Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
5 комментариев«Маски сброшены»
Единороссы и оппозиционеры обсудили "Анатомию протеста 2"
Сергей Удальцов «наговорил на уголовное дело», заявил сенатор Руслан Гаттаров, который наряду с представителями оппозиции участвовал в ОП в обсуждении фильма «Анатомия протеста 2». Оппозиционеры призвали, напротив, расследовать, каким образом НТВ добыл свои материалы. Тем временем свои показания в связи с фильмом дал в СКР соратник Удальцова Леонид Развозжаев.
Оппозиционер Леонид Развозжаев, активист «Левого фронта» и помощник депутата Госдумы Ильи Пономарева, был опрошен в рамках доследственной проверки в Следственном комитете по фактам, изложенным в фильме «Анатомия протеста 2».
Нарушением закона будет, если спецслужбы не приобщат этот материал к уголовному делу, на которое Сергей Удальцов точно наговорил
«Вышел с допроса, рассказал все как есть. Никакого Гиви не знаю, ни от каких иностранцев денег не получал», – написал Развозжаев в своем микроблоге в «Твиттере» в пятницу. Он также добавил, что отказался давать показания на видеокамеру.
Накануне Следственный комитет сообщил, что двое оппозиционеров Константин Лебедев и Развозжаев не прибыли по вызову для дачи показаний по поводу кадров из фильма «Анатомия протеста 2». Зато, как сообщал «Интерфакс», накануне свои показания по фильму дал лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов. Позже видеозапись опроса была показана по телевидению.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 5 октября в эфире телеканала НТВ был показан фильм «Анатомия протеста 2», из содержания которого, в частности, следовало, что экс-президент Банка Москвы Андрей Бородин выразил готовность выделить крупную сумму денег на поддержку внесистемной оппозиции в РФ.
Посредником, по утверждению создателей фильма, выступает Таргамадзе, а одним из исполнителей плана активизации протестного движения в России является Удальцов, а также националисты.
Телеканал показал видеозаписи, сделанные скрытой камерой, о встрече активистов «Левого фронта» во главе с Удальцовым с Таргамадзе. На следующий день представитель СКР Владимир Маркин сообщил, что главным следственным управлением СК РФ организована проверка фактов организации массовых беспорядков в РФ, изложенных в документальном фильме «Анатомия протеста 2».
Дебаты в «малиннике»
Общественная палата (ОП) РФ в тот же день провела слушания, посвященные телевизионному фильму «Анатомия протеста 2». На дискуссию, свидетелем которой был корреспондент газеты ВЗГЛЯД, были приглашены как представители «Единой России», так и оппозиция. Модератором на ней выступил член ОП, адвокат Анатолий Кучерена.
На дебаты пришли два наиболее известных полемиста – представительницы прекрасного пола с обеих сторон. От «белоленточного движения» пришла телеведущая Ксения Собчак. Она прошлась по залу ОП, как по подиуму, в наряде модного российского дизайнера Ульяны Сергиенко: длинная юбка советского образца и такая же кофта коричневого цвета, как у советских школьниц, – и на высоких ультрамодных каблуках-копытцах (такие можно увидеть на витринах магазина Prada). Хвостик на затылке был собран нарочито небрежно – так сейчас тоже модно). Представлявшая правящую партию депутат Госдумы Ирина Яровая явно не уступала своей оппонентке: красиво уложенные волосы, утонченный макияж, пиджак модного кобальтового цвета и сумка в тон от Celine.
Председатель комиссии ОП по развитию гражданского общества Иосиф Дискин, оказавшийся в итоге за столом между Собчак и Яровой, перед заседанием не мог не заметить вслух: «Какая честь – находиться в малиннике!»
Открывая заседание, Кучерена неожиданно для аудитории заявил, что приветствует оппозицию, считая ее роль крайне важной для обмена мнениями между властями и обществом. Напомним, что ранее, в интервью газете ВЗГЛЯД, Кучерена крайне резко отозвался о роли оппозиционеров, которые фигурируют в фильме. Затем он обозначил тему дискуссии – «Отношение к финансированию российских политиков из иностранных источников» – и передал слово представителю СК генерал-майору юстиции Владимиру Маркину.
«Было сказано все вчера. Удальцов на опросе сказал то, что сказал. Судить вам. Проводится доследственная проверка», – был по-генеральски немногословен Маркин.
Взявший следующим слово зампред Госдумы, замсекретаря генсовета «Единой России» Сергей Железняк призвал Общественную палату вместе с общественными организациями выработать ясную позицию по поводу того, приемлемо ли для общественно-политических организаций идти на сделки с иностранцами и криминалитетом, какие формы защиты нужны в таких случаях. Вспомнив о самом фильме НТВ, Железняк отметил, что он не оставил равнодушным большинство граждан.
Выступившая следом Яровая отметила, что материал был показан в фильме «без купюр». «Сработала система гражданской позиции, телеканал заявил гражданскую позицию», – сказала Яровая. Она призвала «сделать максимально публичными итоги проверочных мероприятий».
«Важно отличать политику от уголовщины. В другой стране, я вас уверяю, эти люди находились бы уже под прицелом следствия, – заявила депутат. – Они кормятся из тех же рук, что и террористы. Это общественная угроза. Оппозиционерам нужно быть либо максимально честными, либо быть разоблаченными».
