Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевЛевый против левого
Эксперты: Уго Чавес может потерять власть в Венесуэле
Уго Чавес вновь идет в президенты, но ослабленному раком лидеру главной союзницы России в Латинской Америке впервые противостоит не либерал, а социалист, видный политик, губернатор успешного региона и единый кандидат от оппозиции. Энрике Каприлес пытается выиграть, не вступая в прямую конфронтацию с властью.
Предвыборная кампания в Венесуэле вступила в решающую стадию, и действующий руководитель страны Уго Чавес вновь оказался мишенью для американской критики.
Через некоторое время мы, конечно, почувствуем, что поддержка со стороны нового правительства будет гораздо меньше
На заявление кандидата в президенты от Республиканской партии Митта Ромни, раскритиковавшего Барака Обаму за «недооценку угроз, которые исходят от режимов, недоброжелательно настроенных по отношению к США», официальный Каракас ответил в среду выступлением министра иностранных дел Венесуэлы Николаса Мадуро.
«Мы верим в мир без империй и не верим в гегемонию американского империализма, – заявил Мадуро. – И хотя мы антиимпериалисты, это не значит, что мы настроены враждебно по отношению к народу этой страны. Мы никогда не были и не будем угрозой для США».
Миролюбивая риторика, по мнению экспертов, свидетельствует о том, что меньше всего власти Венесуэлы хотели бы оказания прямой помощи со стороны США основному противнику Чавеса на выборах.
Этот противник внушает опасения
Придя к власти еще в 1999-м, Чавес, хотя и имел очень сильных оппонентов и среди элит, и среди среднего класса, на выборах побеждал безоговорочно. Противники президента, впрочем, всегда были раздроблены, слишком очевидно ориентированы на США и выступали обычно с крайне либеральными идеями, неприемлемыми для большинства граждан страны. Харизматичный друг самого Фиделя Кастро, обещавший строить и строивший больницы, дороги, детские сады, а также ловко играющий на противоречиях России и США, одерживал победы без труда.
Еще больше легитимизировал режим Чавеса неудавшийся военный переворот, который в 2002 году организовали противники президента из числа проамериканских элит: значительная часть армии тогда осталась главе государства лояльна, сотни тысяч сторонников Уго вышли на улицы, венесуэльский нефтяной социализм так и остался национальной моделью и экономики, и политики.
Однако лидер объединенной оппозиции адвокат и политик Энрике Каприлес, сын еврейских эмигрантов из Польши, уже названный государственными СМИ «сионистом», первый из противников нынешнего кубинского лидера, идущий на выборы с почти чавесовской социалистической программой. Каприлес – левоцентрист, он менее радикален, чем его оппонент, но в главном – в сохранении социальных гарантий и отказе от приватизации крупнейших нефтяных месторождений – они с Чавесом сходятся.
- Чавес: При новом президенте Венесуэлу ждет война
- Чавес: Противники замышляют заговор
- Избирательная кампания стартовала в Венесуэле
- Чавес зарегистрировался для участия в президентских выборах
Каприлес, в отличие от нынешнего президента, не выступает против США, и среди бедных граждан Венесуэлы это ослабляет его поддержку, а среди богатых и образованных – усиливает.
Лидер венесуэльской оппозиции, которая вдруг пришла в себя и договорилась о честных праймериз (на них Каприлес и победил, набрав чуть более 60% голосов) и едином кандидате, моложе Чавеса, но он – политик с очень хорошим стажем и опытом.
В 26 лет он стал председателем нижней палаты венесуэльского парламента, с 2000 года дважды побеждал на выборах в очень богатой и почти идеальной с точки зрения уровня и качества жизни для Венесуэлы муниципии Барута, а в 2008 году именно Каприлес, набрав 52,5% голосов, одержал победу на выборах губернатора штата Миранда, оставив позади очень популярного Диосдада Кабельо, одного из самых ярых сподвижников Чавеса. Это было болезненное для президента поражение, и очевидно, что Каприлеса он опасается всерьез.
Главной линией атаки на оппозиционного кандидата является не его политическая программа, а некоторые аспекты биографии. Каприлеса обвиняют в гомосексуализме: он не женат и бездетен, что послужило основанием для громкой медийной атаки, на которую обратила внимание даже Independent, призвавшая Чавеса и его сторонников быть осторожней в гомофобских заявлениях, тем более не слишком обоснованных.
Виктор Семенов, заведующий лабораторией Института Латинской Америки РАН, полагает, что пока главный вопрос выборов – здоровье Уго Чавеса, который борется с раком: «Он уже перенес две операции. После первой он интенсивно работал, и ситуация ухудшилась. Какое-то время он воздерживался от интенсивной работы, но летом наступил период электорального процесса, ведения агитации. Я не уверен, что он выдержит этот темп. Если Уго Чавес сможет в хорошем состоянии дойти до октября, тогда он, несомненно, победит. Если же будут проблемы со здоровьем, шансы Каприлеса увеличиваются».
В свою очередь Юрий Рогулев, директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта, полагает, что существенное влияние на кампанию окажет вступившая в предвыборную гонку Америка, однако повторение в Латинской Америке арабского сценария не слишком вероятно.
«Конечно, сейчас закрутится довольно серьезная интрига, в которой будут участвовать и спецслужбы Соединенных Штатов. Этот вопрос не минует американскую избирательную кампанию. Кандидатам будет трудно удержаться от комментариев. Разумеется, они будут высказываться против Уго Чавеса, но в целом ситуация не та, чтобы они сейчас в открытую пытались именно в Венесуэле предпринимать какие-то шаги по продвижению определенного кандидата. Это может навредить им самим», – рассказал эксперт в комментарии газете ВЗГЛЯД.
Виктор Семенов также отметил, что Чавес умеет признавать и поражения, поэтому ожидать масштабных фальсификаций от лидера гонки не стоит: «Судя по предыдущим выборам, все будет чисто: Чавес признавал свое поражение на референдуме, когда не прошел закон о его бессрочном переизбрании. Он сильно не подтасовывает».
Если случится так, что Каприлес одержит верх, а такой вероятности эксперты не исключают, то отношения Венесуэлы с Россией официально не пострадают (никакой антироссийской риторики за кандидатом от оппозиции не замечено), но бизнес может понести убытки.
«Я думаю, что очень уж резких изменений не будет. Наши компании останутся в Венесуэле. Но через некоторое время мы, конечно, почувствуем, что поддержка со стороны нового правительства будет гораздо меньше, чем со стороны Чавеса, который мог вмешаться и решить какие-то вопросы. Каприлес за сотрудничество с зарубежными странами, но было высказывание, что он может пересмотреть контракты с Россией и Китаем», – пояснил газете ВЗГЛЯД заведующий лабораторией Института Латинской Америки РАН.
Согласен с ним и политолог Павел Святенков, который, однако, отметил, что без послевыборных волнений может и не обойтись.
«Соперник Чавеса подобран таким образом, чтобы не победить, но устроить громкий скандал после поражения. На это указывают еврейские корни кандидата. Официальная пресса Венесуэлы уже заявляет, что «сионизм – это враг», виновный к тому же в массовой бедности во всем мире. Думаю, что после победы Чавеса волнения неизбежно будут, однако реального изменения ситуации не произойдет. Венесуэла по-прежнему поставляет нефть в США, сопровождая это антиамериканскими выпадами, и вряд ли эта ситуация изменится», – полагает эксперт.