Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевВторая после Грузии
Эксперты сказали, зачем России отправлять флот в Сирию
Отряд из нескольких больших десантных кораблей Черноморского флота находится в минутной готовности отправиться в сирийский порт Тартус. Об этом сообщают информированные источники в Москве. Оценки экспертов разделились. Одни считают, что корабли могут спровоцировать напряженность в регионе, другие – что она, наоборот, спадет.
Отряд в составе больших десантных кораблей (БДК) Черноморского флота «Николай Фильченков», «Цезарь Куников» и спасательного буксира «СБ-15» находится в готовности к выходу в Средиземное море для выполнения спецзадач в сирийском порту Тартус. Об этом «Интерфаксу» сообщил в среду информированный источник в Москве.
Прибытие российских десантников изменит ситуацию. Россия делает все для того, чтобы уменьшить противостояние
Готовы подняться на борт
«Командование Черноморского флота доложило руководству ВМФ о готовности отряда боевых кораблей к выполнению задач в Средиземном море. Никаких указаний на отмену ранее поставленной задачи на флот не поступало», – сказал источник, добавив, что «Цезарь Куников» завершил в среду выполнение в море всех предпоходовых мероприятий и приступил к пополнению запасов.
«Подразделения бригады морской пехоты Черноморского флота при поступлении приказа готовы занять свои места на борту двух боевых кораблей и вспомогательного судна», – добавил источник.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, во вторник стало известно, что экипажам «Николая Фильченкова» и «Цезаря Куникова» внезапно приказали готовиться к выполнению задач по защите государственных интересов у сирийских берегов.
Буквально «под парами»
Еще в пятницу американский телеканал NBC со ссылкой на источники в армии США передал, что Россия направила в Тартус военные корабли для охраны местных военных баз.
В свою очередь военно-дипломатический источник в Москве подтвердил, что «буквально «под парами» для отправки к берегам Сирии находится один из больших десантных кораблей Черноморского флота». «На его борту находится группа морских пехотинцев Черноморского флота, которым поставлена задача в случае необходимости обеспечить защиту инфраструктуры пункта материально-технического обеспечения ВМФ России, который расположен в сирийском порту Тартус», – сказал он.
На следующий день телеканал CNN со ссылкой на Пентагон передал, что, согласно полученным снимкам с разведывательных спутников, к Сирии следует «Николай Фильченков», который начал загружаться в Севастополе еще 7 июня и уже направляется в Тартус.
Представитель Пентагона капитан Джон Кирби ранее в среду заявил, что планы отправки российских кораблей в Сирию продиктованы исключительно защитными целями, о которых ранее объявлялось в Москве. Он призвал не «нагнетать риторику».
- Обама: США не представляют упорядоченной передачи власти в Сирии
- Путин: Смена власти в Сирии возможна только конституционным путем
- Российским десантным кораблям дали команду готовиться к походу в Сирию
- Источник: Российские корабли обеспечат безопасность базы ВМФ в Сирии
- Разведка США назвала направляющийся в Сирию корабль ВМФ России
В российском Генштабе эту информацию опровергли. «Все наши корабли находятся на базе Севастополь, за исключением большого десантного корабля «Цезарь Куников», но он идет не из Черного моря в Средиземное, а наоборот, из Средиземного в Черное после пребывания в итальянском порту Мессина и в субботу прибудет в Севастополь. Или у американцев плохо работает разведка, или они плохо учили в школе географию», – заявили там.
«Туда полезут американцы»
Первый вице-президент Академии геополитических проблем, капитан I ранга запаса Константин Сивков считает, что если поставка в Сирию бронетехники «оправданна», поскольку между странами налажено военно-техническое сотрудничество, то возможная отправка в Сирию морской пехоты «является крайне нежелательным шагом».
«Это может быть воспринято как интернационализация внутреннего вооруженного конфликта в Сирии, что может привести в целом к серьезным проблемам, связанным с тем, что туда полезут американцы. Если такая акция состоится, она станет оправданием для вмешательства Запада в сирийские дела», – сказал Сивков газете ВЗГЛЯД.
«Защитить российских граждан»
Однако руководитель Центра военного прогнозирования кандидат военных наук полковник Анатолий Цыганок поддерживает идею о том, чтобы Москва отправила в Сирию свои боевые корабли, так как «российские военнослужащие в первую очередь должны обеспечить защиту российских граждан, которые находятся сейчас в Сирии». По его словам, если в Сирии развернутся широкомасштабные бои, то морская пехота должна защитить базу.
«Мы будем защищать свою военно-морскую базу. Для этого должны быть средства ПВО. Если они там есть, то я глубоко сомневаюсь, что Франция и другие страны, которые хотят нанести удар по Сирии, станут атаковать российские корабли в Тартусе и саму базу», – сказал Цыганок газете ВЗГЛЯД.
Эксперт уверен, что Турция, член НАТО, не закроет Босфор для прохода российских кораблей. «Согласно конвенции Монтре о статусе проливов Турции принадлежит право не пускать чьи-либо корабли через Босфор только в условиях боевых действий. Турция пропустит», – заверил эксперт.
Цыганок отметил, что сами турки неоднократно использовали конвенцию, чтобы штрафовать Польшу, Германию, чьи корабли находились в Черном море дольше разрешенного срока. Напомним, согласно конвенции Монтре общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Черном море не должен превышать 30 тыс. т (с возможностью повышения этого минимума до 45 тыс. т в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран) со сроком пребывания не больше 21 суток.
«Просто набрать воды»
Военный аналитик Дмитрий Литовкин полагает, что направлять корабли Москве имеет смысл лишь по геополитическим причинам.
