Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевГолоса вопиющих
Главной темой выборов в США стала борьба с бедностью
Серия муниципальных избирательных кампаний по выборам мэров и губернаторов в США не была богата на сюрпризы, но в ряде мест обернулась настоящей сенсацией. Более того, некоторые результаты голосования могут стать поворотной точкой в истории. Газета ВЗГЛЯД выбрала три наиболее интересные кампании и оценила их триумфаторов.
Во вторник американцы выбирали мэров нескольких крупных городов (включая Миннеаполис, Бостон, Атланту и Детройт), а также губернаторов двух штатов: Нью-Джерси, где победил действующий губернатор-республиканец Крис Кристи, и Виргинии, где «на новенького» пришел Терри Маколифф – демократ и большой друг семьи Клинтонов. Однако в центре внимания прессы предсказуемо оказались выборы мэра Нью-Йорка.
Главный мэр Америки
Чиновники констатируют, что денег в бюджете нет даже на бумагу, что стопорит выдачу самых банальных документов
Победа городского омбудсмена (с некоторым упрощением именно так можно перевести его должность на российский политический язык) Билла де Блазио на выборах мэра Нью-Йорка удивила разве что цифрами: он набрал аж 73% против 25% у соперника – кандидата от республиканцев Джозефа Лота, некогда руководившего городским департаментом транспорта. В остальном – без сюрпризов, де Блазио считался абсолютным фаворитом гонки еще на этапе партийных праймериз.
Эта победа разрешила давний политический парадокс: город, являющийся оплотом Демократической партии, на протяжении 20 лет возглавляли не демократы. Республиканцем был Рудольф Джулиани. От республиканцев же баллотировался Майкл Блумберг, позднее перешедший в стан беспартийных. «Большое яблоко» как бы показывало: да, я либеральный город, но капризный, с характером.
Другое дело, что Джулиани был очень умеренным, так сказать, «демократичным» республиканцем, а Блумберг по ряду вопросов вообще выступал левее большинства демократов. Да, мэр-миллионер не отдавал всего себя социальной политике, но именно он объявил в городе тотальную войну свободному ношению оружия, активно поддерживал легализацию гей-браков, показательно переживал по поводу экологических проблем и глобального потепления. В заслуги ему ставят, прежде всего, школьную реформу, в результате которой качество образования в городе значительно улучшилось, сокращение уровня преступности (сейчас в восьмимиллионном городе происходит менее одного убийства в день) и значительное улучшение городской инфраструктуры – крупнейший мегаполис США стал и красивее, и удобнее.
Многие называют правление Блумберга хотя и затянувшейся (три срока на посту вместо привычных двух), но блистательной эпохой – его рейтинг одобрения весьма высок. Меж тем триумфатор нынешних выборов из числа последовательных и довольно жестких критиков Блумберга. И в первую очередь – по социальным вопросам. В период своей кампании де Блазио не уставал напоминать, что 20% жителей богатейшего города находятся за чертой бедности (правда, черта бедности там – доход около тысячи долларов в месяц), 50 тыс. человек лишены крыши над головой, а реформа Блумберга хотя и повысила уровень школьного образования, но лишила части средств школы в бедных и неблагополучных кварталах.
- Вторая попытка Хиллари Клинтон вернуться в Белый дом
- Михаил Хазин: Легкой жизни никто не обещал
- Наталья Демченко: День выборов
- На президентских выборах в США не учли тысячи голосов
- Борис Кагарлицкий: В борьбе за Белый дом
- Прогнозы о распаде США, мягко говоря, преждевременны
- «Грязная кампания за честные выборы»: «Слон» и моська
Соответственно, большая часть программы нового мэра направлена именно на помощь неимущим. Обещания повысить налоги для богатых домохозяйств (а богатых домохозяйств в Нью-Йорке немало) и добиться увеличения количества социального жилья нашли у ньюйоркцев понимание.
