Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
12 июля 2012, 19:33 • Политика

«Психологическое насилие»

Павел Крашенинников: За клевету штрафовать на 5 млн рублей

«Психологическое насилие»
@ РИА "Новости"

Tекст: Ирина Костюкова

«Конституция гарантирует достоинство личности, и если мы понижаем штрафы до двух–трех тысяч, то охранять это право мы уже не можем... Люди, над которыми совершается такого рода насилие, будут прибегать не к правовым способам расправы», – заявил газете ВЗГЛЯД автор законопроекта о клевете Павел Крашенинников. Клевету он считает формой насилия, заслуживающей самого сурового наказания.

В пятницу Госдума должна принять во втором и третьем чтении законопроект о клевете. Как уже писала газета ВЗГЛЯД, в первоначальной версии документа, который был одобрен накануне, предполагалось наказывать клеветников тюрьмой на срок до четырех лет.

Хотя и в этом случае пострадавшие смогут обратиться с соответствующим заявлением в правоохранительные органы, но отозвать его они уже не смогут

Но еще в раньше, во вторник эту идею раскритиковал лично президент Владимир Путин, депутаты решили откорректировать закон, убрав из него упоминание о лишении свободы, но взамен значительно увеличив штрафы. Как именно теперь будет выглядеть этот законопроект, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал его автор, председатель комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников («Единая Россия»).

ВЗГЛЯД: Павел Владимирович, какие поправки вы намерены внести ко второму чтению законопроекта о клевете?

Павел Крашенинников: Лишение свободы и принудительные работы из законопроекта мы предлагаем исключить. В документе остаются лишь обязательные работы и штрафы. Что касается штрафов, то за распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь, достоинство и подрывающих репутацию человека, мы предлагаем наказывать штрафом до 500 тысяч, а за клевету в адрес кого-либо в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления мы предлагаем наказывать штрафом до 5 млн рублей.

ВЗГЛЯД: Но трудно себе представить, кто из рядовых журналистов может оплатить такой штраф. Вам не кажется эта сумма завышенной?

П.К.: Мы специально убрали из законопроекта нижний предел санкций. Там не написано «от 2 до 5 млн рублей» штрафа. Мы просто написали, что до 5 млн, и все. Окончательную сумму штрафа определит суд, исходя из ситуации, из того, какой реальный ущерб был нанесен истцу. Ведь клевета – это сильное психологическое насилие над человеком. И в зависимости от последствий преступления суд будет принимать окончательное решение о степени виновности подсудимого.

ВЗГЛЯД: Сколько часов обязательных работ фигурируют во второй версии закона и за что именно они будут грозить клеветникам?

П.К.: Максимальное количество часов обязательных работ, предлагаемых в законе, составляет 480. Это наказание будет назначаться только за клевету о совершении тяжких и особо тяжких преступлений.

ВЗГЛЯД: А за клевету о «болезни, вызывающей отвращение», а также о совершении преступления сексуального характера, каким будет максимальный штраф?

П.К.: Там будет предусмотрена санкция до 4 млн. Но я хочу подчеркнуть, что дело о распространении заведомо ложных сведений, порочащих честь, достоинство и подрывающих репутацию человека, будет заводиться только по заявлению пострадавшего в следственный комитет, которое впоследствии можно будет отозвать.

Что же касается других видов клеветы, то здесь будет проводиться обыкновенное расследование следственным комитетом и возбуждаться уголовное дело по факту публикации или публичного заявления чиновника. Хотя и в этом случае пострадавшие смогут обратиться с соответствующим заявлением в правоохранительные органы, но отозвать его они уже не смогут.

ВЗГЛЯД: Вчера один из ваших коллег в Госдуме поинтересовался у вас, есть ли на самом деле список болезней, вызывающих отвращение. Он официально существует?

П.К.: Список есть. Он называется, если я не ошибаюсь, «Заболевания, опасные для общества». Он был утвержден правительством в 2004 году. В нем упоминаются такие заболевания, как СПИД, чума или холера. В законе о клевете будет ссылка на соответствующее постановление правительства.

ВЗГЛЯД: В четверг, как сообщается, более тысячи журналистов подписали в Сети петицию с просьбой провести общественное обсуждение ваших поправок, а до тех пор не принимать их. Вы не боитесь, что ваш закон приведет к возвращению самоцензуры в прессе?

П.К.: Ну, вы же в своих статьях никогда себе этого не позволяете, независимо от того, была эта статья в уголовном кодексе или в административном. И я уверен, что основная часть журналистов, у которых добротное образование и воспитание, могут подать факты таким образом, чтобы никто не придрался. А если журналист допустит техническую ошибку, это не то же самое, что назвать человека террористом, насильником, больным СПИДом или убийцей. Надеюсь, что профессиональных и опытных журналистов это не коснется.

Нам нужно понимать, что 21 статья Конституции гарантирует достоинство личности, и если мы понижаем штрафы до двух–трех тысяч, то охранять это право мы уже не можем. Если бы мы этого не сделали, то люди, над которыми совершается такого рода насилие, будут прибегать не к правовым способам расправы.

Тем более, что с принятием обратного закона в декабре прошлого года количество клеветников увеличилось, так как люди просто перестали добиваться их наказания на столь мизерную сумму.

ВЗГЛЯД: Но у вас нет опасений, что с принятием закона суды окажутся просто завалены исками о клевете в Сети? Ведь многие блоги переполнены оскорблениями...

П.К.: Но ведь и в Великобритании, и в США за клевету предусмотрены огромные сроки  до 10 лет лишения свободы. Но такого рода дела у них встречаются крайне редко, так как большую роль играет превентивный характер этих норм. Никто кровожадности не хочет. Просто тот, кто хочет быть политиком, журналистом, чиновником, должен знать, например, что преступником человека может назвать только суд. И, кстати, ни о какой оппозиции речи тоже не идет.

ВЗГЛЯД: Заявления единороссов в прокуратуру против блогера Алексея Навального и ваш законопроект между собой не связаны?

П.К.: Я никогда в жизни не буду ничего делать под кого-то.

..............