«В военном плане защищать нам в Тартусе нечего, – сказал Литовкин газете ВЗГЛЯД. – База в Тартусе – это плав-причал, на котором наши корабли в лучшем случае могут просто набрать воды, пополнить запас топлива и провести мелкий ремонт. А с точки зрения эвакуации российских граждан можно вспомнить начало 1990-х годов, когда корабли Черноморского флота эвакуировали наших туристов из Абхазии, когда там начинался грузино-абхазский конфликт. Это да, это эффективно, но, как мне представляется, самолеты МЧС это могли бы сделать быстрее и без лишних каких-то демонстративных политических «реверансов».
Литовкин напомнил, что в принципе посылать корабль за людьми не так удобно, потому что там нет мест для их размещения, а «до Севастополя из Тартуса, наверное, неделю плыть». Тем более это сопряжено с проблемами с Турцией, членом НАТО, которая, «конечно, там будет козни египетские устраивать на проходе через Босфор».
По мнению Литовкина, турки не имеют права остановить военные корабли, но могут их притормозить: «Там, в Средиземном море, и американский флот находится, который также может затормозить все это хозяйство... Так что на политическом уровне будут проблемы».
Мишень для одного «Томагавка»
Литовкин уверен, что российские морские пехотинцы, даже если они будут доставлены в Тартус, вряд ли вмешаются в гражданскую войну в Сирии даже для участия в тайных операциях.
«Втихаря при таких операциях никогда ничего не получается. Даже те корабли, что сейчас отплывают из Севастополя... Ну сколько они могут взять на борт? Это мизер военнослужащих, которые могут легко стать пушечным мясом для одного «Томагавка». Литовкин напоминает, что весь оружейный экспорт в Сирию был для Москвы дотационным. «Что мы защищаем в Сирии? Военно-техническое сотрудничество? Так в рамках Рособоронэкспорта оно вряд ли превышает 1–2%. Сирия – некредитоспособное государство, и туда мы оружие поставляли, в общем-то, в долг. Ни одно наше предприятие не чихнет, если бы мы потеряли весь этот экспорт.. Собственно, то, что мы держимся за Сирию, – это политическое решение руководства государства. После Сирии будет Иран, после Ирана, не дай Бог, и мы».
Литовкин также не считает, что прибытие кораблей заметно поднимет боевой дух правительственных войск. «Сирийская армия на самом деле достаточно боеспособна и хорошо укомплектована. Сирия получала от нас материально-техническое обеспечение на протяжении многих лет. Думаю, на складах сирийской армии всего достаточно, чтобы долго вести боевые действия. Но эта оценка, разумеется, не касается возможного конфликта с НАТО, при котором сирийскую армию просто снесут».
По мнению Литовкина, в Сирии Москва должна ограничиться дипломатическими мерами, не рискуя жизнями солдат. «Мы можем в ООН выступать на стороне Сирии, мы можем декларировать поддержку режиму Асада внутри страны, но вот участие наших военных в этих операциях – это была бы глупость, потому что реально ничего изменить в этой ситуации они не смогут».
Литовкин также напомнил о том, что приход христиан в мусульманский мир всегда может быть использован для разжигания религиозной войны. «Любое даже случайное убийство местного жителя будет воспринято как признак очередного крестового похода, – заметил эксперт. – Наши окажутся там как между молотом и наковальней».
«Мы просто захватывали аэродром»
Сообщение о походе в Тартус побудило и других аналитиков набросать свои варианты развития событий. К примеру, блогер Денис Мокрушин попытался представить, во сколько обернется России решимость вмешаться в сирийский конфликт, чтобы вместе с национальной армией дать отпор интервенции США.
А обозреватель «Новой газеты» Павел Фельгенгауэр настаивает на том, что у России попросту не хватит материально-технических средств для участия в кампании на стороне Сирии, поэтому отправка кораблей – это не более чем шумный пиар-ход. По мнению обозревателя, власти «задумали что-то вроде знаменитого «броска на Приштину» июня 1999 года, когда сотня десантников-миротворцев на БТР проехала в Косово из Боснии в сопровождении сербской полиции с мигалками».
«Шума было много и национальной гордости, как после недавнего матча с чехами, и конечный результат примерно тот же», – констатирует Фельгенгауэр.
Но Сивков не видит прямых параллелей между Сирией и Косово. «Там уже состоялась военная интервенция со стороны Запада. И в этих условиях участие России в той операции было оправданно. Мы не создавали прецедента для начала войны», – напомнил эксперт.
Цыганок также отмечает, что в Косово была иная ситуация. «В Сирии находятся российские граждане. В Приштине, откровенно говоря, мы просто захватывали аэродром. Сейчас я вполне допускаю, что прибытие российских десантников изменит ситуацию. Россия делает все для того, чтобы уменьшить противостояние», – уверен эксперт.
При этом он указал, что сама база Тартус неудобна для подхода кораблей, для чего в свое время проводились работы по углублению дна, но крупные корабли все равно вынуждены стоять на рейде вдали от берега. Тем не менее, уверен он, в случае если Запад решит провести против Сирии военную операцию, база не будет подвергнута нападению, потому что Россия – член Совбеза ООН. Однако, не исключает Цыганок, базу могут атаковать сирийские мятежники.
«Сирийская освободительная армия, по некоторым оценкам, насчитывает от 10 до 12 тыс. человек. Ее основные базы находятся в приграничных районах с Турцией. Также в ее рядах насчитывается до 600 человек, прибывших из Ливии. Если эта армия решит начать действия против базы, то Россия примет меры по защите своих граждан», – уверен Цыганок.
Напомним, что последний раз корабли ЧФ участвовали в реальных боях во время войны с Грузией в 2008 году. В итоге тогда почти полностью был уничтожен грузинский флот.