, значит, вы не знаете! Значит, на этих машинах не летали! А летчики-испытатели, которые летали на этих машинах, знают».
Савицкая признала, что есть ограничения по сверхзвуку и что стекла не выдерживают. «Но почему вы не заказывали эти стекла и не поменяли их? Вы заказчики?! Завод ведь есть! Надо было заказывать, а не говорить, что ничего нельзя! Не надо рассказывать нам, что сейчас ничего нельзя восстановить!» – возразила она Бондареву.
Савицкая также добавила, что МиГ-31 – это машина не для нынешних ВВС. «Это машина для войск воздушно-космической обороны. Эти войска существуют. Пока что они в распоряжении ВВС, и у вас одна задача – готовить летчиков, а у вас даже нет школы перехода на МиГ-31», – возмущалась она.
Причем ее эмоциональное выступление заслужило намного больше рукоплесканий, так что по уровню децибел она явно переиграла генерала.
«Не можем модернизировать его бесконечно»
Однако выступивший следом член Военно-промышленной комиссии при правительстве (ВПК) Михаил Каштан остудил страсти, признав, что возобновлять производство МиГ-31 правительство все равно не будет. Зато модернизация существующих должна быть приоритетным направлением для ОПК, утешил он депутатов.
#{weapon}«Одно из направлений модернизации сейчас – придание МиГ-31 функции фронтового бомбардировщика, включая бомбометание и применение управляемых авиационных бомб, – сказал Каштан. – Необходимо сохранить направление развития этого самолета как сверхзвукового дальнего истребителя-перехватчика, способного перехватывать цели как на малых, так и на больших высотах».
Каштан подчеркнул, что на первом этапе необходимо восстановить летную годность всех имеющихся воздушных судов этого типа, а это около 300 самолетов. «Мы не можем модернизировать его бесконечно, лишь какое-то время продлевать летный ресурс. В дальнейшем нам, безусловно, нужны такие самолеты. Необходимо рассмотреть передачу в ВВКО (Войска воздушно-космической обороны) каких-то частей истребительной авиации, когда они будут целенаправленно осуществлять перехват целей на всех высотах», – отметил Каштан.
«Попытка» встроиться в цепочку
В итоге участники слушаний приняли резолюцию в компромиссном духе – они рекомендовали Министерству обороны лишь сохранить имеющийся парк самолетов Миг-31 до принятия на вооружение новых подобных или лучших боевых машин.
Также рекомендовано скорректировать госпрограмму вооружения 2011–2020 годов, с тем чтобы модернизировать систему управления вооружением всех оставшихся самолетов, средства наземного контроля, а также системы подвески для применения новых и разрабатываемых образцов крылатых ракет и других видов оружия.
Как отмечают наблюдатели, подобные парламентские слушания вокруг производства конкретной модели оружия в Госдуме состоялись впервые. Для сравнения: в комитетах Конгресса США регулярно проводятся слушания по конкретным вопросам деятельности Пентагона или ВПК – о судьбе отдельных военных баз, видах военной техники или о потенциальных геополитических угрозах. Большинство слушаний носят открытый характер и широко освещаются в прессе.
Как сказал газете ВЗГЛЯД член комитета по обороне Владимир Бессонов, это всего лишь попытка Госдумы включиться в цепочку принятия решений по этим вопросам.
«Пока трудно сказать, меняется ли система принятия решений о закупках новых видов оружия. Ведь принят закон о гособоронзаказе, куда не был включен ряд предложений депутатов, касающихся этого вопроса. К сожалению, депутатов не услышало правительство, – пояснил Бессонов. – Жизнь и логика подсказывают, что дальше должно что-то измениться. Но пока все происходит в ручном режиме. Пока даже обещание потратить 23 трлн рублей в течение 10 лет на перевооружение армии в бюджете армии на 2013–2014 годы не подтверждается».
Напомним, что официально координирует политику по военно-промышленным вопросам, а также военно-технического обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства постоянно действующий орган при правительстве – ВПК, которую возглавляет вице-премьер Дмитрий Рогозин. В марте комиссии исполнилось 60 лет. С уходом Анатолия Сердюкова с поста министра обороны полномочия ВПК были заметно расширены.
В советское время полномочия ВПК были гораздо скромнее, чем сегодня. Она не имела права самостоятельно принимать решения о создании новых видов вооружений. Ключевые решения фактически принимались в профильных отделах ЦК КПСС и вступали в силу только после подписи генсека ЦК КПСС и председателя Совета министров СССР.