Далее Кучерена дал, наконец, слово Собчак, которой явно давно не терпелось высказаться, она не раз пыталась сама вмешаться в разговор. Ведущий сразу спросил Собчак: «Допустимо финансирование оппозиции с помощью иностранных деятелей?» «Ответ очевиден – нет», – с возмущением ответила Собчак.
«Я согласна, что оппозиционные лидеры не имеют права брать деньги у граждан других стран, в том числе страны, с которой у нас нет дипломатических отношений», – сказала Собчак.
В то же время телеведущая заявила, что предметом обсуждения должно стать не содержание этого фильма, а существующая в стране цензура, не позволяющая журналистам, с одной стороны, объективно отражать деятельность оппозиции, а с другой – создавать фильмы с критикой властей, например «Анатомия власти».
- Версии Удальцова и СК о его допросе разошлись
- СФ требует скорейшей проверки фактов из "Анатомии протеста"
- Россия за измену Родине карает мягче многих других стран
- Действия героев "Анатомии протеста 2" подпадают под УК РФ
- Фильм "Анатомия протеста 2" изучат в ФСБ и СКР
- Кучерена: «Анатомия протеста 2» открывает глаза на оппозицию
- Эксперты: Власти Грузии займутся героем "Анатомии протеста"
«Дайте возможность другим журналистам, оппозиционным, делать свои материалы, и тогда у нас будет предмет для дискуссии», – сказала Собчак. Она также отметила, что подобные дискуссии должны проходить не в Общественной палате, а «на федеральных каналах – там, где представляются такие материалы».
В этот момент в спор вмешался Железняк, который напомнил Собчак, что существует закон о СМИ, в котором говорится о редакционной неприкосновенности, поэтому нужно сперва найти такой канал, который может опубликовать материалы предполагаемого фильма.
«Идет неразборчивое идеологическое смешение»
Слово получил и другой видный оппозиционер – депутат Госдумы Илья Пономарев* (напомним, что опрошенный в этот день в СК Развозжаев – его официальный помощник как депутата). Он предупредил, что Сергей Удальцов – его друг и коллега по «Левому фронту», поэтому объективным он быть не может.
Пономарев призвал обратить внимание на ряд нестыковок в фильме, которыми он призвал заняться Следственный комитет. «После этого фильма легальная политика в стране снизится», – подытожил Пономарев.
Единоросс Руслан Гаттаров, член Совета Федерации, продолжил дискуссию тихим и спокойным голосом: «В Совете Федерации мы договорились последить за ходом расследования. Если через месяц мы не увидим, что наши спецслужбы работают активно, мы начнем свое расследование». Напомним, что Совет Федерации взял под свой контроль ход доследственной проверки по фильму.
Гаттаров отметил, что, безусловно, те факты, которые были представлены в фильме, – это уголовное преступление. «Человек готов на все, чтобы получить власть», – сказал сенатор, имея в виду Удальцова. Он также отметил, что Совет Федерации готов поддержать и защитить сотрудников телеканала НТВ.
«Я хочу поддержать канал, сказать, что в отношении тех журналистов, фамилии которых были в титрах фильма, данные которых хотят опубликовать... Мы этого не допустим, мы их защитим», – пообещал Гаттаров. «Если журналисты критикуют власть, то это вызывает одобрение. Если кто-то про оппозицию покажет правду, то это сразу ужас», – в этот момент тон его голоса стал повышаться.
Члены Общественной палаты призывали учесть «исторический опыт России». «Только жесткое осуждение гражданским обществом выхода протеста за рамки закона способно оградить нашу страну от разрушения», – сказал Дискин. По его мнению, среди оппозиции «идет неразборчивое идеологическое смешение с теми, кто не разделяет ценности демократии, либерализма», цитирует его ИТАР-ТАСС.
В финале дискуссии слово вновь взяла Яровая – она кратко подытожила: «Маски сброшены».
«Наговорил на уголовное дело»
Оппозиционеры после дискуссии признали, что дебаты оказались интересными. Как сказал газете ВЗГЛЯД Илья Пономарев, ряд участников дискуссии со стороны партии власти «были зомбированными», судя по их высказываниям «по поводу врагов и всего прочего». «Мне не кажется, что должна была быть найдена какая-то истина. Но люди смогли высказать в спокойном режиме трезвые точки зрения по поводу этого фильма», – отметил Пономарев.
Депутат уверен, что если расследование по фактам, изложенным в фильме, будет строго юридическим, то наказание должно грозить «прежде всего журналистам, которые его делали».
«Вопрос в том, каким образом они достали эти материалы. И насколько это было законно. Если они общались с человеком, которого у нас разыскивают, то почему они его не сдали в Следственный комитет? И почему они предпочли опубликовать какие-то материалы, после чего их уже нельзя будет использовать как материалы в суде, вместо того чтобы с самого начала проинформировать правоохранительные органы и провести полноценное расследование?» – риторически спросил Пономарев.
Однако Гаттаров заочно возразил депутату. Он не видит проблемы в источнике информации сотрудников НТВ.
«Может быть, им предоставили материалы сторонние лица. Я не вижу в этом проблемы. Пономарев сам сказал, что у него дружеские отношения с Удальцовым. Он готов его поддерживать даже в этой ситуации. И он его таким образом пытается выгородить. Никаких претензий к журналистам быть не может. Они не украли материал. Это не секретный материал, который им передал сотрудник спецслужб. Это не нарушение закона. Нарушением закона будет, если спецслужбы не приобщат этот материал к уголовному делу, на которое Сергей Удальцов точно наговорил», – заявил Гаттаров газете ВЗГЛЯД.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом