Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение её на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариевНачиная со школы
Государственный флаг предложено размещать на школах
Можно не сомневаться, что предложенный сегодня Владимиром Путиным законопроект о более широком использовании государственных символов будет поддержан как парламентом, так и всем обществом. В других странах мира размещенные на школах государственные флаги являются очень распространенным явлением.
Объясняя свою инициативу по изменению порядка использования флага и гимна, президент сказал: «Более широкое их применение, во всяком случае, в учебных заведениях, будет способствовать воспитанию патриотизма, особенно у молодого поколения. Будет возвращать наших граждан – при прослушивании гимна и поднятии государственного флага – не только к самим символам, но и к патриотическим чувствам».
Эти слова Путина прозвучали во время его разговора с преподавателями и завкафедрами конституционно-правовых дисциплин отечественных вузов - подобная встреча проходила впервые и была приурочена к приближающемуся 20-летию Конституции.
В Госдуме, куда законопроект уже поступил, сообщили, что в нем «делается упор именно на формирование уважительного, бережного отношения к государственным символам у подрастающего поколения». Вице-спикер, секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов отметил, что «уважение к государственным символам: флагу России, ее гимну – неотъемлемая часть уважения к своей стране, ее истории, ее настоящему», все эти качества формируются с детства.
- Путин предложил шире использовать флаг и гимн России
- Неверов: Уважение к государственным символам России формируется с детства
- В Госдуме поддерживают более широкое использование гимна и флага России
Изменения коснутся двух законов – о флаге и о гимне, в первую очередь в той части, что касается их использования в школе. Теперь государственный флаг будет постоянно вывешен на всех школах страны (независимо от того, частная школа или государственная) и будет подниматься во время массовых (в том числе и спортивных) мероприятий, проводимых образовательными учреждениями. А государственный гимн в школах будут исполнять перед первым занятием в день начала нового учебного года и во время торжественных мероприятий, посвященных государственным и муниципальным праздникам. Также исполнение гимна станет обязательным при открытии памятников и на торжественных собраниях, посвященных государственным и муниципальным праздникам.
Часть из того, что предлагает президент, в последние годы и так уже стала практиковаться в нашей стране – например, исполнение гимна в начале учебного года, но в необязательном порядке, а теперь предлагается закрепить это законодательно. Но главная новация – флаг над школой.
Пока что ежедневное присутствие флага было обязательно только на зданиях государственных учреждений и воинских частей, где проходит церемония его подъема. «Что касается подъема флага над школами, то он не был запрещен. Так что сейчас закон закрепляет существующую практику», – говорит председатель Геральдического совета при президенте Георгий Вилинбахов.
Поднятие над школами государственного флага – это логичное продолжение политики по воспитанию патриотизма с детских лет. Другим ее проявлением стала завершенная неделю назад работа над концепцией нового учебника русской истории. Школе все больше пытаются вернуть воспитательную функцию, от которой она практически избавилась в 90-е. Воспитания как человека, так и гражданина, хотя, по сути своей, именно разъединение двух этих понятий и привело к появлению поколений, плохо понимающих, в какой стране они вообще живут.
«Многие из молодого поколения вообще не мыслят своего существования в рамках государства, как будто они со своими интересами существуют сами по себе, а нация, государство, история страны – где-то отдельно, – говорит главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН Александр Ципко. – И их не волнует судьба государства, они не понимают очевидных вещей: если оно погибнет, то они лишатся всего, чем пользуются в качестве его граждан. Так что флаг над школой – мера крайне своевременная и необходимая. Эта практика применяется во всем мире, ведь школа – это место, где человек приобщается не только к знаниям, но и к национальной истории, к стране. Это мера, направленная на укрепление духовного здоровья нации, напоминающая о нашем единстве, о том, что мы принадлежим к единому государству, на преодоление духовного и морального кризиса 90-х, когда мы попали не только в идеологический, но и в государственный вакуум. Когда на волне борьбы с государством, с правоохранительными органами появилось в повседневной жизни отчуждение от того государства, в котором человек живет».
Незнание собственной истории, презрение к собственным же традициям, отрыв от национальной почвы порождают обезличенного интернационального потребителя, воспринимающего государство как нечто среднее между корпорацией и охранным агентством, или столь же вненационального чиновника, использующего государственные полномочия как инструмент для рэкета. Оба этих «вида» выросли без уважения к государству, в том числе и к его символам. Понятно, что, для того чтобы новые поколения уважали свою страну, они должны видеть, что люди во власти работают на общее, а не частное дело, но и без уважения к символам нашего государства не обойтись.