При этом у де Блазио карикатурно «демократическая» биография – мало того, что всего лишь омбудсмен (к слову, на его небогатый административный опыт делал акцент соперник в период кампании), но еще и женат на афроамериканке – поэтессе, некогда объявившей себя бисексуалкой (впрочем, это произошло до знакомства с де Блазио). Добавим сюда группу поддержки – этнические меньшинства, студенты и профессура, интеллигенция, шоу-бизнес, филантропы – и получим почти идеального кандидата от левых. На юге США такой не имел бы ни шанса и с ходу был бы записан в коммунисты.
В подобном «левом повороте» Нью-Йорка, по сути, нет ничего удивительного. В Америке, строившейся на принципах экономического либерализма и личной ответственности за себя, все больше людей оборачиваются на Европу, где «государство благоденствия и справедливости» воспринимают через повышенное вмешательство государства в экономику, раздутые соцпрограммы и прогрессивную шкалу налогообложения.
«Оккупанты» Уолл-стрит ушли с улиц, чтобы выбрать себе мэра», – пишут газеты. Если эта тенденция продолжится, республиканцам, в партии которых налицо кризисные явления, рано или поздно придется сдвигаться в сторону центра и по экономическим, и по социальным вопросам, включая вопрос поддержки этнических меньшинств, доля которых в населении США постоянно увеличивается.
Последняя надежда «слонов»
Выборы губернатора штата Нью-Джерси сюрприза также не принесли. Как и ожидалось, победу одержал республиканец Крис Кристи, набрав около 60% голосов. Интересны эти выборы другим – именно на Кристи возлагает надежду умеренная часть республиканцев, а аналитики пророчат ему номинацию от «слонов» на президентских выборах. До выборов этих еще три года, что является для американской политики колоссальным сроком. Но шансы на то, что в финале с демократом (предположительно, Хиллари Клинтон) сойдется именно Кристи, действительно имеются.
Начать стоит с того, что Нью-Джерси, как и Нью-Йорк, демократический и по многим показателям прогрессивный штат. Победа Кристи над действующим губернатором-демократом Джоном Корзайном стала четыре года назад локальной сенсацией. Теперь же и многие зарегистрированные демократы признавались, что будут голосовать за Кристи – бывшего прокурора и многодетного отца.
Крис Кристи (Фото: Reuters) |
Сила Кристи в компромиссном подходе. Будучи консерватором в экономике, он, тем не менее, прогрессивен в отдельных социальных вопросах и легко находит общий язык с меньшинствами, привлекая тем самым и голоса меньшинств, и голоса либеральных избирателей (к примеру, его решением в штате была запрещена «коррекция гомосексуалистов», чего давно добивались американские психологи и психиатры). Другое дело, что Кристи не отпугивает и социальных консерваторов: да, он «гей-френдли», но при этом выступает категорически против однополых браков, а также абортов. Не вызывают у Кристи понимания и высокие расходы на охрану окружающей среды. Часть этих средств он перенаправил на борьбу с преступностью, сумев добиться определенных успехов.
Но главное, пожалуй, в том, что Кристи действительно проявил себя «эффективным менеджером», сочетая харизму с административными талантами. Убедиться в этом штат смог благодаря трагедии – урагану «Сэнди», что убил 113 человек и нанес государству ущерб в 50 млрд долларов. Нью-Джерси был в числе наиболее пострадавших штатов, но именно работу местного правительства по ликвидации последствий урагана ставил в пример остальным Барак Обама. Визит президента в Нью-Джерси продемонстрировал всем еще одну сильную сторону Кристи – умение договариваться с оппонентами из левого лагеря. «Жесткий, последовательный, но неконфликтный», – так характеризуют Кристи американские политологи.
Одно время его прочили даже в кандидаты в вице-президенты в паре с Миттом Ромни. Не сложилось по двум причинам. Для консервативного американского избирателя дуэт Ромни и Кристи стал бы слишком либеральным и слишком экзотическим. Да и сам Кристи явно сомневался в возможности победы, а посему решил избежать фальстарта и сосредоточился на проблемах штата, что принесло ему дополнительные очки.