Потому что символ – это не просто образ. Флаг и гимн – это то, что обозначает Россию не только и не столько для иностранцев, сколько для нас самих. Гордиться только прошлыми победами невозможно, но если вообще не знать их, то любой символ твоей страны будет для тебя лишь торговым знаком, лейблом.
Нынешний флаг России имеет недолгую историю и пока освящен в основном спортивными достижениями, но все равно он символизирует наше государство, а значит, достоин уважения и поклонения (как и красное Знамя Победы, чей статус уже закреплен законом). Присутствие его в школе настолько естественно, что теперь можно только удивляться, что это не было закреплено законодательно. Ни в дореволюционной российской, ни в советской практике постоянного вывешивания флага на здании школы не было – он появлялся только по праздникам. Хотя во многих странах мира флаг в школе – вещь не просто привычная, но и обязательная. Причем в самой «свободной» стране мира действуют и самые жесткие законы на этот счет.
В США в большинстве школ и детских садов ежедневно проходит торжественная церемония поднятия флага, в которой участвуют все учащиеся. Более того, они еще и произносят клятву верности флагу, текст которой утвержден Конгрессом: «Обязуюсь хранить верность флагу Соединенных Штатов Америки и Республике, которую он олицетворяет, единой перед Богом, неделимой, свободной и справедливой ко всем». Лишь в некоторых штатах клятва необязательна или церемония проводится не каждый день. Так же обязателен ежедневный подъем флага и во всех учебных заведениях Китая.
«В США очень развиты процедуры, связанные с подтверждением своего гражданства и лояльности, с исполнением гимна, восхваляющего Америку, – говорит заместитель декана факультета прикладной политологии НИУ-ВШЭ, член президентского Совета по правам человека Леонид Поляков. – Они не пренебрегают воспитанием американцев в духе естественного патриотизма – и правильно делают».
И у нас обращение к агитации оправданно – это один из шагов на пути к выработке новой национальной идентичности, говорит Поляков:
«Кризис идентичности после распада СССР наиболее болезненно проходит в России (все остальные республики проблем с этим не испытывают, за исключением Украины). Мы по-прежнему в поиске. Не можем понять, как мы называемся, – некоторые предлагают называть всех русскими, другие настаивают на термине «россияне». Уже одно это показывает, что неопределенность велика. И это усугубляет проблему признания новой государственности в качестве именно российской государственности. Поэтому все атрибуты, которые сопровождают любое государство, вроде флага и гимна, должны более активно внедряться в повседневную жизнь, мы должны привыкать к ним».
По мнению политолога, это особенно важно для нового поколения, ребят, которые родились и выросли в России, для которых ностальгия по СССР не так типична, как для среднего и старшего поколения: «Им нужна постоянная демонстрация того, что Россия есть, что вот такие у нее флаг и гимн, другие атрибуты, единая история, понятная и простая, с подвигами и трагедиями. Нужно приучать новое поколение к тому, что оно живет в стране, у которой богатая история, но новая государственность, и нужно научиться это сочетать, воспринимать страну как свою. И у страны есть символы, которые заслуживают уважения и почета, а всякое надругательство над ними немедленно получает жесткий отпор. Новая государственность нуждается в опоре на неизменную символику».
В этом направлении должна вестись последовательная и методичная работа, рассчитанная не на сиюминутный результат, а на ближайшие десятилетия, говорит эксперт. Тогда можно надеяться, что через 10 лет восприятие новой российской идентичности как аутентично своей сформируется у большинства россиян.
Тогда, наверное, и гимн все будут знать наизусть. Кстати, несмотря на частые утверждения о том, что в России совсем не знают собственного гимна, ситуация постепенно выправляется. Если в 2004 году назвать первые слова гимна (принятого всего за четыре года до этого) могли лишь 19%, то в этом году уже 54% (на фоне 86% знающих герб и 96% правильно назвавших цвета флага – часть из них, правда, перепутали порядок цветов). Из всех трех символов государства гимн вызывает и наибольшие восхищение и гордость – их испытывают те же 54% опрошенных ВЦИОМом в августе этого года.