Именно с Кристи некоторые связывают надежды на реформу Республиканской партии и смещение ее ближе к центру. С меньшинствами для этого не обязательно дружить, главное – не отпугивать их. В частности, очевидно, что «слонам» предстоит переманивать на свою сторону избирателей латиноамериканского происхождения, и у католика Кристи это может получиться. Последний кандидат в президенты, которому с грехом пополам удалось заручиться поддержкой части испаноязычных избирателей, был Джордж Буш-младший. Впоследствии латиносы почти поголовно голосовали за Обаму.
Бремя белого человека
А теперь о сенсации. Новым мэром Детройта стал демократ Майк Дагган. Но сенсация не в том, что он демократ (это было бы не сенсацией, а чем-то немыслимым), а в том, что он белый. Население города на 82% состоит из афроамериканцев, белых мэров тут не видели со времен окончания Вьетнамской войны, а в последние годы отдельным васпам с огромным трудом удавалось побеждать и на выборах более низкого уровня. Однако Дагган, возглавлявший городской медицинский центр, неожиданно набрал 55% голосов.
Майк Дагган (Фото: Reuters) |
Другое дело, что поздравить Даггана не поворачивается язык: доставшееся ему хозяйство находится в глубоком упадке. Одиннадцатый по количеству жителей город США страдает от колоссального уровня преступности, долгов и обветшания инфраструктуры. Образованные, состоятельные (и да – белые) жители буквально бегут из города, который был некогда автомобильной столицей США.
Кризис возник не вчера и уходит корнями еще в 60-е. Однако ключевой точкой можно признать 1973 год. Не потому, что именно в 1973-м город впервые выбрал себе мэра-афроамериканца, а потому, что именно тогда разразился нефтяной кризис, приведший к банкротству множества предприятий, массовой безработице и запустению целых кварталов. Сейчас о былом благополучии напоминают только некоторые белые пригороды и часть городского центра. Кажется, на городе давно поставили крест, и крупнейшие автопроизводители General Motors, Ford Motor Company и Chrysler держат в пригородах Детройта свои головные офисы исключительно из принципа и в рамках дани традиции.
Летом этого года власти Детройта, оценив свой долг в 18 млрд долларов, запустили процедуру самого крупного муниципального банкротства за всю историю США. Ранее Вашингтон фактически отказал городу в финансовой поддержке, но направил в него кризисного управляющего с почти диктаторскими полномочиями. Даггану придется это учитывать и как-то срабатываться с варягом, причем в период, когда положение выглядит патовым: процедура банкротства города и реструктуризация его долгов остановлены верховным судом штата Мичиган. Судебные баталии еще предстоят, а мэрия тем временем распродает коллекцию живописи городского Института искусств (в списке лотов числятся Рембрандт и Ван Гог). Чиновники констатируют, что денег в бюджете нет даже на бумагу, что стопорит выдачу самых банальных документов.
К слову, всего месяц назад бывший мэр Детройта Квейм Килпатрик, возглавлявший город в 2002–2008 годах, был приговорен к 28 годам тюрьмы по обвинению в коррупции, мошенничестве, нецелевом расходовании средств бюджета и даже рэкете. На суде Килпатрик покаялся за то, что воровство и махинации со стороны его команды в критический для города момент довели автомобильную столицу до ручки. Но, по большому счету, винить в таком положении вещей избиратели-афроамериканцы могут только себя. Об одиозности Килпатрика, его тяге к роскошной жизни за счет бюджета и сомнительным махинациям было хорошо известно за счет публикаций в прессе. Однако его все равно переизбрали на второй срок.
Бывший россиянин Антон, работающий ныне в компании Chrysler, прокомментировал ситуацию газете ВЗГЛЯД так: «Маловероятно, что Даггану удастся что-то сделать, город уже прошел свой путь к катастрофе, но американцы верят в чудеса».